Я — концепция. Презентация

Я - концепция

«Начни с самого себя и исследуй прежде самого себя» — Марк Аврелий

Самопознание — это изучение личностью собственных психических и физических особенностей, осмысление самого себя.

Самопознание — это изучение личностью собственных психических и физических особенностей, осмысление самого себя.

Самопознание — это изучение личностью собственных психических и физических особенностей, осмысление самого себя.

Идентичность опирается на осознание протяженности существования, собственной целостности как организма и личности,  а также позволяет человеку самому вычислять, насколько он похож на других.

Идентичность опирается на осознание протяженности существования, собственной целостности как организма и личности, а также позволяет человеку самому вычислять, насколько он похож на других.

Идентичность опирается на осознание протяженности существования, собственной целостности как организма и личности, а также позволяет человеку самому вычислять, насколько он похож на других.

«Я — концепция» личности

— это система представлений индивида о самом себе.

Я — концепция включает в себя:

  • осознание своих физических, интеллектуальных, характерологических, социальных и пр. свойств;
  • самооценку,
  • субъективное восприятие влияющих на собственную личность внешних факторов.
"Я - концепция" личности

«Я — концепция» личности

Представление о «Я-концепции» (Джеймс)

Представление о "Я-концепции" (Джеймс)

Представление о «Я-концепции» (Джеймс)

Составляющая Описание
«Духовное  Я»Внутреннее и субъективное бытие человека. Набор его религиозных, политических и нравственных установок.
Материальное Я»То, что человек отождествляет с собой ( его дом, частная собственность, семья , друзья и пр.)
«Социальное Я»Признание и уважение, которое получает человек в обществе, его социальная роль.
«Физическое Я»Тело человека, его первичные биологические потребности.

По временной отнесенности можно выделить образы:

По временной отнесенности можно выделить образы

По временной отнесенности можно выделить образы

Я-прошлое, Я-настоящее, Я-будущее.

По содержанию можно выделить образы: Я-физическое, Я-умственное, Я-эмоциональное, Я-социальное.

Функции в регуляции поведения:

Функции в регуляции поведения:

Функции в регуляции поведения:

  • Определение собственной идентичности;
  • Собственных интересов, симпатий и антипатий;
  • Своих целей и продвижения к успеху;
  • Системы соотнесения, в центре которой находится сам индивид в окружении значимых объектов;
  • Самооценивания.
Я-концепция

Я-концепция

  • «Я-концепция» — это представление и внутренняя сущность индивида, которая тяготеет к ценностям, имеющим культурное происхождение.
  • «Я-концепция» обладает стабильностью и обеспечивает устойчивые способы поведения человека.
  • «Я-концепция» обладает индивидуальностью.
  • Восприятие человеком окружающего мира преломляется его сознанием, центром которого является «Я-концепция».
  • «Я-концепция» является результатом самосознания.

Подготовка к семинару по социальной психологии

Понятие Я-концепции

Развитие самосознания человека неразрывно связано с процессом самопознания как процесса наполнения самосознания содержанием, связывающим человека с другими людьми, с культурой и обществом в целом, процесс, происходящий внутри реального общения и благодаря ему, в рамках жизнедеятельности субъекта и его специфических деятельностей.

Феномены самопознания касаются вопроса о том, как происходит самопознание, в том числе и того, что уже усвоено или присвоено, превращено в “Я” субъекта и в его личность, и какие формы приобретают результаты этого процесса в самосознании.

Как научное понятие Я-концепция вошла в обиход специальной литературы сравнительно недавно, может быть потому в литературе, как отечественной, так и зарубежной, нет единой его трактовки; ближе всего по смыслу к нему находится самосознание. Но Я-концепция — понятие менее нейтральное, включающее в себя оценочный аспект самосознания. Это динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит как собственно осознание своих физических, интеллектуальных и других качеств, так и самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов. Р.Бернс, один из ведущих английских ученых в области психологии, серьезно занимавшийся вопросами самосознания , так определяет это понятие:

«Я-концепция — это совокупность всех представлений человека о самом себе, сопряженная с их оценкой. Описательную составляющую Я-концепции часто называют образом Я или картиной Я. Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой или принятием себя. Я-концепция, в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем».

