Интеллект как регулятор профессиональной деятельности. Презентация

Интеллект как регулятор профессиональной деятельности. Презентация

Совокупность познавательных способностей составляет основу интеллекта. Интеллект — это единство познавательных способностей личности и той информации, которой личность владеет. Строение интеллекта представляет собой систему трёх уровней.

Первый уровень образует совокупность функциональных механизмов познавательных способностей. Это природный, невербальный интеллект.

Эффективность функционирования природного уровня интеллекта в наибольшей степени, по сравнению с другими, обусловленная особенностями ВНД субъекта, складывается из двух основных показателей:

  • степени выраженности каждой познавательной способности;
  • степени тесноты связей между ними.

1. Совокупность функциональных механизмов познавательных способностей

В чистом виде сложно вычленить работу именно этого уровня; можно говорить исключительно о некотором превалировании или тенденции к доминированию в тех или иных случаях природной основы интеллекта, например, когда формируется симультанный образ окружающей действительности, т. е. разглядывания, вслушивания, соизмерения, сравнивания тонов, полутонов, оттенков и т. д. (в описании этапов формирования сенсорного образа это первая и вторая стадии: обнаружение объекта и различение, выделение в объекте отдельных признаков, т. е. до тех пор пока не включались перцептивные действия), когда субъект запечатлевает, непосредственно и непроизвольно запоминает и воспроизводит, а также когда имеет место мышление «до слов», догадка, внезапное озарение, мгновенное понимание, т. е. инсайд, творчество.

ПсихФак

Кроме того, это непроизвольное, непреднамеренное оперирование вторичными образами: поворачивание, переворачивание, трансформация старых образов и возникновение новых при отсутствии сознательной регуляции этого процесса. Наконец, это неосознаваемая концепция психической активности на чём-либо. Кроме того, именно на этом уровне необходимо искать истоки интуиции.

Природным уровнем интеллектуальной активности трудно управлять. Природный интеллект проявляется в юморе.

Способности и факторы природного интеллекта можно найти в метафорах, новых идеях, поворотах мысли и т. д. Качественное своеобразие природного интеллекта в поведенческом и деятельностном планах проявляется разнообразно: от инсайта конструктора до мгновенного схватывания гармонии, смысла, индивидуальности или дисгармонии художественного образа, картины художником и т.д.

Второй уровень интеллектуальной активности обусловлен появлением системы операционных механизмов познавательных способностей.

Эффективность этого уровня интеллектуальной деятельности будет различной в зависимости от того, в каком виде субъект вплетает информацию в свой опыт: в виде понятий, образов, ассоциаций, с помощью конкретных примеров и т. Д.

ПсихФак

Поэтому второй уровень интеллекта представляет собой единство операционных механизмов и той системы репрезентаций, которой владеет данный субъект.

Читайте также:  Квалификационные требования к специалистам-психологам в нашей стране и за рубежом. Презентация

Продуктивность второго уровня интеллектуальной активности (вербального, понятийного, логического интеллекта) определяется следующими показателями:

  • разнообразием способов обработки информации;
  • степенью владения ими или каким-нибудь одним;
  • широтой и глубиной репрезентационной картины личности (картины мира личности), т. е. уровнем организации знаний субъекта;
  • характером доминирующего уровня обработки информации: понятийного, ассоциативного, образного, наглядного или др.;
  • удельным весом «участия понятий» в процессе репрезентации новой информации личностью.

Третий уровень интеллекта составляет регуляция интеллектуальной активности.

Каждый известный способ обработки информации имеет свою структуру, которую можно описать системой действий:

целеполагания, ориентировочных, принятия решения, антиципации, планирования, контроля, оценки и коррекции.

  • Целеполагание — процесс выбора одной или нескольких целей с установлением параметров допустимых отклонений для управления процессом осуществления идеи.
  • Ориентировочная основа действия, ООД — система репрезентаций субъекта о цели, методе и условиях осуществления предстоящего или выполняемого действия.
  • Теория принятия решений — область исследования, вовлекающая понятия и методы математики, статистики, экономики, менеджмента и психологии с целью изучения закономерностей выбора людьми путей решения разного рода задач, а также способов поиска наиболее выгодных из возможных решений.
  • Антиципация в философии и психологии — предвосхищение, предугадывание, представление о предмете или событии, возникающее до акта их восприятия, ожидание наступления события. Представление о результате того или иного процесса, возникающее до его реального достижения и служащее средством обратной связи при построении действия.
  • Планирование — оптимальное распределение ресурсов для достижения поставленных целей, деятельность (совокупность процессов), связанная с постановкой целей (задач) и действий в будущем.
  • Контроль (фр. contrôle, от contrerôle — список, ведущийся в двух экземплярах, от лат. contra — против и rotulus — свиток) — одна из основных функций системы управления. Контроль осуществляется на основе наблюдения за поведением управляемой системы с целью обеспечения оптимального функционирования последней (измерение достигнутых результатов и соотнесение их с ожидаемыми результатами). На основе данных контроля осуществляется адаптация системы, то есть принятие оптимизирующих управленческих решений.
Читайте также:  Синапс. Презентация

Это внутренняя регуляция, которая составляет ядро регуляции активности.

