Лекция 1. Психолог в современном обществе
- История накопления и развития психологических знаний
- Становление психологии как науки и практики
- Появление профессии психолога
- Социальный заказ на психологические услуги
История психологии
Античный мир (идеи Гомера, Платона, Аристотеля)
Психология как наука о душе
Аристотель (384-322 до н.э.)
- Душа как функция тела, двигатель, позволяющий человеку реализовать себя.
- В центре души, в сердце, все впечатления, передаваемые органами чувств, подчиняют себе поведение.
Платон (428-347 до н.э.)
- Душа живет внутри человека и направляет его поступки, после смерти «вылетает» из тела и отправляется в «мир идей».
Средние века (5 век- 13 век)
- Согласно иудейско-христианской религии сущность человека можно постигнуть через Высшее существо – Бога, а не через разум.
- Богословы: «только божественная сила влияет на жизнь людей».
- Схоласты: «разум существует, но подчинен вере».
Эпоха Возрождения (14 — 17 в.в.)
Психология как наука о сознании
Рене Декарт (франц. философ) (1596-1650)
Он считал, что тело действует механически и контролируется душой.
Его представления о функционировании организма и реализации различных поведенческих актов, послужили отправной точкой для развития современной психологии.
Становление психологии как науки
Психика как одна из функций организма.
Начиная с 18-го века, первые ученые-экспериментаторы пытались объяснить психические проявления.
Локк и Юм предположили, что человек способен воспринимать что-либо лишь при возникновении ассоциации для конкретного предмета.
Научная психология
Вильгельм Вундт в 1879 г основал Первую психологическую лабораторию в Лейпцигском университете, где методом интроспекции детально описывали элементы сознания человека. Однако этот метод имел ряд недостатков. В итоге от взгляда на психологию как на науку о сознании вскоре отказались.
1884 г — На международной Лондонской выставке Френсис Гальтон (Англия) демонстрирует тесты, позволяющие измерять индивидуальные различия по 17-ти показателям, в том числе острота зрения и слуха, запоминание объектов, сила удара и т.д.
Современная психология (начало 20 века — …)
Поиск новых направлений в психологии был связан с бурным развитием психиатрии и физиологии нервной системы. Дж.Б. Уотсон (США, 1913г) основал БИХЕВИОРИЗМ как науку о поведении и предложил схему S –R, объясняющую любую деятельность человека. Сознание исключалось из сферы научной психологии.
Направления биологического подхода
Успехи в понимании работы нервных цепей и механизмов передачи информации из одной цепи в другую привели к появлению ряда направлений биологического подхода:
- психофизиология;
- этология и зоопсихология;
- социобиология.
Теория социального научения
Б. Ф. Скиннер утверждал, что поведение предсказуемо, зависит от внешней действительности, менее от физиолого-генетических показателей.
Выделял 2 типа поведения:
- респондентное (ответ на знакомый стимул)
- оперантное (определяется последующим результатом)
Психоанализ
Основатель психоанализа, Зигмунд Фрейд, объясняя динамику личности, большую роль отдавал влиянию бессознательного. Также в этой теории большое значение придавалось влиянию сексуальной энергии (либидо) на все поступки людей.
- 1886 г. Фрейд получает стипендию для обучения во Франции у психиатра Шарко.
- 1890 г. — «Толкование сновидений»
- 1893 г. — «О психологическом механизме явлений истерии»
- 1910 г. – объединение вокруг Фрейда Юнга, Адлера, Ранка, Ференчи и др.
- 1911 — создание Психоаналитического общества
Гештальт-психология
Келер (США, 1912г) основал одновременно с бихевиоризмом гештальт-психологию (от нем. «гештальт» – образ, целостность). Предметы воспринимаются как нечто целое, неделимое. Организм выбирает то, что ему наиболее интересно в данный момент, путем различения фигуры и фона.
Конструктивизм
Пиаже разработал учение о развитии познавательной деятельности ребенка – восприятия и мышления. Создал метод клинической беседы. Считается основателем генетической психологии.
Когнитивная психология
60-годы 20 века активное развитие когнитивной психологии как направления гештальт-психологии. Как человек расшифровывает информацию о реальной действительности, анализирует ее, принимает решения? С когнитивной точки зрения, человеческому разуму доступно нечто большее, чем просто переработка поступающей информации.
Гуманистическая психология
В 50-е годы в Калифорнии (США). В основе оптимистический взгляд на природу человека. Гуманистический подход главную роль отводит личному опыту человека и реализации личностного потенциала (самоактуализации).
Социально-психологический подход (середина 20-го века)
Социальная психология пытается показать, каким образом наши чувства, мысли и поведение формируются в результате влияний, оказываемых людьми друг на друга.
Отечественная психология
В конце 19 века — начале 20 века психология в России развивалась с достижениями в области нейрофизиологии (опыты И.П. Павлова, И.М. Сеченова).
Открытие первых исследовательских лабораторий в Санкт-Петербурге, Москве, Казани, Одессе, Харькове и др.
- 1885 г. – Первая экспериментальная лаборатория в Санкт-Петербурге – руководитель – Сеченов И.М.
- 1908 г. – открытие Психоневрологического института в Санкт- Петербурге
- 1907 г. – экспериментально- психологическая лаборатория в Москве
- 1912 г. – Открытие института психологии (ныне Психологический институт РАО)
Развитие отечественной психологии
В 20-е – 30-е годы активно развивалась отрасль психологии, связанная с изучением психологии детей — педология.
В 1936 году постановлением «О педологических извращениях в системе Наркомпроса», психология как практико-ориентированная наука фактически запрещалась.
Особенности отечественной психологии советского периода
В отечественной психологии был принят деятельностный подход. Рассматривались все проявления психики человека сквозь призму деятельности человека. Деятельность ассматривалась как созидательный процесс, направленный на преобразование окружающего мира и самого человека.
Выдающиеся психологи: А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский и др.
Современная отечественная психология
В последние годы в отечественной психологии происходит появление новых направлений, в том числе гуманитарной, нравственной психологии, возрастает интерес к проблемам духовности, духовных способностей, нравственных основ человека. Душа как исторический предмет психологии возвращается в психологию на современном этапе ее развития.
Современный взгляд на психологию
Психологию определяют как:
- научное исследование поведения и внутренних психических процессов и практическое применение получаемых знаний;
- наука о закономерностях развития и функционировании психики как особой формы жизнедеятельности;
- науку, изучающую мир субъективных (душевных) явлений, процессов и состояний, осознаваемых или неосознаваемых самим человеком.
Психика
Психика – это особое свойство нервной системы, заключающееся в способности отражать через свои состояния окружающий объективный мир с его связями и отношениями и на этой основе управлять своим поведением и деятельностью.
Социальный заказ на психологические услуги
Потребность в психологических услугах и психологической помощи в современном обществе существует:
- в различных его сферах (образование, медицина, бизнес, армия, политика, социальная сфера и т.д.)
- в личной жизни и профессиональной деятельности конкретных людей.