Понятия социализация, инкультурация и культурная трансмиссия. Презентация

Пожалуй, большинство специалистов в области наук о человеке согласятся с тем, что наибольшие достижения этнопсихологии связаны с изучением проблем социализации. Некоторые теоретики даже выделяют этнографию детства в качестве самостоятельной субдисциплины, имеющей свои теории и методы исследования.

Современные сравнительно-культурные исследования социализации детей охватывают широкий круг тем, которые условно можно разделить на четыре группы:

  • Изучение процесса социализации, ее средств, методов и специфических способов освоения детьми культуры своего народа.
  • Исследование взаимосвязи между воспитанием детей и другими аспектами жизнедеятельности общества. Особое внимание уделяется социальным институтам, определяющим цели и средства воспитания и контролирующим его результаты.
  • Сравнение обусловленных культурой непосредственных результатов социализации. В этом случае исследователей интересует, чем отличаются дети, выросшие в разных социокультурных средах, каковы их ценности, идеалы, стереотипы поведения.
  • Изучение отдалённых результатов социализации, т.е. присущей культуре взаимосвязи между методами воспитания ребёнка и характером взрослого человека, что, как известно, являлось исходной проблемой теории «Культура и личность».
Современные сравнительно-культурные исследования социализации детей охватывают широкий круг тем, которые условно можно разделить на четыре группы
Современные сравнительно-культурные исследования социализации детей охватывают широкий круг тем, которые условно можно разделить на четыре группы

Но какие бы проблемы ни изучались, все они связаны с вхождением ребёнка в культуру своего народа – инкультурацией, если воспользоваться термином, который ввёл в культурантропологию М. Херсковиц.

Разделяя понятия социализации и инкультурации, под первым он понимает интеграцию индивида в человеческое общество, приобретение им опыта, который требуется для исполнения социальных ролей.

А в процессе инкультурации, по его мнению, индивид осваивает присущие культуре миропонимание и поведение, в результате чего формируется его когнитивное, эмоциональное и поведенческое сходство с членами данной культуры и отличие от членов других культур.

Процесс инкультурации начинается с момента рождения – с приобретения ребёнком первых навыков и освоения речи, а заканчивается, можно сказать, со смертью.

Процесс инкультурации начинается с момента рождения – с приобретения ребёнком первых навыков и освоения речи, а заканчивается, можно сказать, со смертью.
Процесс инкультурации начинается с момента рождения – с приобретения ребёнком первых навыков и освоения речи, а заканчивается, можно сказать, со смертью.

Он совершается по большей части не в специализированных институтах социализации, а под руководством старших на собственном опыте, т.е. происходит научение без специального обучения. Конечный результат процесса инкультурации – человек, компетентный в культуре – в языке, ритуалах, ценностях и т.п. Однако Херсковиц особо подчёркивает, что процессы социализации и инкультурации протекают одновременно, и без вхождения в культуру человек не может существовать и как член общества.

Без вхождения в культуру человек не может существовать и как член общества
Без вхождения в культуру человек не может существовать и как член общества

Херсковиц выделяет два этапа инкультурации, единство которых на групповом уровне обеспечивает нормальное функционирование и развитие культуры:

Детство

В нём происходит освоение языка, норм и ценностей культуры. Ребенок, по мнению Херсковица, хотя и не является пассивным элементом процесса инкультурации, скорее инструмент нежели игрок. Взрослые, применяя систему наказаний и поощрений, ограничивают его права выбора или оценки.

Хотя «инкультурация индивида в первые годы жизни – главный механизм стабильности и непрерывности культуры», она не может привести к полному повторению предыдущих поколений. Результат процесса инкультурации может находиться в любой точке континуума между точным и безусловным освоением культуры новым поколением (с едва уловимыми различиями между родителями и детьми) и полной неудачей в ее передаче (с детьми, абсолютно непохожими на родителей).

