Профотбор. Психологическая оценка личности

Остановимся на психологической оценке личности по внешним проявлениям и особенностям поведения

Наблюдение является одним из наиболее распространённых методов психологического исследования. Это целенаправленное, восприятие субъекта с целью определения его психологических особенностей, а также его актуального состояния и прогнозирования его возможного поведения.

  • Так, к примеру, астеник (от греч. asthenikos – слабосильный, болезненный) – конституционный тип человека с такими признаками телосложения как худощавость, длинная шея, продольно вытянутый череп, узкое, четко очерченное лицо. В плане психических свойств астеники характеризуются повышенной чувствительностью и холодностью, пониженной общительностью, склонностью к интроверсии, высокой тревожностью.
  • Атлетический тип человека – атлетик — (от греч. – athletes – борец) – конституционный тип человека, для которого характерно крепкое телосложение, развитая мускулатура, выносливость, настойчивость, как правило, уверенность в себе, конкурентоспособность, решительность, развитый волевой компонент, иногда – агрессивность.
  • Пикнический же тип (пикник) характеризуется средним ростом, плотной фигурой, мягким широким лицом на короткой шее, основательным жирным животом в сочетании со специфическими психическими особенностями. По психическим особенностям пикников условно можно разделить на подгруппы: болтливо-веселые; спокойные юмористы; тихие, душевные люди; беспечные любители жизни; энергичные практики.

Не менее важное значение в наблюдении имеют так называемые актуальные психологические состояния человека, а именно страх, радость, гнев, волнение, сомнение и т.п. Они могут выражаться как в особенностях речи (вербально), так и в непосредственном поведении человека. Невербальное общение включает в себя такие формы самовыражения, которые не опираются на слова и другие речевые символы. Его ценность состоит, в частности, в том, что оно спонтанно и проявляется бессознательно.

Выражение лица – главный показатель чувств. Подчеркивая определенную связь внутреннего, психологического содержания личности с внешними, морфологическими особенностями строения лица, следует помнить, что лицо любого человека не является чем-то застывшим, а представляет собой целую гамму различных движений, что выражается в мимике.

Например, полностью поднятая голова указывает на уверенность в себе, выраженное самосознание, полную открытость и внимание к окружающему миру. Подчеркнуто поднятая голова обнаруживает отсутствие близости, самопревознесение или высокомерие. Запрокидывание головы назад демонстрирует большое желание деятельности, вызов. И, напротив, склонённая набок голова указывает на отказ от собственной активности, полную открытость собеседнику, стремление идти навстречу вплоть до покорности. Расслабленно свисающая вниз голова – признак всеобщей нехватки готовности к напряжению, безволие.

Улыбка – это проявление мимики, имеющее множественную коммуникативную функцию. Она, как правило, выражает дружелюбие, однако чрезмерная улыбчивость зачастую отражает потребность в одобрении. Натянутая улыбка в неприятной ситуации выдает чувства извинения и беспокойства. Улыбка, сопровождаемая приподнятыми бровями, выражает готовность подчиняться. Оттянутые вниз уголки рта символизируют в целом негативное отношение к жизни, общее невеселое выражение лица. Приподнятые уголки рта отражают позитивное отношение к жизни, оживленное и веселое выражение лица. Если рот выглядит пухлым, то его указывает на увеличенную жизненность чувств; мягким – на чувствительность; острым, точно вырезанным – на интеллектуальность; твёрдым – на определенность воли.

Впечатление об искренности или притворности улыбки возникает в зависимости от скорости, с которой поднимаются уголки рта, и от одновременного расширения глаз с последующим кратким смещением век. Слишком длительное расширение глаз без их кратковременного закрывания в сочетании с улыбкой рассматривается как угроза. Напротив, кратковременно закрывание глаз – умиротворяющий элемент мимики. Улыбающийся как бы даёт понять: «Я не жду от вас ничего плохого, видите, я даже закрываю глаза».

«Язык взгляда» очень разнообразен. Так, полностью открытые глаза характеризуют высокую восприимчивость чувств и рассудка, общую живость. Слишком же широко открытые, «вытаращенные», глаза свидетельствуют об усилении оптической привязанности к окружающему миру. Прикрытые, «занавешенные» глаза – зачастую признак инертности, равнодушия, высокомерия, скуки или сильного утомления. Суженный или прищуренный взгляд означает либо сконцентрированное пристальное внимание, наблюдение, либо, в сочетании с взглядом сбоку, коварство, хитрость. Прямой взгляд, с лицом, полностью обращенным к партнеру, демонстрирует интерес, доверие, открытость, готовность к прямому взаимодействию. Взгляд сбоку, углами глаз, свидетельствует об отсутствии полной отдачи, скепсисе, недоверии. Взгляд снизу, при склоненной голове, указывает либо на агрессивную готовность к действиям, либо, при согнутой спине, на подчиненность, покорность, услужливость. Взгляд сверху вниз, при откинутой голове, обнаруживает чувство превосходства, высокомерие, презрение, поиски господства. Уклоняющиеся взгляд указывает на неуверенность, скромность или робость, возможно чувство вины. Агрессивно-жесткий человек, как правило, смотрит прямо в глаза, широко открыв свои; губы твердо сжаты, брови нахмурены, разговаривает сквозь зубы, почти не двигая губами. Мягкий, уступчивый человек смотрит из под прикрытых век, не выдерживает взгляда в упор.

