Контрольная работа по дисциплине: «Психология труда»

Контрольная работа по дисциплине: "Психология труда"

Психология труда. Введение

Психологическая проблема труда может быть выражена в вопросе, который в той или иной форме задают себе многие люди:

«Зачем мне трудиться?»

Специфика данного этапа развития общества видится многими исследователями в том, что сейчас, в эпоху «массовой культуры» и «эстетизированного» с помощью изощрённой рекламы «культа потребления», ценность самого труда всё больше уходит на второй план, а на первом месте для многих людей оказывается ценность «получения благ и удовольствий от жизни». Особенно восприимчивы к такой смене ценностей молодые люди, для которых профессиональный труд в лучшем случае рассматривается лишь как «средство», «источник» получения возможностей (денег) для реализации потребительских ценностей и смыслов.

Корме того, студенты-психологи нередко задают себе (а иногда и преподавателям) несколько иной вопрос:

«Зачем нам вообще отдельный курс по «Психологии труда», ведь в других учебных курсах нас и так знакомят с тем, как организовывать свою помощь клиентам (как организовывать свой труд), как работать с теми или иными методиками?»

К сожалению, внятно на эти и многие другие вопросы современная психология труда ответить не может. Но это не означает, что на психологию труда не надо тратить время. Как раз наоборот, сложность поставленных вопросов требует от любого специалиста (а не только от специалиста-психолога) постоянного размышления о своём труде, о самой возможности реализовать лучшие свои силы в главном деле жизни, т.е. требует постоянной профессиональной рефлексии, которая фактически превращается в рефлексию своей жизни.

Проблема осложняется тем, что ответы на обозначенные выше вопросы каждый человек ищет для себя самостоятельно. Более того, окончательный ответ на эти вопросы вообще вряд ли возможен: творческий человек всю жизнь как бы уточняет для себя смыслы своего труда и жизни. Определив для себя какой-то смысл в трудовой деятельности, уважающий себя человек стремится найти более интересный и личностно значимый смысл, и в итоге, вся жизнь (в том числе, и трудовая жизнь) превращается в непрекращающийся творческий «поисковый» процесс.

Не секрет, что далеко не каждая работа позволяет человеку чувствовать себя полноценным членом общества (вопреки известным лозунгам о том, что «все работы хороши» и т.п.). Более того, даже в так называемых творческих профессиях, вызывающих восхищение и даже зависть окружающих, сами работники далеко не всегда чувствуют себя достойными людьми, которым есть чем гордиться. И дело не только в том, что у них не всегда получаются реализовать свои сложные творческие замыслы, но и в том, что сама оценка их труда со стороны общества (и окружающих коллег) не всегда бывает справедливой… В итоге, труд, вместо того чтобы доставлять человеку радость самореализации, нередко приводит к серьёзным страданиям и ощущению неудачности всей жизни.

Получается, что неудачное профессиональное (а в более широком смысле – и трудовое) самоопределение и самореализация может стать серьёзной причиной многих собственно психологических, жизненных, экзистенциальных (а может даже и патопсихологических) проблем. Именно поэтому обращение к проблематике психологии труда становится неизбежным условием развития теории и практики всей психологии.

Кратко можно обозначить следующие основные смыслы изучения психологии труда для студента и заинтересовавшегося читателя:

  • Понимание смысла труда для реализации возможностей своего личностного развития в профессиональной деятельности (жизненная и личностная рефлексия).
  • Понимание психологических особенностей своего собственного труда для его лучшей организации (профессиональная рефлексия).
  • Понимание психологических проблем в деятельности других специалистов для лучшего оказания им помощи как со стороны психологов, так и со стороны их коллег и руководителей (помощь другим людям в рефлексии своего профессионального, жизненного и личностного развития).

