Понятие и сущность методов воспитания. Контрольная работа

Понятие и сущность методов воспитания. Контрольная работа
5 (100%) 3 votes

Вступление

Процесс воспитания — это процесс формирования, развития личности, включающий в себя как целенаправленное воздействие извне, так и самовоспитание личности.

Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.

В учебных пособиях по педагогике прежних лет была распространена формулировка, согласно которой процесс воспитания — это организованное, целенаправленное руководство воспитанием школьников в соответствии с целями, поставленными обществом.

Разницу в определениях можно обнаружить, сопоставляя значения понятий «взаимодействие» и «руководство». Первое отражает сложнейшие отношения воспитателей и воспитуемых, отводя последним активную роль, а второе представляет их как пассивный объект педагогического руководства. В современном понимании процесс воспитания — это именно эффективное взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение заданной цели.

Согласно одной из распространённых ныне концепций процесс воспитания представляется как взаимосвязанная цепь развивающихся воспитательных ситуаций, каждая из которых строится с учётом результатов предыдущей. При таком понимании процесс воспитания — это саморазвивающаяся система, единица которой — развивающаяся воспитательная ситуация.

Развиваются не только воспитанники, воспитательная деятельность, сам воспитатель, его взаимодействие с воспитанниками; развивается целостный объект, который, будучи системой, есть нечто большее, чем совокупность компонентов. Так преодолевается односторонность обособленных подходов к пониманию воспитания — социологического, психологического, технологического, со­циально-психологического; теория воспитания приобретает собственный объект исследования.

Выявлены и охарактеризованы такие свойства воспитательного процесса, как статистичность, многомерность, иерархичность, самоуправляемость.

1. Понятие и сущность процесса воспитания

1.1 Понятие процесса воспитания

Личность человека формируется и развивается под влиянием многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определённым целям. При этом сам человек не пассивное существо, он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.

Понятие «воспитание» — одно из ведущих в педагогике. Оно употребляется в широком и в узком смысле. Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность. В данном случае воспитание практически отождествляется с социализацией. Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Деятельность педагогов в этом случае называется воспитательной работой.

В определении понятия «воспитание» заключены некоторые трудности, во-первых, в крайней сложности самого воспитательного процесса, во-вторых, в невозможности выделить процесс воспитания из комплекса жизнедеятельности (из процесса социализации, обучения и психологического формирования личности), в-третьих, в неопределённости самого, результата, воспитания — воспитанности (сложность структуры и неустойчивость). Процесс воспитания — многофакторное явление. Необычное определение воспитанию дано А. В. Мудриком [1]. «Воспитание — социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека». В определении отсутствует сам акт педагогического воздействия на воспитуемого и взаимодействия его с воспитателем.

Воспитание — суть формирование воспитанности в условиях всестороннего воздействия воспитателя на воспитуемого в активном их взаимодействии в процессе обучения, формирования и развития личности. Именно целесообразное воздействие, а не само воздействие, является решающим фактором воспитания.

Важной категорией педагогической теории воспитания должна стать — «воспитанность». Воспитанность — это результат воспитания, представленный устойчивой системой ценностного мира личности, которая определяет всю совокупность социальных отношений последней. Таким образом, процесс воспитания — это последовательная смена состояний воспитания, в ходе которой происходит изменение личности воспитанника.

1.2 Классификация видов воспитания

В педагогической литературе принято классифицировать виды воспитания по разным критериям.

Наиболее обобщённая классификация различает [2]:

  1. умственное;
  2. нравственное;
  3. трудовое;
  4. физическое воспитание.

В зависимости от различных направлений воспитательной работы в образовательных учреждениях выделяют [2, 3]:

  • гражданское
  • политическое
  • интернациональное
  • нравственное
  • эстетическое
  • трудовое
  • физическое
  • правовое
  • экологическое
  • экономическое воспитание.