В процессе общения собеседники смотрят друг другу в глаза, в среднем, от 30 до 60% времени. Анализ взгляда собеседника может дать дополнительную характеристику о психологическом состоянии.

Выделяют следующие виды взглядов: прямой; сквозь собеседника; сведенный (центрированный); бесцельный; фиксированный на чем угодно, только не на собеседнике или партнере; мимо партнера; снизу; сбоку; искоса; искоса через плечо; сверху вниз; уклоняющий­ся; интимный; очарованный; деловой; сальный; живой; вялый; беспокойный; оценивающий (взгляд от макушки до пяток); агрессивно-оскорбляющий; пронизывающий; пьяный; контролирующий; холод­ный.

Прямой взгляд сопутствует открытости и готовности к общению, а также правдивости высказываний. Человек с прямым взглядом уве­рен в себе, сознает свои силы и возможности. Прямые взгляды у партнеров в бе­седе, наряду с попеременным контактом «глаза в глаза», иллюстри­руют взаимное доверие друг к другу, уважение, свободное обсужде­ние самых острых проблем, негативных и рискованных тем.  Кроме прямого взгляда, для открытых общению собеседников есть место только одному — сведенному (центрированному) взгляду. Он появляется у партнеров тогда, когда в беседе требует обсуждения конкретная, неотложная ситуация. Партнеры как будто бы видят ее перед собой. Зрачки несколько смещаются от центра друг к другу и застывают в этом положении.

Бесцельный взгляд иллюстрирует раздумье, задумчивость, уход в себя.

Взгляд, фиксированный на чем угодно, только не на собеседнике, иллюстрирует незаинтересованность в общении, неуважение к парт­неру и попытку ухода от обсуждаемых проблем.

Взгляд снизу, когда голова человека склонена, а зрачки синхронно и вынужденно поднимаются вверх от центра, иллюстрирует сле­дующие варианты поведения его владельца:

  1. покорность, подчеркнутое внимание, услужливость — если спи­на согнута и в теле отмечается незначительная напряженность;
  2. скрытность, расчетливая, дозированная подача информации в беседе — если напряжение в теле более выражено и на лбу заметны вертикальные складки;
  3. враждебная закрытость, готовность к агрессии — если напряже­ние во всем теле, «набыченная», напряженная голова, напряженный и сжатый рот.

Взгляд сбоку, при котором зрачки синхронно уходят вправо или влево, иллюстрирует скептическое, негативное отношение к собеседнику, закрытость, недоверие, критику. Если при этом широко раскрыты глаза — человек пытается скрыть страх. Если же на лбу у человека в этот момент горизонтальные складки, а зрачки сужены и взгляд прищурен, то это человек, готовый к агрессивным действиям («взведенный курок пистолета»).

Взгляд искоса иллюстрирует попытку контроля над ситуацией, отслеживание реакции собеседника на свои слова.

Взгляд искоса через плечо демонстрирует закрытость по отноше­нию к собеседнику с одновременным презрением к нему.

Взгляд сверху вниз сопровождается откидыванием головы назад — человек бессознательно увеличивает дистанцию между собой и собеседником. Его зрачки смещаются вниз от центральной позиции — ил­люстрация высокомерия, гордости. Окружающими всегда воспринимается, как демонстрация превосходства, что, естественно, не способствует общению.

  • Уклоняющийся взгляд — иллюстрация неуверенности, боязливости, чувства вины или робости. Зрачки постоянно «убегают» из цен­тральной позиции.
  • Оценивающий взгляд (от макушки до пяток) — часто встречается при первом знакомстве людей. Зрачки совершают последовательные движения от центра вверх и от центра вниз. Обычно такой взгляд по­зволяет себе человек, управляющий ситуацией: в нем заинтересованы больше, чем он.
  • Живой, беспокойный взгляд — иллюстрация заинтересованности в беседе, ожидание обсуждения главной темы. Движения зрачков быстрые, по всем зонам.
  • Вялый взгляд — типичен для флегматиков. Иллюстрация спокойствия, полного знания обсуждаемого вопроса, скуки. Характерен для человека в состоянии сытой сонливости, вплоть до сна наяву.
  • Агрессивно-оскорбляющий взгляд — демонстрация собственной силы, готовности «раздавить» собеседника. Обычно сопровождается презрительной гримасой или полным отсутствием мимики на лице, что более опасно.
  • Пронизывающий взгляд — в народе говорят «как холодом обдало». Своеобразный взгляд следователя, прокурора, человека, наделенного властью или имеющего право требовать отчета, даже обвинять в данной ситуации.
  • Контролирующий взгляд присутствует при крайне важной или напряженной беседе человек отслеживает малейшие телесные проявления и действия партнера, ловит каждое его слово. Девиз этого состояния «Я все увижу, все услышу — ничего не пропущу»
  • Пьяный взгляд — характерен для психических больных и людей в состоянии алкогольного опьянения. Безостановочное движение глаз, разбегающихся во все стороны, изредка прерывается остановками, вы званными стремлением ухватить нить беседы, ситуацию.
  • Холодный взгляд — человек безэмоционально созерцает окружающее.   Окружающее для него — не более чем скучное театральное действие с плохими актерами.
  • Сальный взгляд — ощупывающий взгляд развратника. Может быть бесцеремонным, а может посылаться украдкой.
  • Очарованный взгляд — взгляд человека, находящегося на пике эмо­ционального, религиозного или другого экстаза.