Зрелость

Вхождение в культуру не заканчивается с достижением человеком совершеннолетия. Но инкультурация во взрослом возрасте носит прерывистый характер и касается только отдельных «фрагментов» культуры – изобретений, открытий, новых, пришедших извне идей. Основная черта второго этапа – возможность для индивида в той или иной мере принимать или отбрасывать то, что ему предлагается культурой, возможность дискуссии и творчества. Поэтому инкультурация в период зрелости открывает дорогу изменениям и способствует тому, чтобы стабильность не переросла в застой, а культура не только сохранялась, но и развивалась.

Херсковиц выделяет два этапа инкультурации
Херсковиц выделяет два этапа инкультурации

Используя – вслед за Херсковицем – понятие инкультурации, исследователи сталкиваются с серьезными трудностями при попытках отграничить его от понятия социализации, тем более что и последний термин имеет множество толкований.

Так, Маргарет Мид под социализацией понимает социальное научение вообще, а инкультурацию рассматривает как «реальный процесс научения, как он происходит в специфической культуре».

Дэвид Матсумото видит различие между двумя понятиями в том, что «социализация, как правило, больше относится к процессу и механизмам, с помощью которых люди познают социальные и культурные нормы», а инкультурация – «к продуктам процесса социализации – субъективным, базовым, психологическим аспектам культуры».

Понятия социализация, инкультурация и культурная трансмиссия. Презентация
Понятия социализация, инкультурация и культурная трансмиссия. Презентация

Хотя исследователи с разных точек зрения разграничивают интересующие нас понятия, они сходятся в одном: в подчёркивании большей универсальности социализации и большей специфичности инкультурации.

Но если рассматривать развитие отдельной личности, то становится очевидным, что в этом процессе достигается специфичная для определённой культуры социализация и общая инкультурация.

Культурная трансмиссия
Культурная трансмиссия

В настоящее время в этнопсихологии используется еще одно понятие – культурной трансмиссии, включающей процессы инкультурации и социализации и представляющей собой механизм, с помощью которого этническая группа «передаёт себя по наследству» своим новым членам, прежде всего детям.

Используя культурную трансмиссию, группа может увековечить свои особенности в последующих поколениях с помощью основных механизмов научения.

Обычно выделяются три вида трансмиссии:

  • вертикальная трансмиссия, в процессе которой культурные ценности, умения, верования и т.п. передаются от родителей к детям;
  • горизонтальная трансмиссия, когда от рождения до взрослости ребёнок осваивает социальный опыт и традиции культуры в общении со сверстниками;
  • «непрямая» трансмиссия, при которой индивид обучается в специализированных институтах социализации (школах, вузах), а также на практике – у окружающих его помимо родителей взрослых (родственников, старших членов общины, соседей и т.п.) .

Но эта только голая схема. В реальной жизни картина намного сложнее.

Три вида трансмиссии
Три вида трансмиссии

Социализаторы различаются не только по семейной принадлежности (родитель, родственник, неродственник) и возрасту (взрослый, старший ребенок, сверстник), но и по функциям, выполняемым ими в процессе культурной трансмиссии.

Американские культурантропологи во главе с Г. Барри выделяют несколько агентов социализации, различающихся по характеру влияния на ребёнка:

  • опекунов, осуществляющих уход за ребенком, удовлетворяющих его физические и эмоциональные потребности;
  • авторитетов, на собственном примере прививающих ребенку культурные ценности и нормы;
  • дисциплинаторов, распределяющих наказания;
  • воспитателей, целенаправленно обучающих ребенка, передающих ему соответствующие знания и навыки;
  • компаньонов, участвующих в совместной с ребенком деятельности на более менее равных правах;
  • сожителей, проживающих в одном доме с ребенком.

Совершенно очевидно, что никогда не было и не может быть не зависящей от культуры «общей иерархии степени влияния и социальной значимости социализаторов».

Американские культурантропологи во главе с Г. Барри выделяют несколько агентов социализации, различающихся по характеру влияния на ребёнка
Американские культурантропологи во главе с Г. Барри выделяют несколько агентов социализации, различающихся по характеру влияния на ребёнка

Если с точки зрения обыденного сознания современного европейского общества родители, и в первую очередь мать – главные и естественные социализаторы, выполняющие все перечисленные функции, то во многих более традиционных культурах ребёнок принадлежит не только отцу и матери, но и всей общности, в которой он живёт, и соответственно, общность принимает более непосредственное участие в его воспитании.