При этом возникает естественный вопрос: а всем ли нужно такое «понимание» и «рефлексия» своего развития в труде(?), ведь известно, что для некоторых простых и довольных собой людей излишнее «понимание» может несколько усложнить (если даже не отравить) жизнь. Например, для кого-то раньше всё казалось таким «простым» и «хорошим», а новое «понимание» превратило безоблачный мир в непонятный и проблемный мир…

Мы всё-таки считаем, что психологи должны спокойнее относиться к проблемам (в том числе, и проблемам, возникающим в трудовой деятельности), помня о том, что сами проблемы (кризисы) часто являются своеобразным «шансом» для того, чтобы улучшить свою работу, а также – чтобы улучшиться и самих себя.

Предмет и задачи психологии труда

Психология труда как самостоятельная дисциплина

 Существует много определений этой науки:

«Психология труда», это:

  • наука, связанная с исследованием психических явлений в процессе работы.
  • наука, изучающая психологические закономерности формирования конкретных форм трудовой деятельности и отношения человека к труду.
  • область психологии, изучающая закономерности проявления и формирования в процессе труда различных психологических механизмов.

Существует мнение, что следует разделять описание этой науки в широком и узком смыслах. В рамках этого подхода в узком смысле под психологией труда понимается

«комплекс научных дисциплин о труде как процессе функционирования и развития человека как субъекта труда, как отдельного индивида; это комплекс дисциплин о теоретико-методологических, психофизиологических и психологических основаниях труда, о психологических характеристиках конкретной профессиональной деятельности, о профессионально важных качествах отдельного индивида как субъекта труда, профессиональных кризисах и деструкциях, деформациях, заболеваниях».

Психологией труда в широком смысле называют

«комплекс научных дисциплин о труде, как культурной и социальной активности человека, выступающего в качестве его субъекта, его ключевого компонента, её системообразующего фактора».

Последнее определение является достаточно ёмким, но, по сути, является определением не одной науки «психология труда», а целого ряда научных дисциплин – эргономики, инженерной психологии, социологии, экономической психологии и т. д., и поэтому не подходит для определения конкретной дисциплины.

Если попытаться обобщить и сжать все вышеприведённые описания данной науки, то можно дать следующее определение:

Психология труда – это область психологии, изучающая психологические процессы, состояния и закономерности работы психики человека, связанные с трудовой деятельностью.

Основные задачи и направления исследований

Главные задачи психологии труда на современном этапе непосредственно связаны с общественными задачами совершенствования производственных отношений и повышения качества труда, улучшения условий жизни, устранения аварийных ситуаций, демократизации и формирования психологического типа работника, соответствующей культуры труда.

Выделяются следующие основные направления исследований:

  • способы повышения производительности труда;
  • рационализация труда и отдыха;
  • формирование профессиональной мотивации;
  • оценка профессиональной пригодности;
  • оптимизация отношений в трудовых коллективах;
  • психологическая подготовка молодёжи к трудовой деятельности;
  • проблемы и кризисы профессионального развития;
  • профессиональные стрессы и конфликты;
  • психология безопасности труда.

В качестве методов исследования в психологии труда используются:

  • естественный и лабораторный эксперимент;
  • наблюдение;
  • интервью;
  • анкетные обследования;
  • психологические тесты;
  • тренажёры;
  • метод функциональных проб и другие методы.

Прикладное значение психологии труда

Как и вся психология в целом, психология труда принципиально отличается от многих других наук о человеке (анатомии, физиологии, антропологии) нематериальностью своего предмета – психики человека.

Труд нельзя свести к биомеханике и физиологии. В частности, трудность и тяжесть работы зависит не от её физических параметров, а от субъективного психологического отношения к процессу труда.

Пример. Спичка очень лёгкая. Но если предложить человеку целый день перекладывать спички слева направо и наоборот, то такой труд будет казаться изнурительным и тяжёлым. Если же предложить тому же человеку перекладывать пачки денег, с условием, что каждая тысячная пачка будет его, то он будет делать это с энтузиазмом, не замечая усталости. Работа кажется тяжёлой, когда она бессмысленна, делается под принуждением, когда в ней отсутствует творческое начало. Поэтому одной из задач психологии труда является создание условий для повышения притягательности трудовой деятельности для человека, обогащение её творческим началом и положительными эмоциями.