Глаза откровенно говорят о внутренних переживаниях человека, недаром опытные «игроки» пытаются скрывать их выражение за стеклами темных очков.

Людей обычно выдают:

  • какие-либо изменения в обычном выражении глаз — возникновение некой эмоции, сигнал реагирования на стимул;
  • непроизвольные движения глаз (заметно «бегающие глаза») — тревога, стыд, обман, страх, неврастения;
  • блестящий взгляд — горячка, возбуждение;
  • остекленелый взгляд — чрезвычайная слабость;
  • увеличение зрачков — ощущение интереса и получение удовольствия от информации, общения, фотографии, партнера, пищи, музыки и прочих внешних факторов, принятие чего-либо, но также и сильное страдание;
  • употребление некоторых лекарств и наркотиков (марихуаны, кокаина);
  • сужение зрачков — накатывание раздражения, злобы, ненависти и сходных отрицательных эмоций, непринятие чего-либо; действие определенных наркотиков (морфия, героина);
  • сумбурные движения зрачков — знак опьянения (чем больше таковых движений, тем человек пьянее);
  • усиленное моргание — возбуждение, обман.

Люди всегда предпочитают смотреть на тех, кем они явно восхищаются, или на тех, с кем у них близкие взаимоотношения с близкого расстояния; женщины при этом проявляют больший визуальный интерес, чем мужчины.

В ходе общения чаще всего смотрят партнеру в глаза, когда слушают, а не когда говорят, хотя, осуществляя внушение, иной раз применяют прямой взгляд в глаза в момент произнесения диалога.

Субъект, который смотрит вам в глаза заметно меньше одной трети всего периода общения либо не честен, либо пытается скрыть что-то; тот же, кто нескрываемо упорно вглядывается в глаза, испытывает к вам повышенный интерес (зрачки расширены), выказывает откровенную враждебность (зрачки сужены) или стремится доминировать.

Модификации контактов глаз имеют следующую расшифровку:

  • «отсутствующий взгляд» — сосредоточенное размышление;
  • переведение взгляда на окружающие предметы и в потолок — падение интереса к беседе, излишне длинный монолог партнера;
  • настойчивый и пристальный взгляд в глаза (зрачки сужены) — признак враждебности и явного желания доминировать;
  • настойчивый и пристальный взгляд в глаза (зрачки расширены) — знак сексуальной заинтересованности;
  • отвод и опускание взгляда — стыд, обман; — взгляд сбоку — недоверие;
  • взгляд то отводится, то возвращается назад — отсутствие согласия, недоверие.

 Походка

Должны быть отмечены особенности походки:

  • быстрая походка с размахиванием руками указывает на энергич­ность, целеустремленность, решительность;
  • медленная походка с опущенным взглядом, еле волоча ноги — указывает на угнетенное состояние, депрессию;
  • подчеркнуто интенсивное движение руками, подбородок припод­нят, ноги — словно деревянные, походка — принужденная, рассчитан­ная на то, чтобы произвести впечатление, все — это указывает на само­довольство, демонстративность, помпезность, свойственные данному индивиду;
  • стремительная походка, руки на бедрах — соответствуют вспышкам энергии, стремлению достичь своих целей кратчайшим путем за наименьшее время;
  • очень медленная походка в позе с опущенной головой, руками, сцепленными за спиной, задумчивым выражением лица — указывает на озабоченность решением какой-то проблемы.
Сейчас читают:  Семинар по возрастной психологии: психическое развитие с позиций классического психоанализа 3. Фрейда

Различают несколько типов походки:

  • –ритмичная – расслабленная форма приподнятого, но уравновешенного настроения, типична для гуляющих;
  • – равномерная /по типу армейского маршевого шага/ – волевая деятельность или стремление к цели;
  • – широкие шаги – часто экстраверсия, целеустремленность, предприимчивость, непринужденность абстрагирующее мышление;
  • – короткие, маленькие шаги – чаще интроверсия, осторожность расчет, быстрое мышление и реакция, сдержанность, тип мышления, скорее, конкретный;
  • – ритмически сильная /с усиленными движениями бедер/ – наивно – инстинктивные и самоуверенные натуры, раскачивание плеч в резонанс – в основном, эффектные, самовлюбленные индивиды;
  • – шаркающая, «провисающая» – отказ от волевых усилие, и стремлений, вялость, медлительность, леность;
  • – твердая, угловатая, «ходульная», «деревянная» – зажатость, недостаток контактов, робость, неспособность к свободному проявлению.
  • –постоянное приподнимание на напряженных носках ног – стремление вверх, ведомое сильной потребностью в чувстве превосходства, особенно интеллектуального.