Этнографы отмечают «подвижность» детей у многих народов Океании даже в середине XX века: на одном из островов в 50-60 гг. 61% детей жили не в родительской семье, причём многие переходили из одной семьи в другую дважды, трижды и даже четырежды.

Этнографы отмечают «подвижность» детей у многих народов Океании даже в середине XX века: на одном из островов в 50-60 гг. 61% детей жили не в родительской семье, причём многие переходили из одной семьи в другую дважды, трижды и даже четырежды.
Этнографы отмечают «подвижность» детей у многих народов Океании даже в середине XX века: на одном из островов в 50-60 гг. 61% детей жили не в родительской семье, причём многие переходили из одной семьи в другую дважды, трижды и даже четырежды.

Обычай обязательного воспитания детей вне родительской семьи был широко распространён и в раннеклассовом обществе.

Даже смысл терминов «родство», «отец», «мать» в некоторых культурах может значительно отличаться от привычного для европейца.

«Первобытный человек хорошо знал, какая женщина его родила, и всё же называл многих женщин термином «мать». …Первобытный человек действительно знал, кто его отец, и отличал его (в том числе и терминологически) от других «отцов», только в слово «отец» он вкладывал совсем иной, отличный от нашего, смысл».

В первобытном обществе многие народы различают физическое и социальное родство, понимая последнее как родство по кормлению. В этом случае, если ребёнок попадает в новую семью, его родителями становятся те, кто растит, кормит (создаёт плоть) и воспитывает. При этом он продолжает называть «отцом» и «матерью» многих других мужчин и женщин, в том числе и своих биологических родителей.

Конечно, это не исключает того, что и в культурах, являющихся этнографическим аналогом первобытности, например в племенах австралийских аборигенов, ребёнок в первые годы жизни теснее всего связан с матерью, а сироту воспринимают как несчастного и плохо воспитанного ребёнка. Но в подобных коллективистических обществах у родителей много помощников в воспитании детей, и разработаны строгие правила, кто – в случае смерти – их заменит.

Ребёнка с момента рождения кормят грудью разные женщины, его часто передают с рук на руки, а когда он подрастёт – из дома в дом. Не только родственники, но и другие соплеменники обучают его нормам поведения, трудовым приёмам, правам и обязанностям по отношению к окружающим.

Такое «общественное» воспитание, как отмечает Мид, «приводит к тому, что ребёнок привыкает думать о мире как о чем-то, что наполнено родителями, а не как о месте, где его безопасность и благополучие зависят от сохранения его отношений со своими собственными родителями».

Маргарет Мид
Маргарет Мид

В 70-е гг. У. Бронфенбреннер сравнивал место родителей, других взрослых и сверстников в процессе социализации детей в США и СССР. Одной из особенностей советского воспитания он считал

«перепоручение материнских обязанностей. Готовность посторонних лиц принимать на себя роль матери».

Готовность посторонних лиц принимать на себя роль матери
Готовность посторонних лиц принимать на себя роль матери

Отмеченная исследователем особенность трансмиссии культуры свидетельствует о большей традиционности советской культуры в сравнении с американской.

Эрик Эриксон «разделение и размывание материнства» приписывал и традиционной культуре крестьянской России, где, по его словам, существовали «градации и уровни материнства», а «представителем образа матери периода младенчества» являлась бабушка.

В русской дореволюционной деревне кроме родителей непосредственное и очень значительное участие в воспитании детей принимали члены большой семьи и всего крестьянского мира.

А в Советском Союзе главным социализатором являлось само государство, поэтому его граждане не считали себя «посторонними лицами» и претендовали на участие в воспитании чужих детей.

Эрик Эриксон
Эрик Эриксон
Понятия социализация, инкультурация и культурная трансмиссия. Презентация
Понятия социализация, инкультурация и культурная трансмиссия. Презентация

Приобрести все исходники презентации

В комплекте:

  • Презентация PowerPoint (18 анимированных слайда) с возможностью редактирования и изменения всех параметров.
Понятия социализация, инкультурация и культурная трансмиссия. Презентация
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
Share via
Copy link
Powered by Social Snap