Проституция как социальная проблема. Контрольная работа

Проституция как социальная проблема. Контрольная работа

Введение

Проституция как явление существует, я думаю, с самого появления человека. Всегда найдётся сильный, а с ним и слабый. Обделённый жизнью всегда захочет иметь то, чего у него нет, но есть у другого, более успешного человека. И тут возникает множество вариантов, как заполучить желаемое – убийство, грабёж, собственный труд (по возможности) или… или не надо стараться и трудиться, гнуть спину и зарабатывать мозоли на руках? Не надо идти на преступление, а заработать себе кусок мяса тем, что дала тебе природа?

Я выбрал эту тему потому, что меня заинтересовала сама суть проблемы. Сам я считаю проституцию оплотом прошлого, чем-то низким и ненужным в современном обществе. И мне стало интересно – почему же спустя тысячи лет эволюции социума и сознания человечества это явление по-прежнему живёт и даже развивается. Конечно, подобным способом легче заработать, ведь не надо особо утруждаться, но «падать ниже плинтуса» ради денег?

В своей работе я постараюсь ответить на ряд вопросов. Является ли проституция социальной проблемой? Отрицательная это или нет отрасль заработка? Причины и последствия занятий проституцией. Отношение общественности к этой проблеме.

Глава 1. Происхождение и классификации проституции

История проституции уходит корнями в глубину веков. Вряд ли историки и сексологи смогут когда-нибудь чётко определить момент её зарождения. Проституция то поднималась до уровня почитаемой профессии, как это было в Японии, то становилась запретной, и подвергалась всяческим преследованиям, вплоть до смертной казни, как это бывало в Европе. [1]

Проституция – древнейшая профессия на Земле. Так говорят и я с этим согласен. Уверен, что троглодиты довольно часто это практиковали. К примеру, когда в общине оставалась овдовевшая женщина в полном расцвете сил, но никому ненужная. Как ей не умереть с голода? Выход прост и очевиден – ложе самого сильного самца. Но об этом можно только догадываться и домысливать.

Переместимся же во времена создания древних цивилизаций, откуда сохранилось множество исторических фактов.

Основоположницей религиозной проституции считается Вавилония.

После объединения царём Нимродом двух халдейских народов и закладки на реке Евфрат города Вавилона образовалась как бы новая нация. Именно в этот период здесь появляется священная проституция, ставшая одной из самых распространённых форм поклонения Милитте, богине природы и плодородия, покровительнице города Вавилона.

По свидетельству Геродота, ни одна вавилонская девушка не имела права располагать своим будущим, не лишившись девственности в храме Милитты, куда стекались иностранцы. Более того, по закону каждая вавилонская женщина должна была хотя бы раз в год появиться в этом храме и отдаться какому-нибудь чужестранцу за деньги.

Только иностранцу позволялось воспользоваться правом свободного совокупления с вавилонскими женщинами, при этом не имело никакого значения, замужем она или непорочная девушка.

Как всё происходило: выбрав женщину, мужчина бросал ей в подол несколько монет и произносил: «Обращаюсь к богине Милитте!». Сколь ни мала была сумма, заплаченная чужестранцем за любовь, женщина не имела права отказываться от денег, поскольку они уже считались священными. Расплатившись, мужчина брал женщину за свисавший конец пояса и увлекал в тень кедра или фисташкового дерева, где они приносили богине свою сексуальную жертву.

Культ Милитты очень быстро распространился по всей Западной Азии. Повсюду возводились храмы Милитты, которой в разных странах давали разные имена – Венера, Афродита, Анаис, Астарта, Урания. [2]

В 594 году до н.э. афинский правитель Солон организовал в Афинах первый государственный публичный дом, в котором работали девушки-рабыни, приобретённые на общественные средства. Хитрый законодатель первым осознал, какие баснословные доходы получают храмы Афродиты от священной проституции, и решил пополнить опустевшую государственную казну таким необычным образом. Налоги, уплачиваемые проститутками, составляли довольно значительную долю доходов Афинского государства.

Так на смену священной проституции пришла другая, законная проституция, которая открыто существовала во всех странах мира на протяжении тысячелетий и существует по сей день.

1.1. Проституция в современном мире

Само по себе определение понятий проституция и проститутка не вызывает особенных трудностей, слово проститутка, произошедшее от латинских слов prostibulum (проститутка) и prostare (выставляться на продажу) достаточно точно определяет понятие: проститутка – выставляющаяся на продажу. Требуются лишь некоторые уточнения, а именно: проституция суть продажа секса любому желающему, разумеется, платёжеспособному. Слово «любому» в данном контексте имеет чрезвычайно важную смысловую нагрузку, ведь именно отсутствие избирательности является сущностным определением данного понятия. Неважно, высокий или низкий, умный или глупый, общительный или косноязычный, красивый или урод – основной критерий один, – платёжеспособность. В этом выборе проститутке также не важны и моральные, социальные или этические запреты.

Можно сказать, что именно проститутки уничтожают все возможные сексуальные неравенства и запреты, делая секс не просто общедоступным, а общедоступным без каких-либо ограничений. Все равны перед проституткой. Важны только два параметра: экономический (платёжеспособность) и сексуальный (наличие желания). Возможно, что именно в этой общедоступности и равенстве в удовлетворении сексуального желания для всех, без различия возраста, чинов, успехов или способностей заложена та «живучесть» спроса на услуги проституток, которую можно наблюдать на протяжении всей истории человечества.

  • Проституция полностью легализована в восьми странах Европы (Нидерланды, Германия, Австрия, Швейцария, Греция, Турция, Венгрия и Латвия).
  • В Швеции, Норвегии и Исландии с точки зрения закона правонарушение совершает клиент, а не проститутка.
  • В Испании и Чехии власти относятся к проституции терпимо.

Международный опыт показывает, правительства, которые легализуют проституцию как «секс-занятость», будут иметь огромную экономическую долю в секс-индустрии. Постепенно это приведёт к увеличению их зависимости от секс-сектора. Если проститутки будут считаться работниками, сутенёры бизнесменами, а клиенты потребителями секс-услуг, соответственно легализуя проституцию как экономический сектор, тогда правительства могут снять с себя ответственность за предоставление женщинам приличной и подходящей работы. В настоящее время существует ряд действующих мер, позволяющих государствам, защищающих своих граждан предотвратить распространение проституции как социально не допустимого проявления античеловечности в XXI веке наряду с терроризмом, фашизмом, разными видами дискриминации.