По институциональному признаку выделяют:

  • семейное
  • школьное
  • внешкольное
  • конфессиональное (религиозное)
  • воспитание по месту жительства (общинное в американской педагогике)
  • воспитание в детских, юношеских организациях
  • воспитание в специальных образовательных учреждениях.

По стилю отношений между воспитателями и воспитанниками различают [4]:

  • авторитарное
  • демократическое
  • либеральное
  • свободное воспитание.

В зависимости от той или иной философской концепции выделяются:

  • прагматическое
  • аксиологическое
  • коллективистское
  • индивидуалистическое и другое воспитание.

Целенаправленное управление процессом развития личности обеспечивает научно-организованное воспитание или специально организованная воспитательная работа. Там, где есть воспитание, учитываются движущиеся силы развития, возрастные и индивидуальные особенности детей; используются положительные влияния общественной и природной среды; ослабляются отрицательные и неблагоприятные воздействия внешней среды; достигаются единство и согласованность всех социальных институтов; ребёнок раньше оказывается способным к самовоспитанию.

1.3 Особенности процесса воспитания

Воспитательный процесс имеет ряд особенностей [5]:

  1. целенаправленность
  2. многофакторность
  3. комплексность
  4. вариативность и неопределённость результатов
  5. двусторонний характер
  6. обратная связь.

Прежде всего, процесс воспитания целенаправленный. Наибольшую эффективность обеспечивает такая его организация, при которой цель воспитания превращается в цель, близкую и понятную воспитаннику. Именно единством целей, сотрудничеством при их достижении характеризуется современный воспитательный процесс.

Процесс воспитания — процесс многофакторный, в нем проявляются многочисленные объективные и субъективные факторы, обусловливающие своим совокупным действием невообразимую сложность данного процесса.

Установлено, что соответствие субъективных факторов, выражающих внутренние потребности личности, объективным условиям, в которых личность живёт и формируется, помогает успешно решать задачи воспитания. Чем больше по своему направлению и содержанию совпадают влияния организованной воспитательной деятельности и объективных условий, тем успешнее осуществляется формирование личности.

Процесс воспитания — процесс комплексный. Комплексность в данном контексте означает единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса, подчинённое идее целостности формирования личности. Формирование качеств личности происходит не поочерёдно, а одновременно, в комплексе, поэтому и педагогическое воздействие должно иметь комплексный характер. Это не исключает, что в какой-то момент приходится уделять большее внимание тем качествам, которые по уровню сформированное не соответствуют развитию других качеств.

Комплексный характер воспитательного процесса требует соблюдения целого ряда важных педагогических требований, тщательной организации взаимодействия между воспитателями и воспитанниками.

Воспитательному процессу присуща значительная вариативность и неопределённость результатов. В одних и тех же условиях результаты могут существенно отличаться. Это обусловлено действиями названных выше субъективных факторов: большими индивидуальными различиями воспитанников, их социальным опытом, отношением к воспитанию. Уровень профессиональной подготовленности воспитателей, их мастерство, умение руководить процессом также оказывают большое влияние на его ход и результаты.

Процесс воспитания имеет двусторонний характер. Его течение необычно тем, что идёт в двух направлениях: от воспитателя к воспитаннику и от воспитанника к воспитателю.

Управление процессом строится главным образом на обратных связях, т. е. на той информации, которая поступает от воспитанников. Чем больше её в распоряжении воспитателя, тем целесообразнее воспитательное воздействие.

1.4 Содержание процесса воспитания

Под содержанием воспитания понимают систему знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами.

В последние годы взгляды на содержание воспитательного процесса быстро и радикально менялись. Нет единства и сегодня: наше общество, а вместе с ним и школа переживают трудный период постижения объективной истины. Взят курс на гуманизацию и демократизацию школы, который должен привести к новому качеству воспитания.

В основе современной идеологии воспитания лежат следующие компоненты [6]:

  1. реализм целей воспитания
  2. совместность деятельности
  3. самоопределение
  4. личностная направленность
  5. добровольность
  6. коллективистская направленность.