Я-концепция возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный результат психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним изменениям и колебаниям психическое приобретение. Оно накладывает неизгладимый отпечаток на все жизненные проявления человека — с самого детства до глубокой старости. Первоначальная зависимость Я-концепции от внешних влияний бесспорна, но в дальнейшем она играет самостоятельную роль в жизни каждого человека. С момента своего зарождения Я-концепция становится активным началом, выступающим в трех функционально-ролевых аспектах :

  1. Я-концепция как средство обеспечения внутренней согласованности. Ряд исследований по теории личности основывается на концепции, согласно которой человек всегда идет по пути достижения максимальной внутренней согласованности. Представления, чувства или идеи, вступающие в противоречие с другими представлениями, чувствами или идеями человека, приводят к дегармонизации личности, к ситуации психологического дискомфорта. Испытывая потребность в достижении внутренней гармонии, человек готов предпринимать различные действия, которые способствовали бы восстановлению утраченного равновесия. Существенным фактором восстановления внутренней согласованности является то, что человек думает о самом себе.
  2. Я-концепция как интерпретация опыта. Эта функция Я-концепции в поведении заключается в том, что она определяет характер индивидуальной интерпретации опыта, т.к. у человека существует устойчивая тенденция строить на основе собственных представлений о себе не только свое поведение, но и интерпретацию своего опыта.
  3. Я-концепция как совокупность ожиданий. Я-концепция определяет также и ожидания человека, то есть его представления о том, что должно произойти. Каждому человеку свойственны какие-то ожидания, во многом определяющие и характер его действий. Люди, уверенные в собственной значимости, ожидают, что и другие будут относится к ним таким же образом; считающие же, что они никому не нужны, не могут нравиться, либо ведут себя исходя из той предпосылки, либо интерпретируют соответствующим образом реакции окружающих. Многие исследователи считают эту функцию центральной, рассматривая Я-концепцию как совокупность ожиданий, а также оценок, относящихся к различным областям поведения.

Во многих психологических теориях Я-концепция является одним из центральных понятий. Вместе с тем до сих пор не существует ни ее универсального определения, ни единства в терминологии. Термины, которые одни авторы употребляют для обозначения Я-концепции в целом, другие используют для обозначения ее отдельных элементов. Чтобы внести ясность в терминологию нашего исследования, мы будем пользоваться схемой, предложенной Р.Бернсом , которая, по нашему мнению, с одной стороны наиболее полно отражает структуру Я-концепции, а с другой — упорядочивает терминологию, встречающуюся на страницах психологической литературы.

На схеме Я-концепция представлена в виде иерархической структуры. На ее вершине располагается глобальная Я-концепция, включающая всевозможные грани индивидуального самосознания. В связи с тем, что человек с одной стороны обладает сознанием, а с другой — осознает себя как один из элементов действительности, У.Джеймс, первый из психологов кто начал разрабатывать проблематику Я-концепции, глобальное, личностное Я ( Self ) рассматривал как двойственное образование, в котором соединяются Я-сознающее ( I ) и Я-как-объект ( Me ) .

Как мы видим из определения Р.Бернса, в Я-концепции выделяются описательная и оценочная составляющие, что позволяет рассматривать Я-концепцию как совокупность установок, направленных на себя. В большинстве определений установки подчеркиваются три главных элемента:

  1. Убеждение, которое может быть как обоснованным, так и необоснованным (когнитивная составляющая установки).
  2. Эмоциональное отношение к этому убеждению (эмоционально-оценочная составляющая).

Соответствующая реакция, которая, в частности, может выражаться в поведении (поведенческая составляющая).

Применительно к Я-концепции эти три элемента установки конкретизируются следующим образом :

  1. Образ Я — представления индивида о самом себе.
  2. Самооценка — аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.
  3. Потенциальная поведенческая реакция , то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой.

«Я-концепция» личности

Общие представления о «я-концепции»

«Я-концепция» — это динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит осознание человеком своих качеств (физических, эмоциональных и интеллектуальных), самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов.

Одна из первых теорий, описывающих «Я-концепцию», была теория У. Джеймса, где выделено две стороны «Я» (Self) — субъектная и объектная. Одна сторона личности — есть «сознающая Я» (I), а вторая — это та часть, которая осознается — «Я как объект» (Me). В структуре личности этот автор выделил четыре составляющие и расположил их в порядке значимости: от низшей — к высшей, от физической — к духовной (табл. 1).

Таблица 1. Представление о «Я-концепции» У. Джеймса

СоставляющаяОписание
«Духовное Я»Внутреннее и субъективное бытие человека. Набор его религиозных, политических, философских и нравственных установок
«Материальное Я»То, что человек отождествляет с собой (его дом, частная собственность, семья, друзья и пр.)
«Социальное Я»Признание и уважение, которое получает человек в обществе, его социальная роль
«Физическое Я»Тело человека, его первичные биологические потребности

Окончательное формирование представлений о «Я-концепции» произошло в 1950-е годы в русле гуманистической психологии. В ниже представленном примере выделены основные положения «Я-концепции» К. Роджерса.

  • «Я-концепция» — это представление и внутренняя сущность индивида, которая тяготеет к ценностям, имеющим культурное происхождение.
  • «Я-концепция» обладает стабильностью и обеспечивает устойчивые способы поведения человека.
  • «Я-концепция» обладает индивидуальностью и уникальностью.

