В настоящее время психология преподаётся практически во всех вузах, колледжах и средних школах, а также на различных краткосрочных профессиональных курсах переподготовки, факультетах повышения квалификации, в системе после дипломного образования.
Задача курса психологии
- знакомство с историей формирования психологических идей.
- обеспечение понимания значения психологических знаний в жизнедеятельности человека.
- знакомство с различными психологическими школами, направлениями.
- построение и проведение психодиагностических исследований.
- обучение обработке (количественных и качественных) результатов исследования и их интерпретации.
- умение построения и проведения методов психологической коррекции.
Специфика обучения в высших учебных заведениях
В вузах учащиеся не только получают знания и используют их для преобразования жизнедеятельности других людей, но и направляют эти знания на себя (осознанное обучение). Особенностью базового психологического образования в России (в отличие от американского и английского) является то, что высшее образование самым тесным образом связано с профессиональной подготовкой студентов.
Этим обусловлена, в частности, его большая продолжительность. Российское высшее психологическое образование, отличается широкой общенаучной и общекультурной подготовкой студентов. За время обучения в вузе студент-психолог изучает широкий круг гуманитарных, социально-экономических, математических, естественнонаучных и психологических дисциплин. В связи с этим в перечень учебных дисциплин включаются такие предметы, как философия, логика, этика, эстетика, экономика, иностранный язык, история, право, социология, политология, педагогика.
Естественнонаучная и математическая подготовка имеет также большое значение для обучения студентов-психологов.
В настоящее время в российском высшем образовании существуют три типа психологических специальностей и квалификаций
- «Психология» с присвоением квалификации «Психолог. Преподаватель психологии» относится к группе гуманитарно-социальных специальностей.
- «Педагогика и психология» с присвоением квалификации «Педагог-психолог» относится к группе педагогических специальностей.
- «Клиническая психология» с присвоением квалификации «Клинический психолог» относится к группе гуманитарно-социальных специальностей.
Перечень направлений подготовки и специальностей
Обучение по специальности «Психология»
Предполагает общее психологическое образование и специальную подготовку, позволяющие специалисту работать в разных сферах психологической науки и практики, а также преподавать психологию в учебных заведениях. Деятельность специалиста направлена на изучение и оптимизацию психологических факторов во всех видах деятельности и формах взаимодействия людей. Он может выполнять следующие виды профессиональной деятельности: диагностическую и коррекционную; экспертную и консультативную; учебно-воспитательную; научно-исследовательскую; культурно-просветительную.
Студенты, обучающиеся по специальности «психология», могут специализироваться в одной из следующих сфер
- Общая психология.
- Психология личности.
- Социальная психология.
- Политическая психология.
- Психология менеджмента
- Юридическая психология.
- Психология труда.
- Клиническая психология.
- Психофизиология.
- Специальная психология.
- Психология развития и акмеология.
- Педагогическая психология.
- Психологическое консультирование.
- Психология социальной работы.
- Спортивная психология.
Обучение по специальности«Педагогика и психология»
Предполагает психологическое образование и профессиональную подготовку, позволяющие специалисту осуществлять деятельность, направленную на психологическое обеспечение образовательного процесса, личностное и социальное развитие учащихся. Такой специалист может работать в образовательных учреждениях различного типа. Он может выполнять следующие виды профессиональной деятельности: коррекционно-развивающую; преподавательскую; научно-методическую; социально-педагогическую; воспитательную; культурно-просветительную; управленческую.
Обучение по специальности «Клиническая психология»
Предполагает психологическое образование и профессиональную подготовку широкого профиля, позволяющие специалисту осуществлять практическую и научно-исследовательскую деятельность, направленную на повышение психических ресурсов и адаптационных возможностей человека, на гармонизацию психического развития, охрану здоровья, профилактику и преодоление недугов, психологическую реабилитацию.
Обучение по специальности «Клиническая психология»
Клинический психолог работает с людьми, имеющими трудности адаптации и самореализации, обусловленные их физическим, социальным и духовным состоянием. Он может выполнять следующие виды профессиональной деятельности в учреждениях здравоохранения, образования, социальной помощи населению, в сфере управления, производства и бизнеса:
- диагностическую;
- экспертную;
- коррекционную;
- профилактическую;
- реабилитационную;
- консультативную;
- научно-исследовательскую;
- культурно-просветительную;
- учебно-воспитательную.