Реализм целей воспитания. Реальная цель сегодня — разностороннее развитие человека, опирающееся на его способности и дарования. Средство достижения этой цели — освоение человеком базовых основ культуры. Отсюда центральное понятие содержания воспитания — «базовая культура» личности. Это культура жизненного самоопределения: экономическая культура и культура труда; политическая, демократическая и правовая; нравственная и экологическая, художественная и физическая; культура семейных отношений.

Совместная деятельность детей и взрослых. Поиск совместно с детьми нравственных образцов, лучших образцов духовной культуры, культуры деятельности, выработка на этой основе собственных ценностей, норм и законов жизни составляют содержание работы воспитателя, обеспечивая активную личную позицию школьника в воспитательном процессе.

Самоопределение. Развивающее воспитание предполагает формирование целостной личности — человека с твёрдыми убеждениями, демократическими взглядами и жизненной позицией. Важнейший элемент содержания воспитания — культура жизненного самоопределения человека. Жизненное самоопределение — понятие более широкое, чем только профессиональное и даже гражданское. Культура жизненного самоопределения характеризует человека как субъекта собственной жизни и собственного счастья. Именно в гармонии человека с самим собой должно идти гражданское, профессиональное и нравственное самоопределение.

Личностная направленность воспитания. В центре всей воспитательной работы школы должны стоять не программы, не мероприятия, не формы и методы, а сам ребёнок, подрос­ток, юноша — высшая цель, смысл нашей педагогической заботы. Надо развивать их индивидуальные склонности и интересы, своеобразие характеров, чувство собственного достоинства. Движение от ближайших интересов воспитанников к развитию высоких духовных потребностей должно стать правилом воспитания.

Добровольность. Без собственной доброй воли воспитанников не могут быть воплощены сущностные идеи воспитания: ни идея развития, ни идея сотрудничества. Воспитательный процесс, если он организован как принудительный, ведёт к деградации нравственности как ребёнка, так и учителя. Детей нельзя обязать «воспитываться». Свободная воля воспитанника проявляется, если воспитатели опи­раются на интерес, романтику, чувство товарищеского и граж­данского долга, стремление к самодеятельности и творчеству.

Коллективистская направленность. В содержании воспитательной работы предстоит преодолеть отношение к коллективу как к сугубо дисциплинарному средству, способному лишь подавлять личность, а не возвышать её духовные, нравственные силы.

Устремлённость школы в жизнь — залог обновления содержания и способов воспитания, открывающего путь:

  • от нивелирования личности к её разностороннему развитию;
  • от заучивания догм к познанию и преобразованию мира;
  • от авторитарности и отчуждённости к гуманности и сотрудничеству.

Как практически должно быть организовано содержание воспитания для осуществления этих идей? Сегодня мало сообщить воспитаннику: человек должен получить умственное, нравственное, эстетическое и т. д. воспитание. У него неизбежно возникают практические вопросы — для чего это нужно, что это даёт? В зарубежных воспитательных системах именно эта практическая сторона выходит на первый план и служит мощным стимулом выработки положительного отношения к содержанию воспитания.

Хорошо организованное воспитание должно подготовить человека к трём главным ролям в жизни — гражданина, работника, семьянина.

2. Цели и задачи воспитания

Воспитание начинается с определения его целей. Главная задача воспитания — формирование и развитие ребёнка как личности, обладающей теми полезными качествами, которые ей необходимы для жизни в обществе. Цели воспитания не устанавливаются раз и на всегда и не являются постоянными в любом обществе. Меняется система общественного устройства и социальные отношения — изменяются и цели воспитания. Всякий раз они задаются в виде требований, которые предъявляют к личности человека новые тенденции развития общества. В более или менее стабильные периоды общественного развития и цели воспитания становятся относительно устойчивыми. Во время значительных социально-экономических преобразований они становятся неопределёнными.