Восприятие человеком окружающего мира преломляется его сознанием, центром которого является «Я-концепция».

Расхождение между опытом индивида и его «Я-концепцией» нейтрализуется с помощью механизмов психологической защиты.

  • «Я-концепция» близко к понятию «самосознание», однако скорее «Я-концепция» является результатом самосознания.
  • «Я-концепция» возникает как результат психического развития в процессе социального взаимодействия со средой обитания. Социальная среда (в отличие от генетических факторов) играет определяющее влияние на формирование «Я-концепции», однако затем «Я-концепция» начинает определять способ взаимодействия человека с социальной средой (рис. 1).
Рис..1. Взаимовлияние «Я-концепции» и среды обитания человека

Рис..1. Взаимовлияние «Я-концепции» и среды обитания человека

Структура «я-концепции» личности и ее роль в жизни личности

Структура «Я-концепции»

«Я-концепция» возникает в процессе развития человека как итог трех процессов: самовосприятия (своих эмоций, чувств, ощущений, представлений и пр.), самонаблюдения (своей внешности, своего поведения) и самоанализа (своих мыслей, поступков, взаимоотношений с другими людьми и сравнения с ними) (рис. 2).

Рис. 2. Структура «Я-концепции»

Рис. 2. Структура «Я-концепции»

В рамках каждой из указанных составляющих мы можем выделить три компонента (рис. 3).

Рис. 3. Компоненты «Я-концепции»

Рис. 3. Компоненты «Я-концепции»

Роль «Я-концепции» в жизни личности

«Я-концепция» играет важную роль в жизни личности (рис. 4). Это, прежде всего, проявляется в следующих ее функциях.

Роль «Я-концепции» в жизни личности

Роль «Я-концепции» в жизни личности

  1. Обеспечение внутренней согласованности личности.Любые воздействия среды сопоставляются с «Я-концепцией» личности, и если они не соответствуют ей, то искажаются или вытесняются при помощи механизмов психологической защиты, которые охраняют целостность и постоянство «Я-концепции».
  2. Определение характера интерпретации жизненного опыта.«Я-концепция» действует как внутренний фильтр, пропускающий через себя информацию или задерживающий ее, если она противоречит «Я-концепции».
  3. Источник установок и ожиданий личности.«Я-концепция» определяет прогнозы и ожидания личности (уверенное или неуверенное поведение, завышенная или заниженная самооценка). Каждая из этих установок может реализовываться в трех аспектах: физическом, эмоциональном, социальном (рис. 5). Например, в физическом аспекте женщину может не устраивать ее внешность («Реальное Я»), и она будет стремиться изменить ее с помощью косметических средств, приближаясь к своему идеалу красоты («Идеальное Я»), в то время как ее вполне устраивает ее социальное положение («Реальное Я»). При этом она может думать, что окружающие считают ее излишне холодной и мало эмоциональной («Зеркальное Я»).
Каждая из этих установок может реализовываться в трех аспектах: физическом, эмоциональном, социальном

Каждая из этих установок может реализовываться в трех аспектах: физическом, эмоциональном, социальном

Реальность «Я-концепции» личности определяется следующими факторами:

  • ясностью индивидуального самосознания и наличием адекватных символов для его выражения;
  • чувством личной адекватности индивида;
  • отсутствием у индивида ощущения угрозы в ситуации самоописания.

Закономерности формирования «я-концепции» личности

После своего формирования «Я-концепция» имеет статический и динамический компоненты. Последний может меняться в зависимости от отдельных успехов и неудач личности, результатов его взаимодействия с другими людьми, конкретных ситуаций.

Несмотря на наличие индивидуальных различий в процессе формирования «Я-концепции», это образование закономерно проходит три стадии (табл. 2).

Таблица 2. Этапы самосознания (формирования «Я-концепции»)

Этапы развитияСодержание
До 3 летОсознание границ своего тела. Способность к самостоятельным действиям с предметами. Восприятие себя как активного субъекта. Формирование местоимения «Я»
Дошкольный возрастПериод развития самооценки, которая в основном основывается на чужих мнениях (родителей и воспитателей). Представления о себе неустойчивы и эмоционально окрашены
Школьный возрастСкладывается логическое мышление. На основе сопоставления мнений разных людей о себе формируется собственное мнение. Самооценка становится более стабильной, важную роль занимают моральные нормы

Отечественные исследования формирования Я-концепции

Концепции самосознания, разработанные отечественными психологами, имеют в своей основе солидный методологический подход.