В современной России в соответствии со статьёй 6.11 КоАП РФ, занятие проституцией влечёт наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей. КоАП РФ не раскрывает понятия «проституция», однако принятым значением является «предоставление сексуальных услуг за плату». [3]

1.2. Детская проституция

В большинстве стран законодательство определяет детей как лиц, не достигших совершеннолетия. Однако некоторые определения ограничивают детскую проституцию возрастом пре-пубертата или раннего пубертата и выделяют отдельно подростковую проституцию. Дополнительный протокол к Конвенции о правах ребёнка, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии, определяет детскую проституцию как «практику, при которой ребёнок используется в сексуальных целях лицами за вознаграждение или любую другую форму компенсации» (статья 2b). Вознаграждение или компенсация может предназначаться как самому ребёнку, так и третьим лицам.

По определению бывает детская и подростковая проституция, но в таком возрасте подобные градации очень условны, и я бы не стал разделять «малолетних» проституток, но сейчас не об этом. Я был шокирован во время исследования вопроса, когда узнал, откуда же берутся эти самые маленькие проститутки! Итак, по порядку.

Большей частью дети-проститутки из семей, где родители алкоголики или наркоманы. Но бывают и из обычных, даже из обеспеченных. Для таких торговля телом – всего лишь способ заработать дополнительные деньги на карманные расходы. Традиционно считается, что несовершеннолетних вовлекают в проституцию насильно. Это не так. Самое удивительное и, наверное, самое страшное, что дети в основном занимаются проституцией совершенно добровольно! Все эти дети – с искалеченной психикой, со смещёнными нравственными установками. Подростки не только не понимают, что их занятие аморально – они в силу своего возраста вообще не понимают, чем они занимаются. А начинается всё примерно так: девочке родители не смогли купить что-нибудь, она приходит к подружке, а та ей говорит: давай, я тебя отведу куда надо, и у тебя будут деньги. Девочка соглашается. [4]

Бывает, что родители-алкоголики продают своего ребёнка за бутылку. Но всё-таки это редкость. Чаще всего родители ничего не знают об их занятиях, потому что и не хотят знать. Но всё равно на них большая вина. Типична ситуация, когда их лишают родительских прав или изолируют от общества, дети отправляются в приюты, где у них также много шансов начать заниматься проституцией. В этом возрасте услуги детей-проституток часто носят гомосексуальный характер. Мальчики – с мужчинами, девочки – с женщинами. Спрос на несовершеннолетних проституток велик именно в гомосексуальных кругах, так было всегда – и в прошлом веке, и в двадцатые годы, и после войны. Самое интересное, что «покупатели» детских услуг – вовсе не обязательно педофилы. Они обращаются к детям просто потому, что это дешевле, нежели «купить» взрослого партнёра. Цены ниже в несколько раз. А низкие они потому, что сутенёров у уличных детей обычно не бывает – никто за это не возьмётся ввиду всё той же уголовной ответственности и страха перед зоной, где такому не поздоровилось бы. Сутенёры имеют дело только с совершеннолетним «живым товаром», детей они от себя гонят. Ребёнок же «зарабатывает», как правило, всего лишь на карманные расходы – на компьютерный клуб, на мороженое, на сигареты, поэтому и цену на свои «услуги» устанавливает по собственным потребительским масштабам.

Правоохранительные органы, конечно, знают об этой проблеме. Но что они могут сделать? Ребёнок заявлять в милицию никогда не станет, потому что боится людей в форме. Клиент, естественно, тоже никогда не пойдёт в милицию. А у тех, кто увидел со стороны, нет повода обратиться в правоохранительные органы: мало ли куда пошёл взрослый с ребёнком.

Как противостоять детской проституции, как её предупреждать, искоренять?

Похоже, никому не надо. Конечно, это плохо для общества. Но где оно у нас? Мы можем провести опрос общественного мнения и выясним: подавляющее большинство категорически против такого позорного явления. Ну а что дальше? Мнение есть – а общества нет, социальные институты или находятся в зачаточном состоянии, или, наоборот, разрушены.

1.3. Мужская проституция

В Греции гомосексуальная проституция получила широкое распространение и регулировалась специальными законодательными актами. Согласно законам Солона, гомосексуал-жиголо не имел права занимать государственные должности, а также быть адвокатом и архонтом. Развитие гомосексуальной проституции отмечали Ксенофонт и Аристофан.

В Древнем Риме ряды гомосексуалов, занимающихся проституцией, пополнялись рабами, которых готовили к этому занятию с юности. Представителями проституции были кинеды, которые исполняли возле винных лавок танцы и заключали сделки с клиентами. Среди клиентов были высокопоставленные персоны. Хотя это не одобрялось согражданами и в целом в Риме гомосексуальность не поощрялась.

В средневековой Японии гомосексуальная проституция, напротив, была достаточно широко распространена – об этом как об обыденном явлении упоминает, например, кодекс самурая «Бусидо», там же упоминается такое малораспространённое в рамках западноевропейской цивилизации явление, как гомосексуальная проституция на судах.

Мужская проституция – такая же древняя профессия проститутки, как и женская проституция.

Известно, что уже в древнем Шумере и в Древней Греции мужчины продавали сексуальные услуги другим мужчинам. В нашу эпоху не существует «типичного» мужчины-проститутки, характеризуемого какими-то определёнными культурными, социоэкономическими или личными предпосылками. Молодые мужчины, как безграмотные, так и представители среднего и высшего классов, могут работать на улицах, в клубах или в элитной службе эскорта.

В отличие от женщин-проституток большинство мужчин-проституток работают без сутенёра. Мужчины, которые предоставляют женщинам сексуальные услуги в обмен на деньги и подарки, называются жиголо. Роль жиголо больше всего похожа на роль девочки по вызову, потому что он часто оказывается и социальным компаньоном, и сексуальным партнёром одновременно. Его клиенты обычно – богатые женщины средних лет, которые стремятся к связи с привлекательными молодыми людьми. Жиголо часто притворяется, что испытывает некое романтическое влечение к женщине. Обмен денег на такие услуги мужчин происходит не так явно, как в большинстве взаимодействий между женщинами-проститутками и мужчинами-покупателями. Неизвестно, насколько распространён этот тип мужской проституции, но, вероятно, он встречается гораздо реже, чем женская проституция.

Мужчины, обслуживающие мужчин-гомосексуалистов, не так хорошо изучены, как женщины-проститутки. Как и женщин-проституток, их можно разделить на несколько категорий. Мужчины, работающие на улицах, вступают в контакт с клиентами в барах для геев или в банях, в общественных парках или туалетах. Большинство мужчин такого рода вырастает в неблагополучных семьях и в окружении людей, злоупотребляющих наркотиками и состоящих в беспорядочных связях. Как показало одно исследование, мужчинам – уличным проституткам не хватает знаний о болезнях, передающихся половым путём, и они не предпринимают необходимых мер предосторожности. Всё больше мужчин, зарабатывающих на жизнь сексом, начинают работать через агентства эскорта, рекламные объявления или через Интернет. Мальчики по вызову работают так же, как и девочки по вызову. У них есть регулярные клиенты, и они работают не только как сексуальные партнёры, но и как социальные компаньоны.