В настоящее время наше общество ещё не является стабильным, поэтому сейчас однозначно и точно, надолго вперёд определить цели воспитания не представляется возможным. Но существуют непреходящие ценности, которые не имеют исторических и государственных границ, к ним относятся общечеловеческие нравственные ценности. Они-то в первую очередь и определяют собой цели воспитания на всех этапах социальной истории. Такие цели связаны с понятиями добра и зла, порядочности, гуманности и любви к природе. К ним относятся и такие качества личности как духовность, свободолюбие, ответственность личности за то, что происходит с ней и вокруг неё, порядочность, скромность, человечность, бескорыстность и др.

Духовность означает приоритет высоких нравственных идеалов над сиюминутными потребностями и влечениями. У развивающейся личности это выражается в её постоянном стремлении к нравственному самосовершенствованию. Свобода есть стремление к внутренней и внешней независимости человека, сопровождающееся обязательным признанием соответствующих прав за любой другой личностью, независимо от её социального положения, национальной, религиозной, политической, классовой и иной принадлежности. Ответственность — обратная сторона и неизменный спутник свободы там, где свобода есть действительно благо для личности. Свобода без ответственности — это безответственность, ответственность без свободы — это рабство. Ответственность также можно рассматривать как внутреннюю готовность человека добровольно брать на себя обязательства за судьбы других людей и общества в целом. Общая цель современного воспитания состоит в том, чтобы сделать детей высоконравственными, духовно богатыми, внутренне свободными и ответственными личностями.

Наряду с общей целью возникают и специальные социальные цели воспитания, которые мы в состоянии описать лишь приблизительно. Они соответствуют изменчивым требованиям текущего момента истории данного общества и определяют собой актуальное направление его прогресса. Через некоторое время, когда общество завершит соответствующий этап своего развития и двинется дальше, они могут стать другими. Специальные цели воспитания, отвечающие современным тенденциям общественного прогресса, состоят в том, чтобы вырастить новое поколение инициативными, предприимчивыми людьми, честолюбиво стремящимися к достижению успехов.

Получить полный доступ ко всем материалам!

Таким образом, в структуре воспитательного процесса цель воспитания является исходным элементом, выступающим как система задач [7]:

  1. формирование нравственности (обретение знаний, моральных норм, правил поведения, моральных убеждений, формирование моральных чувств, эмоций, овладение навыками нравственного поведения);
  2. формирование всесторонни и гармонично развитой нравственной личности, основным качеством которой стала бы традиционная интеллигентность;
  3. формирование художественного ценностного мира личности;
  4. формирование жизненной позиции личности, соответствующий традиционно просоциальной идеологии, осознание прав и обязанностей в контексте этой идеологии;
  5. развитие социальных потребностей, интересов и ценностей личности вопреки укореняющемуся индивидуализму;
  6. формирование психологических качеств (интеллекта воли, эмоций, способностей, характера и др.) в контексте гармонично и всесторонне развитой личности;
  7. формирование устойчивой нравственной позиции в отношении социальных функций личности: общения, прав и обязанностей её, экономической и политической системы, труда и вознаграждения за него, будущего общества и т. п.

3. Движущие силы воспитания

Движущая сила процесса воспитания — разница между целями, поставленными воспитателем, и теми, что были фактически реализованы (результаты воспитательной деятельности). Постановка целей означает, что в процессе воспитания желаемые отношения воспитанников, их духовный мир, позиция личности как бы «проектируются» воспитателем. При этом просчитываются варианты развития: какими будут воспитанники через год — два, какими идеями будут руководствоваться благодаря его воспитательной деятельности, какие качества личности должны проявиться на следующей воспитательной ступени развития и т. д.

Процесс воспитания диалектичен. Это выражается в его непрерывном развитии, динамичности, подвижности, изменчивости. В процессе воспитания проявляются все законы диалектики:

  1. Закон единства и борьбы противоположностей.
  2. Закон перехода количественных изменений в качественные.
  3. Закон отрицания отрицания.