В общении между людьми язык тела, как филогенетически более древний, приобретает качественное значение. По языку тела легко судить о состоянии внутреннего мира человека.

Человек, владеющий ситуацией, не очень заботится о неприкосновенности границ «своей территории». Ему не требуется защита в виде различных прикрытий — столов, стульев, папок, портфелей.

К расширению территории склонны неуверенные в себе люди. Сидя, они расширяют личное пространство вытянутыми ногами или руками, раскинутыми на спинки соседних стульев, используют для этой цели различные предметы. Стоя, они широко расставляют ноги, опираются вытянутыми руками на спинки стульев, колонны, стены, дверные косяки или просто подбочениваются. Люди, которые пере­оценивают важность статуса партнера, сами расширяют границы его территории, держась от него в стороне, на почтительном расстоянии.

Имеет значение пантомимика обследуемого: осанка, поза, жести­куляция, автоматизированные элементарные (тики) и генерализован­ные (вздрагивания и т.п.) двигательные реакции, общая двигательная активность. Сгорбленная осанка, опущенная голова, застывшая ми­мика — чаще всего указывают на депрессивное состояние. Горделивая осанка, поднятый подбородок, взгляд свысока — указывают на самодовольство и честолюбие человека. Если такая осанка сочетается с украшени­ем символическими знаками, это может указывать на наличие у индивида бредовых идей самовозвеличивания. Скрещенные на груди руки указывают, как правило, на защитную позицию человека. Скрещенное положение рук может быть и не связано с позицией защиты, а являться элементом комфортной позы. В этом случае кисти рук расслаблены. Определенно о защитной позе свидетельствует сочетание скрещенных на груди рук со сжатыми кулаками или напряженными пальцами. Защитную позицию усиливает скрещенное положение ног. Если в положении сидя «нога на ногу» человек покачивает верхней, это обычно указывает на то, что ему наскучила ситуация.

Об отсутствии защитной позиции свидетельствуют: расслаблен­ные руки, расстегнутая куртка (пиджак и т.п.), наклон корпуса в сто­рону собеседника. О заинтересованном внимании говорит легкий наклон головы, взгляд, устремленный на собеседника. Когда человек утрачивает интерес, положение головы выпрямляется, плечи сначала поднимаются, затем опускаются, взгляд начинает блуждать по сторо­нам, часто корпус собеседника принимает ориентацию в сторону выхода из помещения.

Демонстративное выражение скуки — полное безразличие, жест «голова в руке», т.е. голова лежит на ладони, глаза полуприкрыты. Жест «рука подпирает щеку», поза роденовского «Мыслителя», обычно указывают на состояние размышления о чем-то. Жесты: потирание подбородка в процессе беседы, снимание очков и тщательное протирание их стекол, захватывание носа в неплотно сжатую горсть, соединенное с прикрыванием глаз — свидетельствуют о протекании сложного процесса размышления (оценивания), о большой сосредо­точенности над принимаемым решением. Касание носа или легкое потирание его, обычно указательным пальцем, выражает сомнение или затруднительное положение. У некоторых лиц эквивалентными по значению являются жесты касания мочки уха, протирания глаз. Если собеседник опирается подбородком на кисть руки, при этом указательный палец вытянут вдоль щеки (по носогубной складке), а остальные располагаются ниже рта, это, как правило, свидетельствует о критическом подходе к словам партнера. Если этот жест сопровождается наклоном тела от партнера — тон оценки явно негативный.

Комплекс жестов отрицательной оценки: сложенные на груди ру­ки, отклонение тела назад, скрещенные ноги, отворачивание лица в сторону («нос воротит») или наклон головы вперед, взгляд исподло­бья (взгляд «поверх очков») — сигнал о неэффективности выбранной тактики беседы. В этом случае предпочтительнее отказаться от «лобовой атаки» и оставить «больные» вопросы до более благоприятного момента, перевести разговор в другое русло, чтобы снизить напряже­ние собеседника.

Если человек старается не смотреть на собеседника, то, скорее всего, он что-то скрывает. На это указывает также жест «рука (чаще левая) прикрывает рот» после реплики, как если бы человек хотел остановить свою речь, но слова уже слетели с губ. О том, что человек скрывает свои намерения, может свидетельствовать поза, когда локти ставятся на стол, образуя пирамиду, вершина которой — кисти рук расположены прямо перед ртом.

Наоборот, если пальцы кистей рук соединены наподобие купола (одноименные пальцы прикасаются кончиками друг к другу) — это означает доверительность и уверенность в себе. Руки могут быть со­единены таким образом на разных уровнях. Женщины обычно соединяют пальцы на коленях (в положении сидя) или чуть выше пояса (стоя). Лица, занимавшие руководящее положение, как правило, держат руки тем выше, чем выше их ранг. Более мягкая форма этого жеста — пальцы накладывают друг на друга (пальцы одной кисти при­крывают пальцы другой кисти), обычно, также означает доверие.