1.4. Женская проституция

Существуют различные типы женщин-проституток, которые обслуживают клиентов-мужчин. Тип проститутки зависит от того, насколько она заметна в обществе, сколько она стоит, к какому социальному классу принадлежит. Опыт женщины-проститутки в значительной степени определяется условиями, в которых она работает, и тем контролем, который осуществляется над её деятельностью. Мы рассмотрим несколько различных категорий, приблизительно определяемых методом, который женщина использует, чтобы устанавливать контакт с клиентами. Это уличные проститутки, а также те, кто работает в публичных домах и массажных салонах, и девочки по вызову.

Уличных проституток можно видеть на улицах большинства крупных городов. Они зазывают клиентов на улицах или в барах. Часто они оказываются представителями низших социоэкономических слоёв. Они берут за свои услуги меньше, чем другие проститутки. Проститутка должна отдавать сутенёру значительную часть. Уличные проститутки, таким образом, занимают нижнюю ступень иерархии. Часто проститутки этой категории имеют драматическое прошлое, касающееся их семьи. Также они постоянно оказываются жертвами насилия и грабежей со стороны сутенёров и клиентов. Уличные проститутки — лёгкая добыча. Поэтому очень часто в новостях сообщается, что обнаружен труп убитой проститутки или объявляется розыск серийного убийцы проституток. Уличные проститутки бросаются в глаза, поэтому их часто арестовывают. Многие проститутки за свою жизнь многократно повторяют круг арестов, кратковременных тюремных заключений и освобождений. Даже в тех немногих городах, где законы устанавливают наказание как для клиента, так и для проститутки, мужчины-клиенты уличных проституток и другие типы проституток редко подвергаются аресту. [5]

Публичный дом – это заведение, в котором работает группа проституток. На заре американской истории публичные дома были вполне обычным явлением и всё ещё остаются таковым в некоторых других странах. В наше время публичные дома узаконены в некоторых странах. В них установлен очень жёсткий рабочий график. Нормальная смена составляет от 12 до 14 часов в день, она длится 7 дней в неделю, и всего проститутка работает 21 день в месяц. Обычно проститутки не имеют права отказать клиенту, и 50% их жалованья поступает хозяевам публичного дома. Публичные дома варьируются от очень дорогих заведений до дешёвых местечек. Как правило, публичным домом управляет «мадам», которая является хозяйкой и бизнес-менеджером дома. Проститутки, которые работают в публичных домах в тех местностях, где проституция запрещена, несколько лучше защищены от арестов, чем уличные проститутки. Ведь их работа не так бросается в глаза полиции. Такие проститутки также реже подвергаются физическим нападениям со стороны клиентов в помещении публичного дома.

Массажные салоны считаются современной версией борделя, местами «быстрого сексуального обслуживания». Мануальная стимуляция («местная», или «ручная стимуляция») или оральная стимуляция, приводящие к оргазму входят в оплату массажа. Часто клиент указывает, в каком виде – одетом или раздетом – он бы хотел видеть массажистку. Половой акт может входить или не входить в «массаж». По данным одного из исследований, чаще всего клиентами массажного салона являются бизнесмены, так называемые «белые воротнички», старше 35 лет.

Девочки по вызову, как правило, зарабатывают больше других проституток. Как правило, эти проститутки происходят из слоёв среднего класса. Девочки по вызову наравне с сексуальными услугами часто предлагают клиентам и социальное сопровождение. Они устанавливают контакт с клиентами по личной рекомендации или через «службы эскорта». Часто у таких проституток появляются регулярные клиенты. Такие проститутки не заметны в обществе, они гораздо меньше рискуют подвергнуться аресту, чем уличные проститутки. Девочки по вызову живут в удобных квартирах и хорошо одеваются. Все это входит в их обязательные расходы для поддержания бизнеса. Они также чаще, чем другие типы проституток, получают от своих регулярных клиентов одежду или жилье.

1.5. Проституция и общество

Характерной чертой проституции считается именно получение оплаты за профессиональную услугу сексуального характера. Занятие проституцией в обществах западной цивилизации рассматривается почти как неизбежное зло. В восточных обществах (Дальний Восток, Индия, Ближний Восток) в прежние эпохи отношение к проституции было более нейтральным, хотя и в этих странах она, как правило, не одобрялась.

Противоречивое отношение общества к проституции, т.е. платному профессиональному сексу, связано с двойственным отношением к самому сексу. С одной стороны, секс приносит удовольствие, а потому сексуальные услуги за плату можно рассматривать по аналогии с любыми другими приобретаемыми услугами. С другой стороны, секс, не сопряжённый с деторождением, раньше обычно осуждался. Поэтому общественная мораль «табуировала» неупорядоченные сексуальные отношения и порицала тех, кто занимался сексом вне семьи. Это осуждение было тем строже, чем более моногамным являлось общество. Лишь в последней трети 20 в. в странах Запада началась реабилитация секса как самоценности. [6]

На негативное отношение к проституции в обществе влияет и степень распространённости венерических болезней, передающихся главным образом именно при частых сексуальных связях. Так, уже в древности была известна гонорея. В Западной Европе нового времени на отрицательное отношение к проституции влияет размах эпидемии сифилиса и СПИДа.

Занятие проституцией представляет определённую опасность для женщин. Обычно они занимаются этой деятельностью недолго, примерно 5 лет, после чего проститутка утрачивает сексуальную привлекательность и перестаёт интересовать клиентов. Однако и за это время они нередко теряют способность к нормальному супружеству и материнству, под воздействием общения с клиентами в «зоне риска» у них меняется психика. Высокие эмоциональные стрессы ведут к широкому распространению среди проституток алкоголизма и наркомании.

В христианской культуре осуждение свободного секса было закреплено религиозным каноном (в библейской заповеди «не прелюбодействуй»). Начиная с нового времени, западноевропейская цивилизация активно насаждала свои культурные нормы во всем мире, в результате в настоящее время проституция считается презираемым занятием во всех странах. В одном из отчётов Международной организации труда (МОТ) в 1998 году наряду с предложением рассматривать индустрию секса в качестве законного сектора экономики одновременно отмечалось, что «проституция – одна из наиболее отвращающих от себя форм труда».

