Общее понятие о практической психологии. Презентация

ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ – направление в психологической науке, изучающее на основе обобщенной теории индивидуальность, неповторимость человека в конкретных обстоятельствах его жизни, способы воздействия на него с целью оказания ему помощи и проявления возможностей.

Основные понятия в работе практического психолога

  • Клиент – человек, который передает психологу знание о себе или о других людях; при этом он считает себя прямо или косвенно ответственным за содержание этой психологической информации.
  • Заказчик – человек, обращающийся к психологу за психологической информацией (о себе, своей организации или других людях).
  • Пользователь – человек, получающий от психолога психологическую информацию.

Задачи взаимодействия

Задачи взаимодействия
Задачи взаимодействия

Понятие психологической помощи является наиболее устоявшимся в практической психологии. Содержание этого понятия представлено в совокупности основных направлений профессиональной деятельности практического психолога: психопрофилактике, психодиагностике, психокоррекции, психологическом консультировании и психотерапии.

Понятие психологическая помощь отражает определенную область социально-психологической практики, полем деятельности которой является множество вопросов, затруднений и проблем, относящихся к повседневной психической жизни человека. В этом смысле психологическая помощь есть область способ деятельности, предназначенные для содействия человеку и сообществу в решении широкого круга проблем, порождаемых душевной жизнью человека в социуме.

  • —Психопрофилактика подразумевает работу по предупреждению дезадаптации (нарушений процесса приспособления к среде) персонала организации или детей в образовательном учреждении, просветительскую деятельность, создание благоприятного психологического климата в учреждении, осуществление мероприятий по предупреждению и снятию психологической перегрузки людей и т. п.;
  • —Психодиагностикаважнейшей целью которой является добывание психологической информации о человеке или группе, «конкретных знаний о конкретном человеке, полученных на основе обобщенной научной теории»;
  • —Психологическая коррекция понимается как целенаправленное воздействие на те или иные сферы психики клиента, ориентированное на приведение ее показателей в соответствие с возрастной или иной нормой;
  • —Психологическое консультирование, целью которого является обеспечение человека необходимой психологической информацией и создание условий (в результате общения с психологом) для преодоления жизненных трудностей и продуктивного существования в конкретных обстоятельствах;
  • —Психотерапия в рамках психологической модели, направленная на оказание помощи клиенту в продуктивном изменении личности в случаях серьезных психологических проблем, не являющихся проявлениями психических заболеваний.

В процессе консультации практический психолог оказывает психологическую помощь, помогая клиенту посмотреть под разными углами на трудности, с которыми тот встретился, и на способы действия в ситуации, с которой он столкнулся. Психолог помогает человеку преодолеть психологические барьеры, побуждает к развитию в себе определенных качеств.

Виды профессиональной деятельности

  • —составление программ диагностического обследования человека, семьи или группы людей;
  • —выявление лиц с повышенным риском развития заболеваний, психологической и социальной дезадаптации;
  • —проведение диагностики психического состояния личности, его психологических проблем, конфликтов, уровня развития нравственного и правового создания, межличностных отношений, способов адаптации;
  • —корректировка нервно-психического состояния взрослых и несовершеннолетних;
  • —оказание психологической помощи семьям и детям групп риска, также детям и родителям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
  • —наблюдение за ходом коррекционно-развивающих мероприятий, оценивание их результатов и эффективности;
  • ——проведение консультаций для родителей с целью разрешения семейных конфликтов;
  • —нормализация и корректировка детско-родительских отношений;
  • —консультации родителей и педагогов по проблемам детей с отклонениями и задержками в развитии;
  • —консультации медицинского персонала или сотрудников других организаций по вопросам общения с пациентами, по созданию психологически комфортной атмосферы;
  • —подготовка и проведение презентаций программ здоровья по профилактике курения, о психологических услугах в области здоровья, программы раннего психологического вмешательства для групп риска (профилактика наркозависимости,  СПИДа).

Психологическая помощь показана, главным образом, на критических этапах профессиональной карьеры, например, выбор профессии и учебного заведения для продолжения образования, поступление в учебное заведение, учеба в нем и его окончание, поиск работы и трудоустройство, потеря работы, переобучение и повышение квалификации, служебный рост, завершение трудовой деятельности.

Использование психологической поддержки клиента целесообразно в следующих случаях:

  • —острое или хроническое стрессовое состояние, болезненные переживания и беспокойство, вызванные связанными с профессиональной деятельностью критическими ситуациями и /или препятствующие учебной и профессиональной деятельности;
  • —подавленность, утрата интересов, снижение уровня побуждений и активности, направленной на выбор профессии, обучение или трудоустройство;
  • —склонность к конфликтам с окружающими, чрезмерная агрессивность и раздражительность, завышенные притязания, излишняя жесткость представлений, отношений и поведения, мешающие трудоустройству, работе или учебе;
  • —заниженная самооценка о себе и своих возможностях;
  • —неумение эффективно общаться, управлять своим поведением и состоянием, конструктивно решать личные проблемы, преодолевать жизненные затруднения.

Концептуальные уровни помощи человеку в профессиональном и личностном самоопределении

  • —Адаптационно-производственный (адаптационно-технологичес­кий). Главная цель – помочь человеку вписаться в данную производственную структуру для повышения ее эффективности. При этом часто интересы самого человека находятся на втором плане (хотя учитываются его способности и другие психологические характеристики).
  • —Социально-адаптационный. Цель – помочь человеку построить привлекательный образ жизни (добиться жизненного успеха) с помощью удачного выбора профессии или места работы. Интересы человека учитываются в большей степени, но пути к успеху могут быть и неадекватными (в частности, в этическом плане). При этом могут оставаться нерешенными проблемы смысловой сферы личности.
  • —Ценностно-смысловой. Цель – помочь человеку обрести смысл в профессиональном и личностном самоопределении (профессиональное самоопределение неизбежно рассматривается в контексте жизненного и личностного самоопределения). Именно здесь учитываются самые важные, жизнеопределяющие устремления человека, поэтому именно этот уровень с полным правом можно считать личностно ориентированным

Список использованной литературы

  • —Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию / Г.С. Абрамова. – Екатеринбург: «Деловая книга», Москва: Издательский центр «AKADEMIA»,1995 – 224 с.
  • —Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. Введение в психологию субъективности / В.И. Слободчиков. – М.: Школа-Пресс, 1995. – 356 с.
  • —Пряжников, Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения: Учебно-методическое пособие / Н.С. Пряжников. – М.: МПСИ, 2002. – 400 с.
  • —Шнейдер Л.Б. Пособие по психологическому консультированию: учеб. пособие / Л.Б. Шнейдер. – М.: Ось-89, 2003. – 272 с.
Общее понятие о практической психологии. Презентация
Общее понятие о практической психологии. Презентация

Скачать презентацию

Общее понятие о практической психологии. Презентация
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
Share via
Copy link
Powered by Social Snap