Существует множество трудов авторов, освещающих методологический аспект становления «Я» в контексте более общей проблемы развития личности: Б.Г.Ананьев (1948), Л.И.Анцыферова (1978), Л.И.Божович (1968),Л.С.Выготский (1982), И.С.Кон (1984), А.Н.Леонтьев (1975), В.С.Мерлин (1970), В.С.Мухина (1985), С.Л.Рубинштейн (1982), Е.Т.Соколова (1989), А.Г.Спиркин (1972), В.В.Столин (1983), И.И.Чеснокова (1977), Ё.В.Шорохова (1966). Понятие Я-концепции стало использоваться значительно позже, и соотношение его с понятием самосознания в отечественной науке до сих пор точно не определено.

С точки зрения Л.С.Рубинштейна:

«Самосознание — осознание себя субъектом деятельности, сложное, интегративное, прижизненно формирующееся свойство психической деятельности личности, осознание собственных действий, результатов, поступков, мыслей, мотивов, ценностей, оценка себя и своего места в жизни. Самосознание — не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития, при этом самосознание не имеет своей отдельной от личности линии развития, но включается как сторона в процесс ее реального развития» (С.Л.Рубинштейн, 1989, т.2, с. 244).

Одной из подробно рассматриваемых в отечественной психологической науке проблем является соотношение сознания и самосознания в их временном аспекте; первичность и вторичность их возникновения.

Первый подход к данному вопросу начинается еще с работ В.М.Бехтерева (1888), полагавшего, что в онтогенезе возникает сначала ощущение себя, выделение себя из среды, представление о себе самом и лишь затем появляется представление о предметной действительности. Таким образом, постулируется первичность самосознания.

Противоположная точка зрения представлена мнением Е.В.Шороховой (1966), считавшей, что самосознание личности представляет собой более высокий уровень психической жизни человека, нежели предметное сознание.

Самосознание возникает из развивающегося и усложняющегося предметного сознания, в основе которого находится общение, развитие речи, различные формы деятельности.

Третью точку зрения выразил П.Р.Чамата (1966), обозначив одновременность существования «Я» и окружающей его среды, одновременность отражения предметности этой среды в развивающемся сознании, и отделения своего «Я» от этой среды в развивающемся самосознании.

С точки зрения И.И.Чесноковой (1977), рассматривавшей принцип единства сознания и деятельности, также являвшийся одним из методологических постулатов отечественной психологии, самосознание фиксирует итог психического развития личности на конкретном этапе для самой же личности. С другой стороны, самосознание, в качестве внутреннего регулятора поведения, влияет на дальнейшее развитие личности, являясь тем условием развития личности, которое обеспечивает равновесие внешних влияний и внутренних состояний личности, а также форм ее поведения.

Идея саморегулирующей функции самосознания встречалась неоднократно и была подробно рассмотрена в работах АЛ.Корнилова (1995), Ю.А.Миславского (1991), А.К.Осницкого (1986).

Многочисленные исследователи (Б.Г.Ананьев, JLС.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.Г.Спиркин, И.И.Чеснокова, Е.В.Шорохова и др.), подробно анализировавшие возможные источники самосознания, выделили два основных:

  • практическая деятельность человека;
  • общение.

При этом в качестве основного условия развития самосознания человека большинство исследователей называют собственную активность субъекта деятельности и общения.

В психологических трудах, исследующих этапы формирования самосознания человека, отмечалось, что оно не возникает одновременно с появлением индивида на свет.

Так, И.С.Кон (1984) выделил следующие этапы:

  1. переход младенца от реактивности к активности и связанное с этим формирование механизмов психической саморегуляции;
  2. распознавание ребенком образа и личного местоимения;
  3. эволюция детских самооценок;
  4. формирование сознательного «Я» и социальное определение личности.

Выделяемые И.С.Коном этапы формирования самосознания вполне могут быть рассмотрены как этапы формирования Я-концепции.

Существуют различные мнения по поводу сроков возникновения самосознающей личности:

  • С.Л.Рубинштейн определял возникновения самосознающей личности с момента овладения ребенком собственным телом и произвольными движениями;
  • Л. С.Выготский считал, что это происходит в ролевой игре;
  • Б.Г.Ананьев связывал возникновение самосознающей личности с выделением ребенком своих действий из всей структуры предметной деятельности и переходом от спонтанности к целенаправленным поступкам;
  • А.Н.Леонтьев полагал, что зарождение самосознания личности происходит только в подростковом возрасте.

О различных аспектах формирования личности, о складывании Я-образов и о факторах, от которых зависят эти процессы, писал А.В.Петровский (1992).

Он выделил три фазы развития личности:

  1. фаза — адаптации — усвоение норм и ценностей, присущих той группе, где оказался индивид;
  2. фаза — индивидуализации — обретение отличительных черт и особенностей, выделяющих индивида из группы;
  3. фаза — интеграции — достижение гармоничной согласованности различных черт в личности, позволяющей управлять своим поведением и подчинять его целям дальнейшего развития личности.