Так, отражение диалектического закона единства и борьбы противоположностей являются противоречия процесса воспитания. Противоречие, как известно, — главная движущая сила, источник развития; преодолевая противоречие, явление или личность поднимается в своём развитии, приобретает новое качество.

Воспитание — это объективно-закономерное общественное явление, и общественный прогресс может стать причиной отставания воспитательной деятельности от требований жизни. Так возникает противоречие между усложняющимися социальными процессами и требованиями жизни к формирующейся личности и функционирующими традиционными системами воспитания.

Противоречиями, обуславливающими переход личности на более высокий уровень развития, являются: противоречие между притязаниями воспитанника и его возможностями, и противоречия между выдвигаемыми педагогом требованиями и реальными возможностями воспитуемых по их выполнению. Важным является максимальное совпадение требований, предъявляемых к личности с её притязаниями, желаниями, интересами, так как это придаёт процессу приобретения личностью новых качеств, знаний, способов поведения и деятельности [8].

В воспитательном процессе также проявляется действие закона перехода количественных изменений в качественные. Процесс формирования человека и его сознания — яркий пример функционирования этого закона.

Средством развития, изменения, усовершенствования человеческой личности является её собственная деятельность как необходимое движение и упражнение принадлежащих ей духовных и физических сил и способностей. В результате многократно повторенных действий и упражнений происходят постоянные количественные изменения различных качеств и свойств личности воспитанника: мировоззрения, представлений, понятий, убеждений, мотивов, потребностей, ценностных ориентаций, эмоциональных чувств, состояний, а также практических изменений и навыков. Эти изменения нельзя понимать только как арифметическое уменьшение или увеличение. Дойдя до определённой границы, они переходят в качественные изменения, то есть происходит переход из одного качественного состояния в другое, появление новообразований.

Переход количества в качество происходит по механизму отрицания, ещё одного диалектического закона. «Отрицание отрицания» предполагает органический переход от одного этапа к другому. Аналогом «отрицания отрицания» в обществе служат, например, спиралевидные процессы, сочетающие в себе цикличность, относительную повторяемость и поступательность (рождение и смерть, обновление и старение и так далее). Спиралевидным можно назвать и процесс воспитания. На каждом последующем этапе формирования и развития личности воспитанника происходит сохранение существенных ранее применённых его качеств и свойств, а возникшие новообразования, в своею очередь, становятся исходным материалом для образования ещё более сложных, интегративных качеств. Таким образом, сложные морально-психологические новообразования отрицают ранее сложившиеся, устаревшие [8, 9].

4. Средства и методы воспитания

Под средствами воспитания понимаются способы организованного и неорганизованного воздействия, при помощи которых одни люди-воспитатели – воздействуют на других людей-воспитанников с целью выработать у них определённые психологические качества и формы поведения. Конкретно под средствами психологического воздействия на личность понимают предпринимаемые воспитателем действия, направленные на изменения личности воспитуемого. К ним можно отнести всевозможные виды учения, связанные с формированием поступков человека, убеждение, внушение, преобразования когнативной сферы, социальных установок. Особое место среди средств воспитательного воздействия отводится комплексным, рассчитанным на оказание глобального эффекта на личность, затрагивающего все или большинство её сторон. К ним, например, можно отнести психотерапию, социально-психологический тренинг, различные виды психокоррекции.

Средствами воспитания могут стать личный пример воспитателя, образцы поведения, демонстрируемые окружающими людьми, поступки, описываемые как нормативные и высоко оцениваемые в педагогической, художественной, публицистической и другой литературе. Воспитательное воздействие на человека как личность может оказывать все, что так или иначе личностно затрагивает его и способно повлиять на его психологию и поведение.