Цели обучения
Сформировать у учащихся представления о качестве образования и диагностике усвоения психологических знаний.
Задачи обучения
- Конкретизировать психологическое содержание выделенных показателей качества знаний через соотнесение мыслительных учебных действий, лежащих в основе проявления этих качеств.
- Проанализировать состояние управления качеством образования в учебных заведениях.
- Рассмотреть актуальные вопросы управления качеством образования.
Ход занятия:
- Критерии эффективности качества психологических знаний.
- Методы оценки дидактической эффективности преподавания в вузе.
- Методики развивающего эффекта изучения психологии в школе.
Критерии эффективности качества психологических знаний
Контроль знаний, умений и навыков учащихся является важной составной частью процесса обучения. Целью контроля является определение качества усвоения учащимися программного материала, диагностирование и корректирование их знаний и умений, воспитание ответственности к учебной работе.
В соответствии с формами обучения на практике выделяются три формы контроля:
- Индивидуальный. При индивидуальном контроле каждый учащийся получает свое задание, которое он должен выполнять без посторонней помощи. Эта форма целесообразна в том случае, если требуется выяснять индивидуальные знания, способности и возможности отдельных учащихся.
- Групповой. При групповом контроле учащиеся временно делятся на несколько групп (от 2 до 10 учащихся) и каждой группе дается проверочное задание. В зависимости от цели контроля группам предлагают одинаковые задания или. Групповую форму организации контроля применяют при повторении с целью обобщения и систематизации учебного материала, при выделении приемов и методов решения задач, при акцентировании внимания учащихся на наиболее рациональных способах выполнения заданий, на лучшем из вариантов доказательства теоремы и т. п.
- Фронтальный. При фронтальном контроле задания предлагаются всему учащимся. В процессе этой проверки изучается правильность восприятия и понимания учебного материала, качество словесного, графического предметного оформления, степень закрепления в памяти.
Психологическая культура включает комплекс активно реализующихся культурно-психологических стремлений и соответствующих умений субъекта.
В состав психологической культуры входят такие качества, как:
- систематическое самовоспитание;
- навыки конструктивного межличностного и делового общения:
- навыки психологической саморегуляции;
- творческий подход к делу;
- умение познавать и реалистически оценивать свою личность.
Учебный процесс
Преподавание психологии как учебной дисциплины в вузе ставит задачу — оценить реальный объем, структуру и качество психологических знаний. Задачу диагностики усвоения психологических знаний мы соотносим с критериями эффективности качества знаний. В качестве критериев могут быть рассмотрены следующие характеристики учебного процесса.
Овладение обучающимся не только знаниями, но и метазнаниями, т.е. знаниями о знаниях
Показателями, соответствующими этому критерию, могут выступать следующие умения:
- анализировать содержание и структуру текстов различного вида, преобразовывать для разных задач определенный текст, контролировать порождение собственного текста;
- сопоставлять различные формы репрезентации (представления) учебного материала, выбирать оптимальную форму собственного ответа или решения задачи, используя при этом различные формы во взаимосвязи;
- ориентироваться в структуре учебного задания, взаимосвязях его компонентов: инструкции, образцов заданного материала, требуемого результата;
- сопоставлять собственные оригинальные задания и/или новый, непредъявленный в задании тип задачи.
Умение самостоятельно разрабатывать способы учебной работы
На настоящий момент разработаны следующие показатели оценки способов учебной работы:
- доминирующая ориентация обучающегося на отдельные признаки изучаемых явлений или на системы признаков того или иного предмета (в нашем случае — психологической реальности);
- адекватность задачи и гибкость, динамичность операционального (операционально-исполнительного) компонента при работе обучающегося с материалом;
- мотивационная ориентация на открытие новых систем действий и операций в процессе обучения и сохранность положительной мотивации к ним;
- контрольное и оценочное отношение обучающегося к процессу своей работы над материалом; прогнозирование учащимся результатов этой работы;
- потребность и умение учащегося контролировать соответствие используемых им средств для решения стоящей перед ним задачи, выбор необходимых для этого правил, формул, приемов, предписаний, образцов и т.п.