По мнению А.В.Петровского, «Я-образ», происходящий от сопоставления себя с другими людьми, может раскладываться на «реальное Я», «желаемое Я», «фантастическое Я», «представляемое Я», «идеальное Я», но в каждом из них присутствует учет мнений окружающих, желание достигнуть успеха вообще и, в чьих-то глазах, в частности.

  • «Я-идеальное» выражает запреты и нормы, принятые в обществе.
  • «Я — желаемое» — воплощение удачного поведения в значимых обстоятельствах.
  • «Я — реальное» — отражение того, каким себя человек видит на самом деле (но, глядя в «зеркала», критерии, полученные от других).
  • «Я — представляемое» — то, каким, по мнению человека, его видят другие.
  • Кроме «Я-образа», каждый человек реально оценивает свои качества и достижения, — так формируется самооценка.

А.В.Петровский специально оговаривал тот факт, что каждая оценка в самооценке и каждое представление в «Я-образе» существовали когда-то в реальных контактах с окружающими.

А так как зарождалось все это в детстве, то именно родители давали оценки, приведшие к адекватной или неадекватной, завышенной или заниженной самооценке, к достижимому или недосягаемому «Я — желаемому», к близкому или далекому «Я — представляемому». Описываемая А.В.Петровским система «Я-образов» и самооценок человека может быть определена как Я- концепция.

Большое внимание в отечественной психологической литературе было уделено рассмотрению этапов генезиса самосознания:

  • в дошкольном возрасте (Р.Б.Стеркина, 1977);
  • в младшем школьном возрасте (О.В.Хухлаева, 1990);
  • в подростковом возрасте (В.П.Землянухин, 1990, А.М.Прихожан, Н.И.Гуткина, 1987);
  • в раннем юношеском возрасте (И.С.Кон, 1989; А.Ф.Шадура, 1991; Е.В.Некрасова, 1988).

В.С.Мерлиным (1970) была предпринята попытка объединить разрозненные исследования и вывести компоненты самосознания, являющиеся одновременно фазами его развития. Он выделил четыре главных компонента:

  1. Сознание тождественности;
  2. Сознание «Я» как активного начала субъекта деятельности;
  3. Осознание своих психических свойств;
  4. Социально-нравственная самооценка.

Обозначенные компоненты самосознания могут также быть рассмотрены в качестве компонентов Я-концепции.

В разнообразных исследованиях структуры самосознания авторами (В.С.Мухина, 1991; Д.Б.Олыпанский, 1984; О.В.Хухлаева, 1990 и др.) было выделено от 2 до 12 компонентов этой структуры.

К примеру, В.С.Мухина выделила блоки структуры самосознания:

  • имя собственное + местоимение Я + физический облик;
  • притязание на признание;
  • половая идентификация;
  • время личности (прошлое, настоящее, будущее);
  • права и обязанности личности.

И.С.Кон и И.И.Чеснокова выделяли три основных компонента структуры самосознания:

  1. Когнитивный;
  2. Аффективный;
  3. Поведенческий.

Ещё одну структуру описывает теория диспозиционной регуляции социального поведения В.А.Ядова (1975):

  • нижний уровень образа «Я» составляют неосознанные, представленные только в переживаниях установки;
  • второй — осознание и самооценка отдельных качеств и свойств;
  • третий целостный образ «Я» (Я-концепция), который складывается на основе частных самооценок и парциальных образов «Я»;
  • четвертый — Я-концепция вписывается в систему ценностей, целей и средств, необходимых для достижения этих целей.

В этом случае Я-концепция понимается как сложная установочная система, в которой выделяется несколько автономных измерений: степень когнитивной сложности, отчетливости, последовательности и самоуважения.

Анализ выделяемых в литературе механизмов самосознания создает достаточно противоречивую картину; называются механизмы самоощущения и самовосприятия, самонаблюдения и самоанализа, идентификация и самоконтроль. Все исследователи сходятся на важности рефлексии как высшего механизма самосознания.

В.В.Столин (1985) обнаружил механизм защиты самоотношения — блокирование антипатии к себе: падение симпатии не ведет к возрастанию антипатии.

Е.Т.Соколова (1989) с помощью методики управляемой проекции (МУП) выделила две генеральных стратегии защиты эмоционально-ценностного отношения к себе:

  1. He-Я оказывается воплощением антиидеалов (отсутствие идентификации является оправданием несовершенства Я, т.е. чем хуже He-Я, тем лучше Я);
  2. He-Я рассматривается как недостижимый идеал для неуспешного, слабого, невезучего, но очень нравственного Я.

При этом существует однозначно прямая связь между идентификацией и чувством симпатии к себе.