Жест «руки сжимают друг друга» (кисти охватывают одна другую, пальцы напряжены) наблюдается, когда человек попал в слож­ную переделку, например, должен отвечать на вопрос, содержащий серьезное обвинение против него. Тесно сцепленные руки, пальцы переплетены — жест подозрительности и недоверия. Если при сцепленных руках большие пальцы начинают массировать друг друга, это указывает на потребность в усилении уверенности, тенденцию к перестраховке. Для женщин типичный жест потребности в усилении своей уверенности — медленное и изящное поднимание руки к шее. Если надето ожерелье, то рука притрагивается к нему, как бы проверяя, на месте ли оно. Похожее или более энергичное движение у мужчины на завершающем этапе маскируется тем, что рука поглаживает шею или поправляет сзади воротник рубашки («жарко под воротничком»). Этот жест бывает связан с чувством облегчения после миновавшей опасности, с разрешением неприятной ситуации.

Поза — «руки на бедрах» (в положении стоя) или «одна рука опи­рается на колено предплечьем, другая — ладонью» (в положении сидя) указывает на готовность к действию: выполнению задания, заверше­нию разговора, принятию решения.

Различаются несколько способов посадки человека:

  • –закрытая /ноги и ступни сомкнуты/ – боязнь контакта, недостаток уверенности в себе;
  • – беззаботно-открытая /ноги или бедра широко расставлены/ – недостаток дисциплины, леность, равнодушно-примитивная бесцеремонность;
  • – ноги замкнуты одна за другую – естественная самоуверенность, благодушное настроение, нет готовности к деятельности или защите;
  • – посадка на краешке стула, с выпрямленной спиной – высокая степень заинтересованности в предмете разговора;
  • – посадка при постоянной готовности вскочить /например, одна ступня – под сидением стоит полностью, другая – позади нее на носке/ – типичная для неуверенно-боязливых или злобно-недоверчивых натур.

По мнению психологов, люди, которые ходят быстро, размахивая руками, имеют ясную цель и готовы немедленно ее реализовать, а люди, обычно держащие руки в карманах, скорее всего, критичны и скрытны, им очень нравится подавлять других.

Те, что находятся в угнетенном состоянии духа, тоже часто при ходьбе держат руки в карманах, волочат ноги и редко глядят вверх или в том направлении, куда идут.

Таким образом, характер отношений, а также некоторые личностные особенности могут отражаться не осанке, посадке, походке и другой, типичной для данного человека позе.

Высокомерные люди откидывают корпус назад, выпячивают грудь и вскидывают голову – скромные пытаются быть незаметными, поэтому сутулятся, втягивают голову в плечи, которые слегка приподнимают. Типичный подхалим наклоняет весь корпус вперед, при этом устремляя взгляд на собеседника и широко, подобострастно улыбаясь.

Определение характера человека по его внешности – дело, безусловно, непростое. Всегда необходимо учитывать, что некоторые люди стремятся замаскировать свое внутреннее содержание внешней игрой. Однако определенную информации об индивидуально-психологических особенностях личности и поведения человека его типичные позы все же содержат.

Возможные привязки положений тела к психическому состоянию человека таковы:

  • руки заложены за спину, голова высоко поднята, подбородок выставлен — чувство уверенности в себе и превосходства над другими;
  • корпус подан вперед, руки (подбоченясь) на бедрах — уверенность в своих силах и готовность к активным действиям, агрессивность, взвинченность при разговоре, стремление отстаивать свою позицию до конца;
  • стояние, опираясь руками о стол или стул — ощущение неполноты контакта с партнером;
  • руки с расставленными локтями заведены за голову — осознание превосходства над другими;
  • закладывание больших пальцев рук за пояс или в прорези карманов — знак агрессивности и демонстрируемой уверенности в себе;
  • высовывание больших пальцев рук из карманов — знак превосходства;
  • скрещенные конечности — скептическая защитная установка;
  • нескрещенные конечности и расстегнутый пиджак — установка доверия;
  • наклон головы в сторону — пробуждение интереса;
  • наклон головы вниз — отрицательное отношение;
  • легкий отклон головы назад — знак агрессивности;
  • сидение на кончике стула — готовность вскочить в любой момент чтобы: либо уйти, либо действовать в создавшейся ситуации, либо унять скопившееся возбуждение, либо привлечь к себе внимание и подключиться к разговору;
  • закидывание ноги на ногу со скрещиванием рук на груди — знак «отключения» от разговора;
  • забрасывание ноги на подлокотник кресла (сидя на нем) — пренебрежение к окружающим, потеря интереса к разговору;
  • скрещенные лодыжки у сидящего — сдерживание неодобрительного отношения, страх или взволнованность, попытка самоконтроля, негативное защитное состояние;
  • положение (сидя или стоя) с ногами ориентированными на выход — явное желание прекратить разговор и уйти;
  • частая перемена поз, ерзанье на стуле, суетливость — внутреннее беспокойство, напряженность;
  • вставание — сигнал о том, что некое решение принято, беседа надоела, что-то удивило или шокировало;
  • сцепленность пальцев рук — разочарование и желание скрыть отрицательное отношение (чем выше расположены при этом руки, тем сильнее негатив);
  • кисти рук соединены кончиками пальцев, но ладони не соприкасаются — знак превосходства и уверенности в себе и в своих словах;
  • руки опираются локтями о стол, а их кисти расположены — перед ртом — скрывание своих истинных намерений, игра с партнером в кошки-мышки;
  • поддерживание головы ладонью — скука;
  • пальцы, сжатые в кулак расположены под щекой, но не служат для опоры головы — признак заинтересованности;
  • подпирание большим пальцем подбородка — знак некоей критической оценки;
  • обхватывание своего бокала двумя руками — замаскированная нервозность;
  • выпускание дыма от сигареты вверх — положительный настрой, уверенность в себе;
  • выпускание дыма от сигареты вниз — негативный настрой, со скрытыми или подозрительными мыслями.