Как показывают многие теоретические и экспериментальные исследования последних лет, мотивация человека к производительному труду может с успехом осуществляется не только и не столько деньгами, а другими «высшими» факторами – стремлением к творческой самореализации, исследовательской мотивацией, желанием получить одобрение товарищей по работе, ощущением причастности к масштабным планам общества и т. д. Примерами действия этих «надматериальных» факторов мотивации являются трудовые подвиги советского народа при освоении целинных земель и строительстве Байкало-Амурской магистрали.

Проблема предмета психологии труда

По одному из определений, предмет психологии труда — это субъект труда, т.е.

«работник, способный к спонтанности и рефлексии своей спонтанности в условиях производственной деятельности».

С точки зрения этих авторов, субъект труда (работающий человек) рассматривается как «носитель» предметно-практической деятельности и познания, источник активности, направленной на объект.

Однако, в таком случае, определение предмета данной науки дано излишне узко, ибо получается, что психология труда изучает только человека в отрыве от трудового процесса и производственной среды – то есть объекта труда.

Под объектом труда чаще всего понимают

«конкретный трудовой процесс, нормативно заданный, включающий предмет, средства, цели и задачи труда, а также правила исполнения работы и условия ее организации».

Поэтому более правильным будет расширение первоначального определения до следующего варианта:

Предметом психологии труда является субъект в процессе труда, а также все психологические явления, возникающие у человека в рамках соответствующей производственной среды.

Что же касается психологических явлений, указанных в данном определении, то, как известно, они бывают четырёх типов: психические процессы, психические состояния, психические свойства личности и психические образования. Соответственно, предметом психологии труда могут все эти явления без исключения (Табл. 1.1).

Табл. 1.1 Психические явления, являющиеся предметом психологии труда

Психические явленияПримеры изучения психологией труда
Психические процессыПроцесс внимания у оператора атомной электростанции.

Пространственное восприятие у водителя автотранспорта.

Особенности логического и интуитивного мышления у биржевых аналитиков.

Психические состоянияСостояние профессионального стресса у работников МЧС при ликвидации последствий техногенных катастроф.

Состояние профессионального выгорания у врачей-онкологов.

Состояние фрустрации у профессиональных спортсменов после череды поражений.

Психические
свойства
личности
Оценка профессиональных личностных качеств претендента на рабочее место в процессе профотбора.

Учёт особенностей личности школьника при подборе возможных процессий во время индивидуальной профессиональной ориентации.

Психические образованияПоиск оптимального способа формирования знаний, умений и навыков в процессе обучения работников сложными сенсомоторными операциями при конвейерном производстве.

Поэтому можно схематично изобразить понимание предмета труда следующим образом (Рис. 1.1):

Рис. 1.1 Предмет «Психологии труда»

Рис. 1.1 Предмет «Психологии труда»

Дисциплины, смежные с «Психологией труда»

Психология труда и другие науки

Многие самостоятельные науки в рамках своих методологических подходов рассматривают некоторые вопросы, имеющие прямое отношение к предмету научной дисциплины «Психологии труда».

  • Философия(объект и субъект труда, труд как источник возникновения человека, как регулятор общественных связей).
  • Социология(общественная организация труда, социальные факторы выбора профессии, отношение молодёжи к труду, реабилитация инвалидов и т. д.)
  • Педагогика(трудовое воспитание, производственное обучение, формирование творческого отношения к труду).
  • Экономика(производительность труда, нормирование труда, оплата труда).
  • Юриспруденция(трудовой договор, коллективный договор, обязанности работника и администрации, порядок рассмотрения трудовых споров).
  • Физиология труда(работоспособность, утомление, режим труда и отдыха, рабочие позы, напряжённость труда).
  • Гигиена и санитария(санитарное нормирование факторов производственной среды, запылённость, загазованность).
  • Врачебно-трудовая экспертиза(потеря трудоспособности, инвалидность, степень утраты трудоспособности).