Изучая такой компонент самосознания (или Я-концепции) как образ физического «Я» и его взаимосвязь с самоотношением, Е.Т.Соколова пришла к выводу о том, что степень когнитивной дифференцированности образа «Я» определяется характером связи осознаваемых качеств и аффективным отношением к этим качествам.

Низкая дифференцированность характеризуется слитностью самих качеств с отношением к ним и приводит к зависимости самоотношения от внешних оценок и аффективных компонентов.

Исследуя соотношение образа физического «Я» и самоотношения, Е.Т.Соколова выявила различия в самосознании подростков, страдающих от проблемы лишнего веса:

  • в тех случаях, когда подростка в семье принимали таким, как он есть, поддерживали и без напряжения относились к его внешнему виду — в самосознании подростка формировались механизмы, поддерживающие высокий уровень самооценки и симпатии;
  • в случаях, если подросток не получал дома достаточной поддержки и принятия, то отсутствие самопринятия и низкая самооценка удерживались аффективными реакциями на внешние оценки.

Следует отметить, что феномены, описываемые Е.Т.Соколовой в связи с изучением таких компонентов самосознания, как образ физического «Я» и его взаимосвязь с самоотношением, вполне укладываются в описание понятия Я-концепции  и её структуры, состоящей из представлений о себе (образов «Я») и отношений к себе (самоотношение).

Также совпадает прослеживаемая взаимосвязь самопринятия с получаемой дома поддержкой и принятием.

И.И.Чеснокова, рассматривая связь самосознания с самопознанием, определяет самосознание «как особо сложный процесс опосредованного познания себя, развернутый во времени, связанный с движением от единичных ситуативных образов, через интеграцию подобных многочисленных образов в целостное образование, в понятие своего собственного Я как субъекта, отличного от других субъектов». (1977, с.89).

Она выделяет два уровня самопознания, первый — соотнесение себя с другим (система Я-Другой), второй — соотнесение себя нынешнего с собой прошлым (система Я-Я).

По мнению И.И.Чесноковой, самоотношение как уровень осознанности переживания может варьироваться от неотчетливых эмоциональных реакций до полностью осознанного эмоциональноценностного отношения к себе.

Некоторые исследователи, ссылаясь на то, что в определении структуры «Я» до сих пор существует множество разночтений, а анализ структуры «Я» иногда подменяется структурой самого анализа, предлагают представить «Я» как «иерархически организованную часть психического опыта — единый континуум, разворачивающийся от глубинного самоощущения, до вербализованных, концептуализированных представлений о себе. Здесь нет конечного числа уровней репрезентации «Я». Можно говорить лишь о срезах, каждый из которых представляет собой некоторую систему регуляции: глубинные слои организуют самоогцущение; более осознанные слои — систему поведенческих установок, вербализованные, концептуализированные слои презентируются в форме суждений человека о себе»,- О.Н.Аристова, Е.С.Шилыптейн, (1998, с. 11).

Вопросами функционирования и возникновения психологической защиты «Я» занимался ряд ученых.

А.И.Захаров (1988) считал, что специфика проявлений защитных механизмов заключается в непроизвольных формах психической реакции, имеющей в качестве мотивационной цели исчезновение беспокойства, вызванного чувством существования неприятной для личности конфликтной ситуации (для детей — в первую очередь в отношениях с родителями).

Неприятность означенной конфликтной ситуации состоит в угрозе, которой подвергается устойчивость Я-концепции.

В этом случае, по мнению А.И.Захарова, происходит следующее:

  1. Наличие угрозы приводит к мобилизации защиты для поддержки «Я»;
  2. Реальность, не совмещающаяся с «Я-образом» человека, не имеет доступа к осознаванию;
  3. Возможен перенос, замещение объекта чувств, в которых человек не сознается сам себе, ощущая их моральную и социальную неприемлимость;
  4. Для контроля над чувствами используются механизмы интеллектуализации.

Проблематику формирования защиты в контексте развития личности, исследует Д.Б.Олыыанский (1986).

По его мнению, ребенок, видя себя в других и затем, идентифицируясь с этим окружением, переводит требования окружающих в свои, тем самым, подстраиваясь под ожидания значимых людей.

Известен феномен, согласно которому маленький ребенок видит себя таким, каков он есть на самом деле; взрослея, он начинает становиться таким, каким его хотят видеть родители; а в итоге он начинает приобретать самостоятельность в видении себя, но эта самостоятельность далеко не всегда соотносится с действительностью.

Д.Б.Ольшанский считает, что для того, чтобы не происходило утраты уверенности в собственных силах и не возникало ощущение опасности от окружающего мира, приводящее к возникновению психологической защиты, нужно, чтобы колебания самооценки, адекватно реагирующей на реальные события, не влияли на такие составляющие Я-концепции как самоуважение, самопринятие индивида.