Внутренняя регуляция включается благодаря внешней, потребностям, шатавади, чувству долга, Я-концепции, волевым качествам, эмоциональным реакциям. Система разного рода побуждений личности И интеллектуальной активности и действий внутренней регуляций познавательных способностей составляет третий уровень интеллекта.

Если точкой отсчёта развития второго уровня интеллекта можно считать появление обобщений (как следствие развития мышления и речи), то принципиальным моментом для развития регулирующего уровня интеллекта является развитие познавательных способностей как систем функциональных и операционных механизмов. По мере развития структуры операционных механизмов совершенствуется и регуляция интеллектуальной активности, превращаясь в саморегуляцию.

Развитие и формирование третьего уровня интеллекта обусловлено характером взаимодействия внешней и внутренней регуляции, базирующегося на двух факторах:

  • рефлексии субъектом своих познавательных процессов и результатов поведения в целом;
  • выработке субъектом собственных критериев, показателей, ориентиров интеллектуальной деятельности.

Третий уровень интеллекта — образование, которое одновременно и динамизирует, и стабилизирует интеллектуальную активность. И то, и другое зависит от силы, развитости и степени соответствия внешней и внутренней регуляции. Следствием гармонизации внешней и внутренней регуляции является интеллектуальная интенция как некая глубинная направленность субъекта на определённую идею или объект.

Экспериментально показано, что в процессе формирования интеллектуальных интенций определяющую роль играет актуальное состояние мотивационной сферы личности.

Таким образом, регулирующий слой интеллекта представляет собой некую атмосферу взаимоотношений познавательных способностей личности и той картины репрезентаций, которая вмещает разнообразные семантические структуры, состоящие из понятий, образов, признаков, эмоций, предметов, жестов и т. Д.

Итак, интеллект — это динамичная, открытая, «непредсказуемая» система познавательных способностей и хранящейся у человека информации. Эта система развивается при непрерывном взаимодействии личности с окружающим миром

Проблема соотношения мнемических способностей и личностных образований может быть проанализирована через структуру регулирующего уровня интеллектуальной активности. Этот уровень интеллекта обусловлен функционированием регулирующих механизмов познавательных способностей личности. Другими словами, личность регулирует интеллектуальную активность в целом и мнемические способности в частности через цели деятельности, которые детерминированы мотивами, эмоциями, волевыми качествами человека, личностными смыслами, Я-концепцией или их производными.

Читайте также:  Психологическая характеристика детей с умственной отсталостью. Презентация

Различная степень выраженности познавательных способностей и различные уровни интеллектуальной активности составляют типы проявлений интеллекта как относительно стабильные симптомокомплексы процессуальных и результативных характеристик умственных способностей. Выделяют следующие типы интеллектуальной активности: инсайтники, логики, эрудиты, творцы, регуляторы (тип, характеризующийся доминированием третьего уровня интеллекта).

  • Инсайтники характеризуются доминированием природного интеллекта, довербальным мышлением. Успешно «мыслят руками», менее успешно перерабатывают информацию. Как правило, наблюдательны, внимательны к деталям, апатичны. Слабо управляют интеллектуальной активностью. Могут быть эффективны во всех видах деятельности, где необходимо наглядно-действенное мышление.
  • Логики — доминирование второго уровня интеллекта. Ярко выражена логическая обработка информации. Быстро, надёжно и точно осмысливают любую информацию.
  • Совершают мало ошибок. Умеют рассматривать проблему со всех сторон. Успешно работают с цифрами. Хороши на управленческих должностях, в качестве руководителей. Умеют убеждать, доводить свои мысли до подчинённых.
  • Эрудиты — доминирование второго уровня интеллекта за счет количества знаний. Обладают развитой памятью, которая является ведущей способностью данного типа интеллектуальной активности. Они хороши на преподавательских должностях, в музейном, библиотечном, театроведческом деле; успешны в качестве литературных редакторов и критиков.
  • Творцы — доминирование природного интеллекта при заметном развитии других уровней. Способны продвигаться в предмете деятельности, в ее содержании. Ищут новые пути реализации деятельности. Редко бывают успешными на управленческих должностях. Эффективны в любой деятельности, которая сопряжена с экстремальными требованиями, с необходимостью поиска новых путей. Хорошие адвокатской практике, журналистском деле, наиболее успешны в диалоге с сильным менеджером.
  • Регуляторы — доминирование третьего уровня интеллекта. Успешны во всех видах деятельности сферы «человек- человек*. Отличаются взвешенностью решений. Умеют управлять собой, собственными эмоциями и ситуацией. Отличные руководители и менеджеры.

Рассмотренные примеры типических проявлений интеллектуальных процессов со всей очевидностью показывают, что для реализации любой деятельности необходимы не только способности, но и личностные качества.

Купить презентацию

ПсихФак

А что думаете Вы о статье "Интеллект как регулятор профессиональной деятельности. Презентация" Поделитесь своим мнением!


Возможно, Вам будет интересно


http://michaeltitov.ru/

Рад видеть Вас на моём сайте. Здесь я делюсь своими мыслями и идеями.

    Блог Михаила Титова (Школа Здоровья)
    Рад видеть Вас на моём сайте. Здесь я делюсь своими мыслями и идеями.