Жесты и телодвижения

«Жест есть не движение тела, а движение души». Он сообщает о желании человека и о том, что тот в этот момент испытывает, а привычный для кого-то жест — свидетельствует о черте его характера.

Внешне одинаковые жесты у различных людей могут означать совершенно непохожие вещи, но существуют и тождественные моменты:

  • активная жестикуляция — частый компонент положительных эмоций, понимаемый другими как выказывание дружелюбия и заинтересованности;
  • чрезмерная жестикуляция — признак беспокойства или неуверенности.
  • При определении мыслей и эмоций индивида следует отмечать лишь непроизвольную жестикуляцию:
  • демонстрация открытых ладоней — показатель откровенности;
  • сжатие кулаков — внутреннее возбуждение, агрессивность (чем сильнее сжимаются пальцы, тем сильнее сама эмоция);
  • прикрывание рта рукой (или бокалом в руке) в момент речи — удивление, неуверенность в произносимом, ложь, доверительное сообщение, профессиональная подстраховка от чтения по губам;
  • прикосновения к носу или легкие почесывания его — неуверенность в сообщаемом (как собой, так и партнером), ложь, поиск в ходе дискуссии нового контраргумента;
  • потирание пальцем века — ложь, но иной раз — ощущение подозрительности и лжи со стороны партнера;
  • потирание и почесывание различных фрагментов головы (лба, щек, затылка, уха) — озабоченность, смущение, неуверенность;
  • поглаживание подбородка — момент принятия решения;
  • суетливость рук (теребление чего-либо, скручивание и раскручивание авторучки, троганье частей одежды) — настороженность, нервозность, смущение;
  • пощипывание ладони — готовность к агрессии;
  • покусывание ногтей — внутреннее беспокойство;
  • всевозможные движения руки поперек тела (поправить часы, прикоснуться к запонке, поиграть пуговицей на манжете) — маскируемая нервозность;
  • собирание «ворсинок» с одежды — жест неодобрения;
  • оттягивание от шеи явно мешающего воротничка — человек подозревает, что другие распознали его обман, нехватка воздуха при гневе;
  • протирание стекол очков либо помещение дужки их оправы в рот — пауза для обдумывания, просьба подождать;
  • снятие очков и бросание их на стол — чрезмерно острый разговор, трудная и неприятная тема;
  • гашение или откладывание сигареты — период максимального напряжения;
  • слишком частое сбивание пепла с сигареты — тягостное внутреннее состояние, нервозность;
  • наклон головы набок — пробуждение интереса;
  • быстрый наклон или поворот головы в сторону — желание высказаться;
  • постоянное отбрасывание якобы «мешающих» волос со лба — беспокойство;
  • явное стремление опереться на что-либо или прислониться к чему-либо ощущение сложности и неприятности момента, неразумение того, как выкрутиться из создавшегося положения (всякая опора повышает уверенность в себе).
Сейчас читают:  Нейрофармакология. Лекция

Определенное диагностическое значение имеет оценка общей двигательной активности. Высокая двигательная активность, дости­гающая уровня двигательной расторможенности, характерна для лиц с преобладанием гипертимных черт характера. Лиц шизоидного типа отличают скованность движений, застывание в определенных фазах движений, двигательные стереотипы, ритуальные движения и автоматизмы. Лицам эпилептоидного типа свойственна определенная контрастность в психомоторике: медлительность, тяжеловесность, плохая переключаемость движений и в то же время, импульсивность, склонность к бурным двигательным разрядам. Для лиц, находящихся в состоянии депрессии, характерны вялые замедленные движения.

Важную информацию, отражающую состояние и свойства испы­туемого, несут особенности голоса и речи: сила и тембр голоса, интонация, темп речи, плавность. Возбуждение, гнев, восторг вызывают усиление и повышение тона голоса. Неуверенность, сомнения приводят к замедлению речи, растягиванию слов. Удивление, испуг сопровождаются непроизвольными восклицаниями. Волнение, страх вызывает дрожание голоса, усиление заикания.