Взаимосвязь самопринятия и Я-концепции в русле концепции К.Роджерса в своих исследованиях личности и сущности человека подробно рассматривает А.Б.Орлов (1995). Он подчеркивает трудности интеграции нового опыта и принятия своих чувств, входящих в противоречие с ригидными и не конгруэнтными элементами Я-концепции.

Одной из современных и наиболее развернутых концепций самосознания в отечественной психологии является концепция, разработанная В.В.Столиным (1983).

Он выделил три типа феноменов самосознания:

  1. Феномены субъективного уподобления и дифференциации;
  2. Феномены самопознания и структурации феноменологического «Я»;
  3. Феномены функции самосознания в деятельности, общении и развитии индивида.

Помимо типов, В.В.Столиным были описаны уровни самосознания с их функциями:

  1. Организм, находящийся в среде; функции — самовыделение и принятие себя в расчет.
  2. Индивид, занятый деятельностью; функции — уподобление и дифференциация.
  3. Личность, участвующая в сочетании видов деятельности, поглощенная смыслом бытия, отношением прошлого, настоящего, будущего.

В качестве единицы самосознания личности Столин вводит понятие «конфликтный личностный смысл». С его точки зрения, после совершения поступка происходит запуск самопознания в когнитивной и эмоциональной сферах.

В результате этого запуска личность признает или отрицает факт сделанного поступка и делает личностный выбор в отношении к этому поступку и к самому себе, меняя привычное самоотношение.

В процессе изучения когнитивной и эмоциональной составляющей смысла «Я» В.В.Столин выделяет трехмерность отношения к себе в виде трех уровней самосознания (отношение к себе, отношение к другому, воспринимаемое отношение к себе другого). Также он выводит размерность эмоционально-ценностного отношения через параметры:

  • симпатия — антипатия;
  • уважение — неуважение;
  • близость — отдаленность.

В.В.Столин создает методику и описывает результаты исследования отношения к себе в структуре внутреннего диалога.

Тема значимого другого в общении, в частности тема детско-родительского общения и отношений тоже затрагивается В.В.Столиным в его исследовании. Он выделяет несколько критериев, которые усваиваются ребенком из внешнего мира, в частности, от родителей; в дальнейшем эти критерии конструируют самосознание ребенка. К ним относятся:

  1. Ценностно-нормативные параметры, к которым относятся как стандарты достижений, так и морально-этические нормы. По этим параметрам ребенок начинает оценивать сам себя.
  2. Образ самого себя как обладателя свойств, качеств и черт характера, способностей к деятельности и т.д.
  3. Отношения к ребенку и эмоционально-интеллектуальные оценки родителей, которые в дальнейшем определяют самовосприятие и самооценку ребенка.
  4. Самооценка других людей, в первую очередь родителей, которая может быть воспринята и усвоена ребенком как собственная.
  5. Различные способы регулирования поведения ребенка родителями и другими взрослыми людьми, которые позднее присваиваются и используются для саморегуляции. Любые негативные оценки — способностей, возможностей, интеллекта, готовности к достижению эталона, равно как несоответствие нормам и критериям, заложенным родителями в самосознании ребенка, может привести к возникновению и упрочению психологической защиты.

В.В.Столин отмечает некоторые особенности формирования родителями самосознания и личности ребенка. Отношение родителей, способное возникнуть еще до рождения ребенка, предшествует формированию «Я» и транслируется ребенку прямым или косвенным образом. Родители определяют уровень притязаний, ставя перед ребенком задачи одного из двух разрядов — достижимые или не достижимые. Если родители ставят перед ребенком реальные задачи, то он привыкает верно оценивать собственные силы, а удачи повышают уверенность. Если же родители ориентируют ребенка на недостижимый результат, у него повышаются требования к себе, растет уровень притязания, но снижается самооценка и утрачивается вера в собственные силы. Родители могут транслировать ребенку способ контроля, и, тем самым, научить его самоконтролю; но если их контроль зиждился на чувстве страха (боязни наказания) или чувстве вины (боязни утраты расположения), то и самоконтроль ребенка будет состоять в избегании риска внутреннего наказания или в состоянии самобичевания.

Таким образом, многие из методов, применяемых родителями в общении и воспитании детей, становятся конструктами самосознания ребенка.

В.В.Столин также рассматривал проблемы соотношения понятий самосознания и Я-концепции. С его точки зрения «Я- концепция — не просто продукт самосознания, (представление о себе), но фактор детерминации поведения человека, такое внутриличностное образование, которое определяет направление его деятельностей, поведение в структуре выбора, контакты с людьми» (1987, стр. 245).