1.6. Синдром деморализации

Впервые в отечественной литературе авторы подробно обсуждают новое диагностическое понятие – синдром деморализации. По сути дела, это синдром духовной патологии. С их точки зрения – деморализация не является однородным явлением. Она имеет различные содержания, особенностью которых является то, что она присутствует в потенциале и активизируется в специальных социальных ситуациях, обычно чётко не проявляясь в повседневной бытовой жизни. Деморализация объективно приводит к тому, что понятия чести, благородства, преданности, сочувствия и сопереживания постепенно размываются, теряют свою актуальность и исчезают из внутренней жизни человека. Понятия общечеловеческой морали подменяются личными, эгоистическими ценностями, целями индивидуальной карьеры. В систему ценностей возводится личное обогащение, усиливается культ денег и материальных благ. В постмодернистской культуре формируется идентификация человека с тем, что он покупает, чем он владеет. Причём часто не имеет значение путь получения этих ценностей, завладения ими. [7]

Эта идентификация отличается от идентификации, преобладающей в модернистском обществе, в котором человек идентифицируется с тем, что он делает. Стремление к покупкам становится болезненным явлением, возникает новая форма аддикции – шопоголизм, в котором растворяются другие ценностные мотивации. Не просто посещение супермаркета для осуществления конкретной покупки, а само как можно более длительное пребывание в этих центрах торговли является одним из основных источников удовольствия. Именно магазины становятся главными центрами и даже своеобразными храмами культуры для такого человека. Мысли о предстоящих покупках доминируют в сознании и индивидуальном бессознании.

Приобретение вещей начинает в большой степени включать в своё воздействие и глубинные бессознательные процессы, что проявляется в том, что покупаемые артикулы приобретают вербально неопределяемое, но очень важное значение. Они отождествляются с символами особой личной значимости, предметами зависти окружающих, становятся имиджами успеха, личной значимости, красоты, принадлежности к элите, превосходства, близости к популярным фигурам шоу-бизнеса, теле- и киноэкрана.

Вместе с тем символизация не приводит шопоголиков к их гуманизации, к развитию моральных принципов и эстетического вкуса. Это связано с тем обстоятельством, что все возникающие символические имиджи и представления носят крайне выраженный нарциссический характер. Их можно отнести к категории злокачественного нарциссизма, выходящего далеко за пределы реальности аддиктивной реализацией.

По мнению авторов, из поля зрения современных специалистов ускользала токсическая связь, образующаяся при соединении аддикции с деморализационным компонентом, который по существу является синдромом с различными составляющими. Как известно, аддиктивный процесс сам по себе приводит к феномену постепенного вытеснения прежней личностной структуры аддиктивной структурой, определяемой термином «аддиктивная личность». Процесс замещения может быть менее или более злокачественным, в зависимости от силы эго-системы исходной личности. У лиц со слабой эго системой, у индивидуумов с основной недостаточностью развитие аддиктивного замещения совершается быстро, практически отсутствует борьба между прогрессированием аддикции и антиаддиктивными мотивациями.

У лиц с синдромом деморализации исходно мало представлены или отсутствуют психологические зоны сопротивления, связанные с влиянием родительского супер-эго (если последнее было развито у родителей), с его запретами, образцами «правильного поведения», основывающегося на следовании моральным принципам, чувству долга, ответственностью перед другими и, прежде всего, перед самим собой. Аддиктивные реализации следуют одна за другой, сопротивление не формируется, примитивная аддиктивная гедонистическая мотивация бесконкурентно доминирует в воображении, чувствах и поведении. Это заключение авторов, признанных ведущих специалистов в области аддикций, вызывает особый интерес.

В этой области особенно важным является отношение к своему телу. У женщин древнейшей профессии выявляется негативная идентичность своего тела. Женское чувство развития личности традиционно центрировано на теле, в то время как чувство личности у мужчин в большей степени локализовано в их сознании и оторвано от тела. «Для женщин интимность – это контакт глаза в глаза, а для мужчин – бок о бок». Постсовременная социальная сфера деятельности требует оторванности от тела, что считается естественным атрибутом мужчины. Она требует того же и от социально функционирующих женщин, что противоречит их природным атрибутам. Таким образом, женщины должны изменять свою природу, чтобы вписаться в социальную сферу и активно в ней участвовать. Способность к отключению у проституток не только присутствует, но во многих случаях становится автоматической реакцией на ситуации профессиональных сексуальных контактов. Проститутка в сексуальных профессиональных контактах просто физически присутствует, как вещь, как материальный, сексуальный объект. У нее заблокирован эмоциональный компонент, адекватный любовной сексуальной связи. Она способна играть роль, имитировать сексуальное возбуждение, вписываться в воображаемую клиентом сексуальную динамику. Мужской инстинкт произвести впечатление на женщину сохраняется даже при понимании, что сексуальные услуги куплены за деньги.

С точки зрения авторов, античные истоки проституции, даже отложились в коллективном бессознательном. В этом смысле можно предположить существование архетипа проституции, который оказывает неосознаваемое влияние на психику. Это влияние различно в разные возрастные периоды и активизируется воздействием социокультуральных факторов, по-разному представленных в различных культурах. Влияние архетипа проституции может не носить прямого характера, а выражаться в контексте многих по существу антисоциальных мотиваций, например, таких как готовность продавать себя, изменять своим убеждениям в угоду лицам или организациям с целью получения финансовой поддержки. Влияние архетипа может также выражаться в стремлении покупать лояльность, поддержку или молчание других людей для получения, таким образом, собственной выгоды.

Архетип проституции, как и другие архетипы, имеет другой полюсно противоположный ему архетип, который настраивает человека на отрицательное отношение к продаже его интегральности, к торговле своей духовностью, совершаемой во имя финансовой выгоды или других социальных благ. Он активирует ту часть бессознания, которая контролирует то, что относится к соблазну в широком смысле, стимулирует к рождению и развитию процесса самоуважения. На глубинном бессознательном уровне имеются алгоритмы, благоприятствующие появлению внутреннего чувства аморальности продажи не только своего тела, но и прежде всего идей, талантов, духовных ценностей и мотиваций, если все это противоречит внутреннему пониманию категорий добра, справедливости и гуманности. Человек становится проституирующим, если пренебрегает этими запретами архетипной природы. В практике каждодневной жизни это может относиться к сохранению деструктивных взаиморазрушительных брачных отношений или несовместимой с этикой и моралью работы по причинам поддержания финансовой или социальной стабильности. Авторы заключают, что проституция имеет дело с двумя табу — сексом и деньгами. Она лишает какой-либо святости любовь. В данном контексте можно задуматься, например, над объяснением того, что происходит в случае, если сексуальная связь оторвана от ее аффективного компонента,

Анализ психологии проституции позволяет установить, что ее функция состоит, в частности, в отрицании базисного страха любви. В проституции можно видеть повторяющуюся реакцию и компенсацию отцовского пренебрежения. Просматривается содержание мести за отсутствие отцовской любви. Вступление в повторяющиеся сексуальные контакты с мужчинами на бессознательном уровне преследует цель повторного унижения партнеров, символизирующих отца.