Умение обучающегося строить целостный образ изучаемого объекта и передавать его содержание другим людям в разнообразных знаковых формах
Этому критерию соответствуют следующие показатели:
- наличие взаимосвязи значимых признаков объекта, обеспечивающей целостность образа;
- наличие в образе субъективного содержания, как бы фиксирующего эмоциональный опыт субъекта;
- владение обучающимся различными средствами, обеспечивающими выражение содержания образа не только в условиях самостоятельного выполнения задания, но и в ситуации совместной работы с одноклассниками.
Личностно-смысловое отношение учащегося к изучаемому материалу и процессу собственной познавательной деятельности
- непосредственный интерес/безразличие к предмету в целом;
- оценка учащимся социальной значимости изучаемого предмета:
- оценка обучающимся роли изучаемой дисциплины в его планах на будущее;
- эмоциональный комфорт/дискомфорт, переживаемый учеником при предъявлении ему нового для него, нестандартного задания или вида работы.
- наличие/отсутствие «ощибкобоязни» при выражении собственного мнения, точки зрения, возникшего сомнения;
- потребность в преодолении привычных шаблонов репродуктивного воспроизведения материала;
- потребность в использовании и позитивном преобразовании собственного опыта познавательной деятельности;
- способов учебной работы, знаний, накопленных в ходе обучения или вне его;
Проблема качества образования
Проблема качества образования ставит вопрос о преподавании психологии в вузе широко: насколько эффективным может быть включение этого учебного предмета для всей образовательной системы. Известно, что введение любого нового компонента в систему (либо исключение его) требует пересмотра функционирования всех компонентов этой системы.
Введение учебного предмета «Психология», выступая основным средством гуманитаризации высшего и общего среднего образования, предполагает определенные изменения в функциях других учебных дисциплин и функционирования всего образовательного организма в целом.
Здесь можно выделить несколько критериев:
- Создание особого психологического климата в педагогическом и ученическом коллективах, ориентированного на ценности и идеал гуманистической психологии и педагогики;
- перестройка методической работы вуза;
- психолого-педагогическое просвещение преподавателей, администрации, родителей (лекции, семинары, деловые игры, тренинги);
- перестройка педагогического мышления и стиля общения коллектива преподавателей;
- изменение профессиональной позиции педагогов по отношению к обучаемым (субъект-субъектное отношение).
- Психологизация процесса обучения означает усиление психологического аспекта в преподавании других.
- Психологизация процесса воспитания предполагает построение системы воспитательных мероприятий таким образом, чтобы она имела ориентацию на проблемы человека и человечества. Проводиться мероприятия могут в разных формах: экскурсии, культпоходы и др.
Методы оценки дидактической эффективности преподавания психологии в вузе
Формы и методы контрольной деятельности преподавателя психологии непосредственно связаны со средствами контроля эффективности учебного процесса. В связи с этим можно выделить следующие группы методических средств:
- средства проверки уровня обученности, обеспечивающие самостоятельную контрольную деятельность обучаемых;
- средства текущего контроля;
- средства итогового контроля успеваемости и качества подготовки студентов;
- средства государственной итоговой аттестации выпускников.
Самопроверка студентами уровня усвоения, как правило, основана на использовании тестовых заданий. Тесты — стандартизированные задания, предназначенные для измерения в сопоставимых величинах индивидуально-психологических свойств личности, а также знаний, умений и навыков. Это:
- Заполнить пробелы в предложениях с пропущенными ключевыми словами и словосочетаниями.
- Согласиться с утверждением или опровергнуть его.
- Выбрать правильный вариант ответа.
Такая форма заданий значительно облегчает работу обучаемых за счет формализации процедуры проверки правильности ответов.
Для контроля успеваемости используются различные формы устного и письменного опроса, а также следующие методические средства:
- учебный диалог с обучаемым, позволяющий оценить степень усвоения и осмысления пройденного материала;
- контрольные вопросы к аудитории, когда каждый обучаемый поднятием руки может заявить о своей готовности к ответу;
- практические задания по выполнению определенных действий;
- карточки наблюдения за уровнем учебной активности участников занятия.
Устный опрос проводится в ходе семинаров и практических занятий и оценивается непосредственно по итогам ответов.
Для письменного опроса, как правило, предлагается определенное задание, выполнение которого в полном объеме и свидетельствует об успешности занятия. Результаты своей работы обучаемые оформляют в виде письменных отчетов. Преподаватель собирает и после занятия проверяет эти работы на предмет полноты и правильности выполнения. На занятиях по психологии в виде таких отчетов могут быть представлены итоги овладения теми или иными исследовательскими методиками.