В.В.Столин поддерживает идею двух тезисов, позволяющих понять ряд принципиальных методологических проблем; это тезис о знании о себе и об отношении к себе как о двух аспектах Я-концепции  и тезис о ее осознаваемой и не осознаваемой частях. Таким образом, исходно признается различие между содержанием, то есть знаниями и представлениями о себе, (в том числе оценка степени выраженности тех или иных качеств), — и самоотношением, как переживанием, относительно устойчивым чувством, пронизывающим самопринятие.

Основываясь на этих тезисах, В.В.Столин делает выводы о том, что основой самоотношения становится потребность в самореализации, что самоотношение активно защищается личностью, и что защита себя от антипатии является наиболее важным аспектом защиты самоотношения.

В дальнейшем под руководством В.В.Столина происходят исследования самосознании и самоотношения, в том числе углубленное изучение внутреннего диалога в самосознании.

Так Л.А.Кириллов (1992) в своей работе приходит к выводу о том, что в зависимости от типа акцентуации характера, диалогические по своей природе и структуре процессы познания себя и становления эмоционально-ценностного отношения к себе реализуются качественно различными вариантами внутреннего диалога самосознания.

А.В.Визгина (1987) пишет о том, что выраженность диалогизированности внутреннего диалога связана с такими особенностями самосознания личности, как неустойчивость представлений о себе, дезинтегрированность образа «Я», самонепонимание, стремление к самоизменению.

Современные отечественные работы, связанные с вопросами самосознания, как и на Западе, начинают тяготеть к практической, прикладной, в том числе психотерапевтической, направленности.

Н.С.Бурлакова (1996) в своей работе выделяет и описывает системообразующие особенности внутреннего диалога, диагносцирующие дезинтегрированность структур самосознания. По ее мнению, особенностью психотерапевтической работы со значимым Другим, является развертывание внутреннего диалога, в ходе которого монологические высказывания трансформируются в диалогические отношения.

Основываясь на мнениях К.Роджерса и В.В.Столина, понятие «Я-концепции» определяется как целостная устойчивая система, состоящая из представлений о себе, включающих Я-образы и оценку степени выраженности тех или иных свойств личности, а так же из эмоциональных отношений к самому себе (в том числе самоотношения, базирующегося на самопринятии).

Функционально Я-концепция преломляет восприятие нового опыта, других людей и их отношения и таким образом определяет поведение.

Я-концепция рассматривается как продукт «самосознания» (В.В.Столин), которое может быть определено как процесс опосредованного познания себя, (собственных действий и результатов, мыслей и поступков, целей и мотивов), являющийся прижизненно формирующимся свойством психической деятельности, не отделимым от линии развития личности. При этом самосознание также является относительно поздним продуктом развития сознания (С.Л.Рубинштейн, 1998, с.636).

«Самоотношение» — составная часть Я-концепции, относительно устойчивое чувство, основывающееся на переживании степени своей безусловной ценности и самопринятия. Самоотношение существует как в аспектах оцениваемых — самоуважение, саморуководство, самопоследовательность, самопонимание, так и в не оцениваемых (безоценочных) — самопринятие, аутосимпатия, самоинтерес (близость к себе), уверенность в себе, ожидание положительного отношения от других, склонность к самообвинению. При этом под оценкой понимается наличие внешнего эталона для сравнения, а безоценочность характеризуется отсутствием соотнесения с внешними эталонами.

«Осознавание» (Ф.Перлз, Д.Стивенс) представляет собой процесс фокусированного внимания и восприятия своих чувств, мыслей, телесных ощущений в отношениях с людьми или во взаимосвязи с окружающим миром, переживаемых в данный конкретный момент.

Результатом процесса осознавания становятся изменения восприятия нового опыта, таким образом, осознавание связано с такой функцией Я-концепции как преломление восприятия нового опыта и детерминацией поведения (Э.Польстер). «Осознавание себя» отличается от «самосознания» как временными характеристиками: осознавание сиюминутно и дискретно, тогда как самосознание связано с протяженностью всего времени развития личности; так и тем, что самосознание является продуктом сознания (С.Л.Рубинштейн, 1998, с.636), а осознавание связывает две сферы психического мира человека — сознание и бессознательное.

В целом, сопоставляя разнообразные точки зрения зарубежных и отечественных авторов, можно вывести основные положения о структуре, содержании, основных факторах процесса формирования Я-концепции и возможностях её коррекции, о чем будет сказано в следующей статье.

Скачать презентацию + семинар

А что думаете Вы о статье "Я — концепция. Презентация" Поделитесь своим мнением!


Возможно, Вам будет интересно


http://michaeltitov.ru/

Рад видеть Вас на моём сайте. Здесь я делюсь своими мыслями и идеями.

    Блог Михаила Титова (Школа Здоровья)
    Рад видеть Вас на моём сайте. Здесь я делюсь своими мыслями и идеями.