Авторы книги приводят первое в своём роде изучение сексуальности не по результатам интервьюирования, а прямого наблюдения в естественных условиях. Особенностью книги является то, что она написана с симпатией не только к проституткам, но и к их клиентам. В ней нет однозначных оценок и выводов. Показана вся сложность проблемы с учетом сторон, до сих пор не привлекавших специального внимания. Stein изучала девушек по вызову, преуспевших в своей профессии, которые приобрели опыт тонкого распознавания потребностей клиентов и способность создавать психологическую атмосферу доверительной интимности, в которой крайне нуждались клиенты. Stein приходит к выводу, что эффективность коммуникаций девушек по вызову обусловлена во многом тем, что они выступают по отношению к клиентам в роли квалифицированных психотерапевтов, что провоцирует у последних нарастающее желание к повторным визитам.

Автор выделяет среди клиентов три основных типа: Любовников, Друзей и Рабов. Любовники возводят девушку по вызову в ранг обожаемого женского образа, идеальной возлюбленной. В их воображении секс должен сочетаться с любовью и сексуальное удовольствие являться кульминацией процесса романтического ухаживания, который сам по себе содержит много положительных переживаний. При встречах с девушками по вызову может реализовываться сценарий эскапизма, бегства от реальностей каждодневной жизни. Все Любовники очень требовательны. Им необходимо чувствовать себя особенными, заслуживающими особого отношения, отличающимися от других клиентов. Унизительные же роли многообразны. Они включают прямое рабское подчинение (иногда заимствованное из истории Древнего Рима), превращение в домашнее животное, беззащитного школьника, заложника, полностью зависимой прислуги. В репертуар рабских сценариев входят такие составные элементы, как команды, угрозы, дисциплина, поклонение и унижение.

Категория Друзей отличается от Любовников тем, что они придают меньшее значение своей сексуальной состоятельности и вообще не фиксированы на этой стороне взаимоотношений. Друзья обращаются к девушкам по вызову в большей степени как к доверительным советчицам по реальным проблемам. Друзья – это люди, которым свойственно постоянство в межличностных отношениях. Они регулярно посещают одну девушку по вызову, часто в течение многих лет. Для друзей очень важно, чтобы девушка внимательно выслушивала их рассказы, проявляла понимание и искреннее желание оказать психологическую поддержку. Они попадают в психологическую зависимость от девушек по вызову, которые обладают способностью создавать при каждой встрече домашнюю релаксирующую обстановку, напоминающую детство.

В тех случаях, когда проститутки обращаются к религии, с целью получения духовной поддержки, они могут стать фундаменталистки ориентированными и фанатичными.

Глава 2. Пути решения вопроса

2.1. Вовлечение в проституцию

В литературе выделяются шесть социально-экономических факторов, которые способствуют вовлечению женщин в проституцию:

  • недоступность других видов занятости для неквалифицированных или мало квалифицированных женщин, которых можно сравнить по получаемому доходу;
  • практически ни один вид деятельности не предоставляет необразованным и неквалифицированным женщинам того внешне независимого и приключенческого стиля жизни, который потенциально обеспечивает проституция;
  • традиционная роль женщины виртуально аналогична культурально определяемой сексуальной роли, которая фокусируется на внешности, обслуживании и сексуальности;
  • культуральное значение благополучия и культа материальных ценностей приводит некоторых женщин к желанию иметь то, что для них недоступно вследствие их социоэкономического положения в обществе;
  • несоответствие между культурально акцептируемыми сексуальными ролями мужчин и женщин формирует комплекс «Мадонны-проститутки» по отношению к восприятию женской сексуальности. В результате женщины, проявляющие сексуальную активность вне ожидаемого сексуального ролевого поведения, такие как проститутки, этикетируются как девиантные индивидуумы и теряют свой социальный статус;
  • снижение уровня жизни значительной части населения, безработица, правовая незащищенность, что особенно характерно для России в периоды многочисленных финансовых кризисов, являющихся индукторами личностных кризисов. В результате многие люди демонстрируют то, что в психиатрии и психотерапии называется комплексами.

Известно, что комплексы – это психические инстанции, лишённые контроля со стороны сознания. Они отщеплены от него и ведут особого рода самостоятельное функционирование в бессознательной части психики, откуда могут постоянно препятствовать или же содействовать работе сознания.

Комплекс несёт в себе определённый энергетический заряд и образует как бы отдельную маленькую личность. Комплексы, образуя целостную структуру психики индивида, являются относительно автономными группами ассоциаций, живущих собственной жизнью, зачастую не только несовпадающей, но даже противоречащей намерениям человека.

2.2. Решение вопроса проституции

Решение этих задач предполагает акцент на следующих этапах:

  1. Специалист формулирует определение комплекса, объясняет, что такое комплекс, какую функцию он выполняет в жизни и какое место занимает в структуре психики.
  2. Консультант с использованием примеров убеждает клиентку в отсутствии опасности со стороны имеющегося у нее комплекса для состояния ее психосоматического здоровья. Клиентке объясняют, что этот комплекс часто встречается и у других людей, и что в этом плане она не отличается от большинства из них ни в худшую, ни в лучшую сторону.
  3. Комплексы есть у любого человека – и это не патология, а норма. Все актуальные ситуации, с которыми сталкивается человек, неосознанно сводятся к детским переживаниям и прошлому опыту. Поведение управляется скрытой в глубинах психики неизменной структурой – комплексом. Но, поскольку он мешает нормально функционировать, с ним пытаются яростно бороться и загонять его еще глубже в подсознание. Возникает вопрос: «Стоит ли это делать?» – тем более что лучше от этого все равно не становится. Борьба с психологическим содержанием комплекса лишь усугубляет проблему, поэтому важно выработать план ответственного поведения по избавлению от комплекса или по уменьшению его влияния на когниции, эмоции, поведение и взаимоотношения со значимыми людьми.
  4. Убедить клиентку в необходимости постоянной саморефлексии и самоанализа, направленного на понимание того, что о наличии у себя комплекса неудачницы ей лучше знать, а не делать вид, что его не существует, и понимать, что комплекс – качество приобретенное, а значит, от него можно избавиться.
  5. Необходимо различать человека и его поведение. Так, например, гнев может быть ненормальной и нормальной реакцией (если он утилизируется, если он под контролем и если он умышленно не пролонгируется). Важно атрибутировать к поведению клиента, а не к его личности. Так, например, известно, что детям бывает особенно трудно разобраться, на что направлен гнев родителей: на их личность или на их поведение. Задача психолога – научить клиентов атрибутировать гнев как необходимость реагирования на беспорядок, а не на личность, поскольку нормальное уверенное поведение направлено на защиту личности.
  6. Обучать клиентку использовать положительные Я-высказывания, хвалить окружающих (и особенно себя) в случае уверенного поведения.