Средства воспитания по характеру воздействия на человека можно разделить на прямые и косвенные. Первые включают в себя непосредственно личностное воздействие одного человека на другого, осуществляемое в прямом общении друг с другом. Вторые содержат воздействия, реализуемые с помощью каких-либо средств, без личных контактов друг с другом воспитателя и воспитываемого (чтение книг, ссылка на мнение авторитетного человека и т. п.).

По включенности сознания воспитателя и воспитуемого в процесс воспитания его средства делятся на осознанные и неосознанные [9]. В случае использования осознанных средств воспитательного воздействия воспитатель сознательно ставит перед собой определённую цель, а воспитуемый знает о ней и принимает её. При использовании неосознанных средств воздействия принятие воспитательных влияний воспитуемым происходит без сознательного контроля с его стороны, а также без преднамеренного воздействия со стороны воспитывающего лица.

По характеру того, на что в самом объекте воспитания направлены воспитательные воздействия, его средства можно разделить на эмоциональные, когнитивные и поведенческие. Они могут быть — и на практике чаще всего являются — комплексными, включающими разные стороны личности воспитуемого. Аналогичным образом можно разделить те средства воспитательного воздействия, которыми пользуется воспитатель.

Когнитивные воспитательные воздействия нацелены на систему знаний человека, на преобразования её. Поскольку большинство современных учёных склоняются к мысли о том, что знания человека о мире не только определяют его как личность, но и оказывают решающее влияние на его поведение, значение данной области воспитательных воздействий существенно возрастает, и в современных условиях она становится основной.

Эмоциональные воспитательные воздействия призваны вызывать и поддерживать у воспитуемого определённые аффективные состояния, обличающие или затрудняющие принятие им других психологических влияний. Положительные эмоции делают воспитуемого открытым по отношению к субъекту воспитательных воздействий, отрицательные эмоции, напротив отгораживают воспитателя от воспитуемого, блокируют оказание на него воспитательного воздействия.

Поведенческие воспитательные влияния непосредственно направлены на поступки человека. Вынуждая его действовать определённым образом и обеспечивая соответствующие, положительные или отрицательные подкрепления совершаемым поступкам, такие влияния косвенно воздействуют и на личность. В данном случае воспитуемый сначала совершает определённый поступок и только затем осознает его полезность или вредность, в то время как во всех предыдущих случаях изменения вначале происходят во внутреннем мире личности, а уже потом проецируется на поведение.

Поскольку знания, эмоции и поступки человека взаимосвязаны, через любое из них можно оказать влияние на личность в целом. Это позволяет воспитателю при дефиците возможностей ставить акцент на какие-либо избранные воспитательные воздействия, добиваясь нужного результата. Однако полноценными воспитательные воздействия будут лишь тогда, когда они проводятся комплексно и затрачивают все сферы личности.

Методы воспитания — это способы воспитующего воздействия воспитателя на воспитанника. Они весьма многообразны и зависят от ряда факторов: от особенностей личности педагога и его профессионализма, от целей воспитания, средств, условий, форм организации воспитательного процесса, от индивидуальных особенностей воспитуемой личности. От воспитуемых свойств, качеств, состояний личности, от уровня воспитанности воспитанника. Существуют общие методы воспитания, с помощью которых формируют большинство или все воспитуемые качества личности, и специальные, направленные на формирование отдельных её свойств. В реальном процессе воспитания их трудно выделить, потому что применяются они чаще всего комплексно.

Одной из сложных проблем теории воспитания является классификация методов. Трудности классификации обусловлены не только комплексностью применения методов, но и многоаспектностью их содержания. Как видим, методы функционально выступают и как средство, и как приёмы, и как формы, и как условия воспитания.

Методы воспитания разделены на три группы по основной направленности на объект воспитания [10]:

  1. методы воспитания содержания;
  2. методы воспитания деятельности и поведения (общения);
  3. методы стимулирования воспитания.

Последние методы являются общими. Первые две группы, в известной мере, можно назвать специальными, хотя очевидно их универсальное воздействие на испытуемого.