Вот некоторые характеристики человеческого голоса:

  • –скорость речи: оживленная, бойкая манера говорить, быстрый темп свидетельствуют об импульсивности собеседника, его уверенности в себе, спокойная, медленная манера указывает на невозмутимость, рассудительность, основательность; заметные колебания скорости речи обнаруживают недостаток уравновешенности, неуверенность, легкую возбудимость;
  • –громкость: сильный голос, как правило, присущ истинной силе побуждений /жизненной силе/ либо кичливости; тихий, слабый голос указывает на сдержанность, скромность, такт или нехватку жизненной силы, слабость человека; резкие изменения громкости свидетельствуют об эмоциональности и волнении;
  • –артикуляция: ясное и четкое произношение указывает на внутреннюю дисциплину, потребность в ясности и недостаток живости; расплывчатое произношение, как правило, свойственно уступчивости, неуверенности, мягкости, вялости воли;
  • –высота: фальцет /дословно – «головной голос»/ присущ человеку, у которого мышление и речь больше исходят из интеллекта, грудной голос – мышление и речь эмоциональны, естественны, не созданы сознательно; высокий пронзительный голос – признак страха и волнения, а низкий означает покой, расслабленность и достоинство;
  • –режим и течение речи: ритмичное говорение /ровное перетекание слов с легкими периодическими колебаниями/ говорит о богатстве чувств, уравновешенности, скорее, хорошем основном настроении; строго цикличное, правильное говорение означает сильное осознание переживаемого, напряжение воли, дисциплину, педантичность, холодность чувств; округло–текучая манера говорить /типична для общения на пикниках/ свойственна людям, живущим глубоко, полно, эмоционально, угловато-отрывистая манера характеризует трезвое, целесообразное мышление.

Интересы наблюдения за особенностями смеха.

  • Так, смех на «а» /ха-ха/ – совершенно открытый, идущий от сердца, облегчающий и беззаботный.
  • Смех на «е» /хе-хе/ – не слишком приятный, а, скорее, дерзкий, завистливый.
  • Смех на «и» /хи-хи/ – одновременно скрытный и хитрый, смесь иронии и злорадства.
  • Смех на «о» /хо-хо/ звучит хвастливо-угождающее и в основе своей издевательский и протестующий.
  • Смех на «у» /ху-ху/ указывает на скрытый страх, боязливость.

Невротическое заикание, как правило, связано с перенесенными острыми психическими травмами (сильный испуг в детстве, разлука с родителями, внезапное изменение привычного жизненного стереоти­па — например, определение в детские ясли, сад и т.д.). Помимо заика­ния может наблюдаться другое нарушение речи, так называемое спо­тыкание. Спотыкание связано не с судорогами артикулярных мышц, а с разнообразными нарушениями темпа и ритма речи (уско­ренная, захлебывающаяся, неравномерная по ритму). При этом на­блюдаются также дефекты артикуляции (смазанность речи), неожиданные колебания громкости, монотонность, затрудненное нахожде­ние слов, нечеткая формулировка фраз, беспорядочная перестановка смысловых ударений. В происхождении спотыканий большое значение имеют остаточные явления ранних органических поражений головного мозга.

Интонация подчас более информативна, чем содержание речи. Одна и та же словесная формулировка может принадлежать совершенно различным людям и может быть высказана в спокойно-дружеском, бесстрастно-описательном, настойчиво-просящем, на­смешливом, жалобном или возмущенном тоне. Темповые особенно­сти речи являются важнейшими признаками темперамента человека: для подвижного типа характерна быстрая, стремительная речь, почти без пауз; для инертного — замедленная, с длительными паузами. За­медленная, вязкая, обстоятельная речь, с частыми персеверациями, склонностью к деталям типична для эпилептоидов. Замедленная примитивная речь с длительными паузами, отражающими затруднения в формулировании самых элементарных фраз, свойственна лицам с низким интеллектуальным развитием. Медленная, тихая, иногда еле слышная, речь, как бы через силу шевелящиеся губы — отличают лиц, находящихся в состоянии депрессии.

Более всего о внутреннем психоэмоциональном состоянии человека может сообщить анализ его связной речи: как в ней расставлены логические ударения, как быстро произносятся слова, как конструируются фразы, какие имеются отклонения от нормы (неуверенный или неверный подбор слов, обрывание фраз на полуслове, изменение слов, появление слов-паразитов, исчезновение пауз).