При выявлении комплекса неудачника я бы рекомендовал составлять с каждой клиенткой план пути к личному успеху, включающий в себя:

  1. Кристаллизацию мысли, идеи, идеальной цели жизни или потребности – как идее, которой она готова посвятить жизнь (прекращение занятия проституцией).
  2. Разработку плана достижения цели.
  3. Формулирование искреннего желания и его имплантацию. Собственное желание порождает надежду на успех, чужое не имплантируется, а отторгается.
  4. Развитие сверхуверенности (не внешне вызывающего, наглого поведения, а внутренней слегка фанатичной одержимости единственной кристаллизованной мыслью об успехе).

Вследствие большей сексуальной флюидности (пластичности) некоторые женщины, имевшие сексуальные отношения с мужчинами, могут искать нежности и любви со стороны женщин даже в тех случаях, когда их естественные предпочтения носят гетеросексуальный характер.

Принято считать, что занятие проституцией приводит к пагубным последствиям. По мнению ряда авторов, основных отрицательных последствий три.

  1. Биологические – нанесение вреда здоровью: апатия, астения, снижение активности, падение энергетического потенциала личности, ангедония, угасание влечений, биологических потребностей, снижение иммунитета, сопротивляемости, истощение организма. Чувство глубокого отчаяния, вызванное пребыванием в стрессовой ситуации.
  2. Нравственно-этическо – прогрессирующая деградация личности. Проститутки перестают интересоваться семьей, детьми, родителями; развиваются эгоизм, лживость, лицемерие, концентрация внимания только на зарабатывании денег.
  3. Социально-психологические – пренебрежение связями со значимым до занятия проституцией социальным окружением, депрессии, бессонница, неспособность сосредоточиться, сконцентрировать внимание, чувство беспомощности и бесконтрольности. Криминальные – организация и содержание притонов, вовлечение в преступную деятельность других людей, создание условий для их криминализации.

Диагностика психического нарушения, его терминологическое обозначение, в каждом конкретном случае способна вызвать положительный психологический эффект в связи с тем, что идентифицированная опасность сопровождается меньшими и отрицательными переживаниями (страхом, тревогой), чем что-то непонятное, вербально неопределяемое. Идентификация болезненного состояния при правильном психологическом подходе может приводить к уменьшению чувства «схождения с ума», к большей уверенности в себе в связи с пониманием стрессовой причины нарушений и психической стабилизации с концентрацией на важности проводимой психологической коррекции и терапии.

Согласно теории выбора W. Glasser’a (1998), у человека присутствуют четыре основных стремления:

  1. к любви и принадлежности,
  2. к власти,
  3. к свободе,
  4. к получению удовольствия.

В течение жизни человек вынужден экстернализироваться и в меньшей степени прислушиваться к внутренним побуждениям. Он отбрасывает три из четырех стремлений и начинает вкладываться во что-то одно. В результате он может достичь успеха в реализации выбранного стремления в ущерб остальным трем. Такой выбор качественным образом меняет жизнь. Появляются дискомфорт и внутренняя неудовлетворенность, что не может не сказаться на биологической основе всей жизни, а может даже привести к формированию посттравматического стрессового расстройства.

Существуют лица, которые проявляют резистентность к возникновению посттравматического стрессового расстройства (ПТСР). Иногда такую «невосприимчивость» ассоциируют с термином «личность выживания». К «личности выживания» относят тех, кто не только пережил тяжелый кризис, смог справиться с ним благодаря опоре на свои внутренние ресурсы, но и вышел из кризиса не только без симптомов психологических травм, но и развил в себе ранее неизвестные силы и способности, то есть вышел из кризиса обновленным. В переживаниях, связанных с пребыванием в тяжелой обстановке, такие люди находят для себя положительное значение.

К личности выживания относится человек, который способен в зависимости от ситуации быть сильным и слабым, играть роль «Родителя» и «Ребенка», быть дистантным и дружественным, доверять себе и быть критичным по отношению к себе, быть зависимым и независимым, эгоцентричным и альтруистичным, включенным и отстраненным, ленивым и тяжело работающим, холодным и эмоциональным, любящим и сердитым, может проявлять постоянство и непредсказуемость, оптимистичность и пессимистичность, быть трусливым и смелым, шутливым и очень серьезным. Перечисление признаков, свойственных личностям выживания и являющихся характеристиками психического здоровья, напоминает стратегии поведения животных, которые описаны физиологами как бегство и борьба. Авторы, занимающиеся изучением этой проблемы, обращают внимание на то, что слагаемым, обеспечивающим выживание, человека научить нельзя. Только он сам может и должен этому научиться. Качества, именуемые «дух» выживания, развиваются в любой ситуации, которая повышает шансы адаптации. Каждый участник такой ситуации «тренируется» индивидуально, развивая присущий только ему уникальный способ преодоления трудностей.

В проводимой психотерапии следует формировать умение извлекать полезное из негативных переживаний; развивать доверие к себе; быть открытым для новых проектов, уметь не бояться рискованных ситуаций и бросать им вызов.

В процессе развития человека его идентичность была связана с группой, с этническим, племенным и другими факторами, с принадлежностью к какой-то конфессии, группе, профессии и т.д., которые также относятся к именам существительным. Эти названия многое определяют для человека, которому предъявляли определенные требования, связанные с необходимостью ролевого поведения. К. Юнг упоминал о том, что требования определенного ролевого поведения связаны с тем, чтобы человек был, например, таким, а не другим. Это требует постоянной оценки со стороны внешней референтности. Внешняя референтность приводит к тому, что человек «делает» себя таким, каким его хотят видеть окружающие, что лимитирует его способности и возможности. Это та цена, которую он платит за стремление быть «существительным», принадлежать к какому-то классу и соответствовать внешним инструкциям. Несмотря на то что ребенок проходит через длительный процесс обучения, постепенно он оказывается в тупике, порой не зная, что ему делать. Следовательно, если он действует как «существительное», его обучение и адаптация блокируются.