Итоговый (курсовой, семестровый) контроль должен определить степень достижения учебных целей по конкретной дисциплине (курсу) и проводится в форме зачетов, экзаменов, защиты курсовых работ (проектов, задач). Формы итогового контроля устанавливаются учебным планом. Зачет принимается преподавателями, ведущими занятия в группе или читающими лекции по данной дисциплине. Прием зачета осуществляется в течение семестра в часы, отведенные для изучения соответствующей дисциплины. Зачет с оценкой может быть вынесен на период экзаменационной сессии с выделением на подготовку к нему не менее одного дня.
Зачет как форма контроля имеет ряд особенностей
- принимается до экзамена;
- не предусматривает билетов;
- группе не выделяется дополнительное время на подготовку:
- проводится в часы, отведенные расписанием;
- результат оценивается дихотомически («зачтено» — «не зачтено»):
- результат может быть выставлен без опроса («автоматически»);
- форма опроса определяется преподавателем.
Экзамен
Экзамен (курсовой, семестровый) имеет целью проверить и оценить уровень знаний, полученных студентами, умение применять их в решении практических задач, а также степень овладения практическими умениями и навыками в объеме требований учебных программ.
Подготовка и проведение экзамена предполагает выполнение ряда условий
- ему предшествует разработка на кафедре контрольных вопросов и экзаменационных билетов;
- экзамен выносится на период экзаменационной сессии;
- прием экзамена осуществляется в составе комиссии, возглавляемой лектором данного потока, в помощь которому решением начальника кафедры назначаются преподаватели, ведущие занятия по данной дисциплине;
- проводится только по билетам;
- на подготовку к каждому экзамену выделяется не менее трех дней;
- устанавливается норма времени на ответ каждого студента;
- знания, умения и навыки обучающихся определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
Защита студентами курсовой работы (проекта, задачи) производится в комиссии, назначенной заведующим кафедры, с участием руководителя курсовой работы (проекта, задачи). При получении неудовлетворительной оценки обучающийся выполняет работу по новой теме или перерабатывает прежнюю в сроки, устанавливаемые вузом (факультетом).
Во время контрольных занятий необходимо поддерживать обстановку делового сотрудничества и взаимного доверия, свести к минимуму влияние субъективных факторов и обеспечить объективное оценивание студентов.
После экзаменов и зачетов преподаватель подводит итоги контрольных форм со всеми участниками. Чтобы аргументированно ответить на все возможные вопросы студентов, преподавателю целесообразно в ходе экзамена делать подробные записи по каждому экзаменационному ответу.
Государственная итоговая аттестация
Это проверка и оценка подготовленности выпускников, соответствия их подготовки требованиям государственных образовательных стандартов, решение вопроса о присвоении выпускникам квалификации (степени) по специальности и о выдаче им дипломов.
Виды аттестационных испытаний по каждой специальности предусматриваются учебным планом.
Студенты, обучающиеся по специальности «Психология», по окончании вуза проходят итоговую государственную аттестацию, позволяющую выявить их теоретическую и практическую подготовку в области психологии, а также готовность к решению профессиональных психологических задач.
Заключение
Профессионализм – это совокупность, набор личностных характеристик человека, необходимых для успешного выполнения профессиональной деятельности. В этом смысле профессионализм рассматривается как психологическая составляющая того, что должно быть сформировано и развито в ходе профессионализации.
Индивидуальная характеристика степени соответствия специалиста профессиональным требованиям называется профессиональной компетентностью. Основными показателями компетентности выступает характер результатов труда. Исследователи различают следующие виды компетентности: специальная компетентность как владение средствами и способами профессиональной деятельности и способность к их дельнейшему совершенствованию; социальная компетентность как готовность и способность к сотрудничеству с другими лицами, вовлеченными в трудовой процесс на основе общепринятых норм профессионального общения; индивидуальная компетентность как способность к самореализации и развитию своей профессиональной индивидуальности.
Развитию профессиональной компетентности и служит профессиональное образование.
Список литературы
- Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., 1996;
- Бархаев Б.П. Введение в профессию психолога. – М., 1999;
- Макаров С.П. Профессиональная подготовка специалистов // Материалы межрегиональной конференции. – Элиста, 2003.