При этом:

  • быстрая речь — очевидная взволнованность или обеспокоенность чем-то, страстное желание убедить или уговорить кого-то, разговор о личных трудностях;
  • медленная речь — высокомерие, усталость, угнетенное состояние, горе;
  • прерывистая речь — неуверенность;
  • появление особой «гладкости» речи — возбуждение;
  • лаконичность и решительность речи — явная уверенность;
  • заикание — напряженность или обман;
  • нерешительность в подборе слов — неуверенность в себе или намерение внезапно удивить чем-то;
  • появление речевых недостатков (повторение или искажение слов, обрывание фраз на полуслове) — несомненное волнение, но иной раз и желание обмануть;
  • опускание речевых пауз — напряжение;
  • слишком удлиненные паузы — незаинтересованность или несогласие;
  • появление в речи пауз, заполняемых словами-паразитами («ну…», «так сказать»…, «э»…) — нерешительность и затруднение в выражении мысли, поиск выхода из положения;
  • вклинивание в произносимое слово уменьшительно-ласкательных суффиксов («ясненько») — эмоциональное или физическое напряжение;
  • возрастание числа тривиальных наборов слов, проговариваемых быстрее чем обычно — эмоциональное возбуждение, напряжение;
  • умолкание или скупость в словах — обида;
  • постоянное прерывание других — напряжение;
  • переход внутренней речи во внешнюю («мысли вслух») — чрезмерное волнение.

Непроизвольные реакции

Эти реакции обычно плохо поддаются контролю (хотя различными приемами пытаются их маскировать) и потому весьма информативны. Отдельные из них выявляют при аппаратной диагностике обмана, осуществляемой приборами, известными под обобщающим названием «детектор лжи» (а также «полиграф»).

Стандартное прочтение этих реакций таково:

  • покраснение лица (иной раз пятнами) — стыд, гнев;
  • побеление лица — страх, признак виновности;
  • расширение зрачков — интерес, удовольствие, согласие, сильная боль;
  • сужение зрачков — неудовольствие, отвергание;
  • усиленные биения пульса на венах рук или артериях шеи (поддергивание галстука на шее из-за активного сердцебиения) — тревога, страх, стыд, обман;
  • снижение частоты пульса — повышенное внимание;
  • быстрое или поверхностное дыхание — внутреннее напряжение;
  • короткое дыхание через нос — злость;
  • нарушенность дыхания, спазматические движения горла и рефлекторные сглатывания слюны — тревога, стыд, обман;
  • пересыхание рта (сглатывания, облизывание губ, жажда) — страх, обман;
  • внезапное обнажение зубов — признак ярости, агрессивность;
  • испарина, пот — гнев, смущение, нервозность, обман;
  • дрожь (в пальцах рук и ног, мышцах лица) — внутреннее напряжение, страх, обман;
  • частое моргание — возбуждение, обман;
  • урчание в животе — страх (не всегда, разумеется);
  • скрип зубами — сильнейшая нервозность, стресс, отсутствие возможности осуществить задуманное.

По характеру ответов на вопросы, по тому, в какой манере и какими словами, как высказывается, можно получить первое представление об особенностях личности говорящего.

  • При эпилептоидной акцентуации характера человек обычно отвечает неторопливо и немногословно, но при этом обнаруживает чрезмерную склонность к детализации, потребность рассказать о несущественных мелочах, не имеющих непосредственного отношения к сути обсуждаемого вопроса. Такие лица не выносят, когда их перебивают, в требовании кратких и четких ответов по существу они видят невнимательность к себе, неблагожелательное отношение и тогда за­мыкаются.
  • При истероидной акцентуации характера наблюдаются пре­тенциозность, театральная манера высказывания, излишняя аффектация. Красочным описанием своих переживаний такая личность стре­мится произвести впечатление необычности, исключительности, со­средоточить на себе особое внимание.
  • При сенситивной и шизоидной акцентуациях характера имеет место излишняя сдержанность в ответах. Скупость высказываний у сенситивных личностей чаще всего бывает обусловлена застенчиво­стью, а у шизоидных — тем, что у них самих уже сложилось свое соб­ственное четкое представление о проблеме и они сообщают по своей инициативе лишь те сведения, которые им самим представляются важными.
  • При психастенической акцентуации характера вслед за ответом, а иногда и вместо него, можно услышать пространные рассуждения. За этим обычно стоят тревожная мнительность, опасения наихудшего, хотя и маловероятного, а рассуждения нередко служат для самоуспо­коения.
  • При ипохондрической акцентуации обследуемые постоянно ищут возможность рассказать о своих проблемах.
  • При неврастеническом типе нередко в тоне, которым даются ответы, сквозит несдерживаемое раздражение, а при паранойяльном типе — озлобление на всех и на все.

Учитывая многозначность связей внешних признаков и субъективной психической реальности, индивидуальную специфичность поведенческих и вегетативных реакций, следует при наблюдении значимой особенности поведения в той или иной ситуации зафиксировать эту особенность при повторении ситуации, а также в других ситуациях, отличающихся от первоначальной. Это позволяет отделить случайные совпадения закономерных. Любое предположение относительно психологической реальности, вызвавшей то или иное поведение, требует проверки, сопоставления с альтернативными источниками. Рассматривать частные условия появления наблюдаемого по­ведения  в сопоставлении с общей ситуацией, что позволяет более точно понять смысл наблюдаемого.

Скачать лекцию

Профотбор. Психологическая оценка личности
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
Share via
Copy link
Powered by Social Snap