5. Институты воспитания

Под институтами воспитания понимаются общественные организации и структуры, которые призваны оказывать воспитательное воздействие на личность. Наиболее чувствительные для нас институты воспитания — это семья и школа. Формально на них лежит основная доля ответственности за развитие личности ребёнка. Однако фактически в современных условиях школа и семья не всегда доминируют в воспитательных воздействиях, и их влияние нередко уравновешивается и даже перевешивается воздействиями многих других социальных институтов, средств массовой культуры и информации, друзей, сверстников, внешкольных и внесемейных организаций.

Тем не менее, традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Заключение

Воспитание принадлежит к социальным явлениям и выступает в роли одного из факторов жизни и развития общества. С точки зрения социальной, воспитание — это целенаправленная подготовка молодого поколения к жизни в данном и будущем обществе, осуществляемая через специально создаваемые государственные и общественные структуры, контролируемая и корректируемая обществом. Например, создание сети учебных заведений составляет одно из проявлений воспитания как социального явления.

Воспитание — элемент общечеловеческой культуры и подлежит изучению с позиции культурологической. Тогда этот процесс предстаёт перед нами как целенаправленная помощь ребёнку в его вхождении в современную культуру, достижения которой складывались на протяжении длительных веков, а усвоение её ребёнок должен произвести за предельно короткие сроки.

Последнее, а именно предельно короткие сроки вхождения ребёнка в контекст культуры породили воспитание как профессиональное явление — то, что организуется профессионалами-педагогами в специальных воспитательных учреждениях, наделёнными обществом профессиональными полномочиями и несущими профессиональную ответственность перед обществом.

Воспитание — это целенаправленная содержательная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребёнка, вхождению ребёнка в контекст современной культуры, становлению его как субъекта и стратега собственной жизни, достойной Человека.

Список использованной литературы

  1. Российская педагогическая энциклопедия: В 2Т. — М., 1993.
  2. Беккер И.Л. Вопросы педагогики: Учебное пособие. — Пенза, 2000.
  3. Ковалёв С.М. Воспитание и самовоспитание. — М., 1986.
  4. Педагогика: Учебное пособие / А.Г. Шебуняев и др., — Тамбов, 1999.
  5. Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.И. Педагогика: Учебное пособие. — М.: Школа — Пресс, 2000.
  6. Турчин А.С. Педагогическая психология: Учебное пособие. — Иваново, 2000.
  7. Фокин Е.И. Психология и педагогика: Учебное пособие. — Хабаровск, 1998.
  8. Новикова Л.И., Сидоркин А.М. Воспитательная система. //Российская педагогическая энциклопедия, Т. 1 . — М., 1993.
  9. Подласый И.П. Педагогика. — П., 1996.
  10. Педагогика / Под ред. И.П. Пидкасистого. — М., 1996.

Вопросы для самопроверки

Понятие и сущность методов воспитания. Контрольная

Понятие и сущность методов воспитания. Контрольная

Понятие и сущность методов воспитания. Контрольная

Понятие и сущность методов воспитания. Контрольная

Понятие и сущность методов воспитания. Контрольная

Понятие и сущность методов воспитания. Контрольная

Понятие и сущность методов воспитания. Контрольная

Понятие и сущность методов воспитания. Контрольная

Понятие и сущность методов воспитания. Контрольная

Понятие и сущность методов воспитания. Контрольная

Понятие и сущность методов воспитания. Контрольная

Понятие и сущность методов воспитания. Контрольная

Понятие и сущность методов воспитания. Контрольная

Понятие и сущность методов воспитания. Контрольная

Понятие и сущность методов воспитания. Контрольная

Понятие и сущность методов воспитания. Контрольная

Понятие и сущность методов воспитания. Контрольная

Понятие и сущность методов воспитания. Контрольная

Понятие и сущность методов воспитания. Контрольная

Скачать контрольную работу + тест

Получить полный доступ ко всем материалам!