По мнению семейных психотерапевтов, попытки быть мужественным и женственным, действовать как мужчина или женщина успешны только тогда, когда человек, который обучился одной роли, сможет найти другого человека, который будет его дополнять и играть другую роль. Большинство семейных проблем возникает тогда, когда человек не играет своей роли, поддерживая партнера. Любой человек, идентичность которого основывается на противопоставлении другим, всегда находит «плохих» людей для сравнения. Поэтому условия, предъявляемые современным обществом, требуют личностной трансформации, которая происходит медленно, болезненно, но все-таки происходит. Необходимо развитие множественных и разнообразных качеств, которые на первый взгляд могут казаться патологическими, противоречащими, амбивалентными, но на самом деле являются чрезвычайно полезными и адаптивными в профилактике и терапии ПТСР. Это утверждение авторов трудно оспаривать.

Для понимания психологических и психиатрических последствий проституции большое значения имеют сведения о стокгольмском синдроме.

Он известен как особая, психологическая стратегия выживания в условиях неволи, пленения, попадания в заложники. И проявляется в том, что когда жизнь человека полностью зависит от агрессора, даже незначительные поблажки с его стороны воспринимаются жертвой с большой благодарностью, возможно даже формирование идентификации с агрессором. Для длительного выживания проститутки на каждодневной основе необходимо отрицание размеров, минимизация травм, которые может нанести сутенер или особо агрессивный клиент. Выживание проститутки зависит во многом от ее способности предугадывать поведение других. Поэтому она автоматически развивает у себя способность бдительно и неусыпно следить за психическим состоянием сутенера и клиентов и предугадывать их желания.

Этот процесс происходит на фоне общего ослабления эмпатического созвучия с другими людьми. Это противоречие, с точки зрения авторов, объясняется тем, что эмпатическое созвучие со сводником формируется на основе активизации глубинного бессознательного разума, филогенетически настроенного на наиболее раннее распознавание витальной опасности и ее предупреждение.

Считается, что все проститутки, независимо от категории, к которой они относятся, страдают психическим повреждением, которое в открытом или замаскированном виде обнаруживается в каждом случае. Человек, продающий свое тело, должен функционировать на уровне притворного, неискреннего, лживого собственного Я, что обеспечивает ему психологическую протекцию.

В работе с женщинами, выбравшими занятие проституцией, авторы рекомендуют использовать следующие психологические, диагностические методики: клиническая беседа в форме полуструктурированного или структурированного интервью; анкетирование для уточнения формальных данных и оптимизации сбора информации; методика «Исследование маскулинности-феминности личности» С. Бем; методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона; методика изучения гендерной идентичности (Шнейдер Л.Б.); тест «Кто Я?» (Кун М., Макпартленд Т., модификация Румянцевой Т.В.); «Висбаденский опросник к методу позитивной психотерапии и семейной психотерапии» Н. Пезешкиана и Х. Дайденбаха; «Шкала базисных убеждений» Р. Янофф – Бульман в модификации М.А. Падун, А.В. Котельниковой; тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева; генограмма с проработкой родительских отношений в нескольких поколениях; определения особенностей самооценки с помощью методики «Личностный дифференциал»; методика диагностики межличностных отношений (модифицированный вариант интерперсональной диагностики Т. Лири; сочинение «Письмо своему ребенку» с использованием контент-анализа; диагностика уровня тревожности (Ч.Д. Спилберга-Ю.Л. Ханина, Люшер и др.; проективные рисуночные тесты «Я и мой ребенок», «Я – ребенок и моя мама» (Г.Г. Филиппова) и другие в зависимости от проблемы. Такая большая батарея тестов позволит получить детальные сведения о психологии и психопатологии обследуемых проституток

Переходя к психотерапевтической помощи проституткам, а этот раздел занимает значительную часть текста книги, авторы отмечают, что сколько-нибудь серьезное обоснование системы методов помощи женщинам, выбравшим занятие проституцией, в имеющейся литературе отсутствует. Сложность составления психокоррекционной программы обусловлена, с одной стороны, тем, что ее реализация будет недостаточно эффективной без соответствующих политических мер по улучшению демографической и социальной ситуации, а, с другой – основной акцент терапии должен делаться на воздействии на многочисленные психодинамические механизмы возникновения проституции.

В отличие от медицинской модели психотерапии, где мы работаем с больной частью личности человека, целью терапии аддикции, как известно, является выход на контакт с неаддиктивной личностной структурой, а не с аддиктивной личностью. В тех случаях, когда неаддиктивная личностная структура дефицитарна и деморализована, выпадает основная точка опоры, на которую может ориентироваться психотерапевт. В результате психотерапевтическая задача значительно осложняется, так как она должна включать наряду с прекращением аддиктивных реализаций психодинамическую личностную коррекцию, что является длительным и сложным процессом. Закреплению терапевтических результатов препятствует кратковременность положительных переживаний оказываемой терапевтом помощи, отсутствие их фиксации в эмоциональной памяти. На каждой психотерапевтической сессии пациент воспринимает терапевта как бы «с чистого листа», с позиции происходящего в текущий момент или под влиянием размышлений о последней встрече. Ведь у пациента не формируется чувство сколько-нибудь продолжительного доверия, благодарности за оказываемую поддержку и помощь, даже если последняя носила экзистенциально значимый характер.

Авторы описывают как основные принципы психотерапии, так и множество подходов, используемых преимущественно в групповой терапии. Впрочем, то, что используется в работе с группами, зачастую может быть использовано и в индивидуальной работе.

В решении проблем, связанных с занятием проституцией, ими используется ресоциализирующее воздействие, построенное на следующих принципах:

  1. Многоуровневость. Воздействие осуществляется на всех уровнях личностного функционирования.
  2. Дестигматизация. Освобождение женщины от психологического клейма проституции.
  3. Индивидуальность. Удельный вес биологических и психосоциальных воздействий определяется при индивидуальном анализе психологического, клинического и социального статуса клиента.
  4. Эмпатия в виде установления эмоционально доброжелательного, дружественного, уважительного, партнерского контакта с клиенткой, при котором она ощущает, что она и ее проблемы находятся в центре внимания специалиста.
  5. Континуальность. В ряде исследований, посвященных аддиктивному поведению, подчеркивается, что аддикция является континуумом, поведение каждого человека более или менее аддиктивно.
  6. Ступенчатость предусматривает постепенный переход от одной формы воздействия, как правило, более простой, к другой, более сложной, от искусственно облегченных условий к более усложненным формам, приближающимся к реальной действительности.

Ресоциализирующее воздействие предполагает ориентацию не на полное и одномоментное «устранение» аддиктивных тенденций в поведении, а на постепенную замену проституции, как социально неприемлемой сексуальной аддикции, другими, более или менее деструктивными вариантами. Фактором успешности данного шифта является повышение качества жизни и социального функционирования личности. На практике это достигается путем формирования «альтернативных аддикций», например, стяжательства или шопоголизма, что при сохранении рисунка аддиктивного поведения повышает качество жизни и социальное функционирование личности. Это убеждение авторов постоянно подтверждается. В том числе нашей клинической практикой.

Обязательно учитываются следующие компоненты сексуальной идентичности:

  • поведенческий компонент, который включает репродуктивное поведение, способность к близким парным отношениям; полоролевое поведение, поведенческие паттерны, сформированные в детско-родительских отношениях, и предполагает включенность своей сексуальности в социальную жизнь.
  • когнитивный компонент, который содержит представления, желания; нормативные компоненты сексуального сценария; знания по теме сексуальности; гендерная идентичность и сексуальная ориентация; осознание своих феминных и/или маскулинных качеств; убеждения относительно сексуальной сферы; самоописания физического Я;
  • телесный компонент является физическим измерением сексуальности и включает в себя осознавание своих ощущений, физического контакта; осознавание событий, протекающих в теле субъекта; способность дарить и принимать физические контакты, а также ощущения, возникающие в процессе их осуществления;
  • эмоциональный компонент состоит из чувственных переживаний, связанных с получением удовольствия; аффектов; способов выражения чувств; а также таких эмоциональных состояний, как любовь и тревожность;
  • экзистенциальный компонент является «духовным измерением» сексуальности и предполагает внутреннюю работу с такими темами, как сексуальные отношения и духовность, поиски смысла, трансцендентного; одиночество; свобода и зависимость; любовь и смысл жизни, и другими.

Таким образом, программа психологического воздействия должна опираться на стратегию, направленную на формирование стабильной сексуальной идентичности с учетом выявленных компонентов, и включать в себя групповые и индивидуальные формы работы с применением техник когнитивно-поведенческой терапии, психодрамы и гештальт-подхода.

Практика показывает, что в данном случае индивидуальное консультирование хорошо сочетается с групповой работой.

Авторами совместно с Н.И. Айзман разработан тренинг формирования стабильной сексуальной идентичности и оценена его эффективность. Данный тренинг подробно излагается в книге. Он описан так, что профессиональный читатель сможет использовать его в своей практике. Именно этот большой тренинг обеспечивает книге особую практическую психотерапевтическую ценность.

Итак, завершено увлекательное чтение редкой книги, посвященной психологии и психопатологии проституции. В процессе этого чтения сформировались новые представления и возникли новые вопросы. Самое узкое понимание проституции – это продажа за деньги сексуальных услуг постороннему человеку. Это значит, когда сексуальная услуга продается близкому человеку, то это уже не проституция. Когда жена готова вступить с мужем в интимные отношения только за деньги – тем более не проституция. Когда девушка стремится «выйти замуж за деньги», а мужчина «жениться на деньгах» – это тоже не проституция. Таковы скорее юридические границы понимания проституции.

А вот с психологических и духовных позиций проституцией может называться продажа сакральных ценностей. Того, что не предназначается для продажи за деньги. Это и наше тело, и моральные ценности и продукты нашего творчества. Такое понимание проституции значительно шире и часто может носить метафорический характер.

В последние десятилетия проституция вышла за пределы своей традиционной социальной ниши и все шире распространяется в обществе. Вызвано это стремлением получить все больше материальных благ и любой ценой. Культом денег, упрочившимся в нашей стране. Второй причиной несомненно является все больший разрыв между любовью и сексом. Сегодня секс зачастую оторван от любви. Люди ищут все новые возможности получения удовольствия от секса без любви и даже других позитивных эмоций. И, несмотря на постоянную сексуальную гиперстимуляцию, идущую от массовой культуры, сам по себе секс не располагает искомыми ресурсами. И разочаровывает многих людей. Важнейшей причиной является и низкий уровень духовных запросов наших сограждан. Свои роль играют и все новые возможности сделать сексуальные контакты безопасными с точки зрения венерических заболеваний. Безопасный секс сохраняет здоровье и притупляет и обедняет гамму эротических переживаний.

А пока в нашей стране проституция – самая древняя профессия, вновь становится всё более востребованной и современной.

Заключение

Является ли проституция социальной проблемой? Мне до сих пор ответить сложно. Я бы только попробовал сделать небольшой итог, что распространённость проституции прямо пропорционально качеству жизни общества, проституция – как показатель уровня духовной развитости и благосостояния населения.

Распространение проституции связано с бедностью и развитием больших городов с большими массами населения, где проституцию стимулирует нищета и трудность для женщин получить средства к существованию иными путями, а также исторически сложившимся «бесправием женщин» по сравнению с мужчинами. Однако при этом очевидно, что проституция развивается только в городах, хотя уровень жизни горожан обычно выше, чем в деревнях, где проституции практически нет. Дело в том, что именно в городах происходит коммерциализация всех сфер жизни и обезличивание межличностных отношений, которые сложно скрыть в замкнутом сельском сообществе. Кроме того, в городах больше соблазнов, поэтому проституцией начинают заниматься не только те, кто пытается заработать на обычную жизнь, но и те, кто стремится к богатой жизни, не имея возможности добиться ее иными путями.

Там, где у человека мало иных возможностей заработать на жизнь, проституция нередко становится для него чуть ли не единственной возможностью выжить. Это объясняет сравнительно высокий уровень проституции в странах Латинской Америки и в юго-восточной Азии. Ситуация, однако, меняется, если в стране господствуют строгие патриархальные или религиозные нормы, регламентирующие поведение женщин, такая картина наблюдается в исламских странах, где, несмотря на низкий уровень жизни, уровень проституции относительно низок.

Список литературы

  1. Блох И. История проституции. АСТ-Пресс, 1999. 544 с.
  2. Дюпуи Э. Проституция в древности. Книжный Клуб Книговек, Северо-Запад, 2010. 272 с.
  3. Голосенко И., Голод С. Социологические исследования проституции в России. Петрополис, 1998. 128 с.
  4. Станская А. Проституция несовершеннолетних – социальная и правовая проблема общества. Юридический центр Пресс, 2005. 336 с.
  5. Бабиков К. Продажные женщины. Проституция и разврат в античном мире, в Средние века и в настоящее время (XIX век). Либроком, 2012. 176 с.
  6. Боровой К. Проституция в России. Репортаж со дна Москвы Константина Борового. Вагриус, 2007. 272 с.
  7. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.Г. Проституция: психология, психотерапия. Институт консультирования и системных решений, 2013. 248 с.

Скачать контрольную работу

А что думаете Вы о статье "Проституция как социальная проблема. Контрольная работа" Поделитесь своим мнением!


Возможно, Вам будет интересно


http://michaeltitov.ru/

Рад видеть Вас на моём сайте. Здесь я делюсь своими мыслями и идеями.

    Блог Михаила Титова (Школа Здоровья)
    Рад видеть Вас на моём сайте. Здесь я делюсь своими мыслями и идеями.