В качестве примера тесной взаимосвязи между «Психологией труда» и другими фундаментальными науками о человеке можно привести взгляды на труд известного философа и экономиста Карла Маркса. Его работы оказали глубочайшее влияние на отечественную философию, которая, опираясь на его работы, определяет труд как «целенаправленную деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует её в целях создания предметов, необходимых для удов­летворения своих потребностей».

Согласно представлениям К. Маркса, труд человека носит целенаправленный характер в отличие от деятельности животных, основанной на «слепых» инстинктах. В своей главной работе «Капитал» К. Маркс писал:

«Труд есть, прежде всего, процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. Веществу природы он сам противостоит как сила природы. Для того чтобы присвоить вещество природы в известной форме, пригодной для его собственной жизни, он приводит в движение принадлежащие его телу естественные силы: руки и ноги, голову и пальцы. Воздействуя посредством этого движения на внешнюю природу и изменяя её, он в то же время изменяет свою собственную природу. Он развивает дремлющие в природе силы, и подчиняет игру этих сил своей собственной власти.

Мы не будем рассматривать здесь первых животнообразных инстинктивных форм труда… Мы предполагаем труд в такой форме, в которой он составляет исключительное достояние человека. Паук совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей-архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил её в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т. е. идеально. Человек не только изменяет форму того, что дано природой, он осуществляет в то же время и свою сознательную цель, которая как закон определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинять свою волю».

Как отмечал С.Л. Рубинштейн:

«Направленный по своей основной установке на производство, на создание определённого продукта, труд — это вместе с тем и основной путь формирования личности. В процессе труда не только производится тот или иной продукт трудовой деятельности субъекта, но и сам субъект формируется в труде. В трудовой деятельности развиваются способности человека, формируется его характер, получают закалку и переходят в практические действенные установки его мировоззренческие принципы.

Своеобразие психологической стороны трудовой деятельности связано, прежде всего, с тем, что по своей объективной общественной сущности труд является деятельностью, направленной на создание общественно полезного продукта. Труд — это всегда выполнение определённого задания; весь ход деятельности должен быть подчинён достижению намеченного результата; труд требует, поэтому, планирования и контроля исполнения, он всегда заключает определённые обязательства и требует внутренней дисциплины».

Отрасли психологии, примыкающие к «Психологии труда»

В настоящее время на стыке социологии, экономики, инженерного дела, с одной стороны, и психологии труда – с другой, формируются новые научные дисциплины и направления научно-прикладных исследований, насыщенные межпредметными связями и понятиями (Рис. 1.2). Некоторые из этих дисциплин только зарождаются, а некоторые ещё не отделились друг от друга. Так, например, такие дисциплины как «Психология управления», «Психология кадрового менеджмента» и «Организационная психология» весьма близки между собой как по кругу изучаемых вопросов, так и по используемым методам. С другой стороны, имеются и синтетические науки, развивающие междисциплинарный подход при изучении трудовой деятельности. Примером таких наук является эргономика.

Рис. 1.2 Связь психологии труда с другими науками.

Рис. 1.2 Связь психологии труда с другими науками.

В «Общей психологии» наиболее близким разделом к «Психологии труда» является раздел «Психология деятельности», а так как социально обусловленная деятельность бывает разных видов, то, соответственно, смежными дисциплинами будут: «Психология профессионального обучения», «Спортивная психология», «Психология безопасности труда», «Психология здоровья», «Инженерная психология» и т. д.

Например, «Инженерная психология» занимается изучением взаимодействия человека и различных технических устройств. Это научная дисциплина, изучающая объективные закономерности процессов информационного взаимодействия человека и техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации систем «человек-машина».

Нередко причиной аварии на производстве является так называемый «человеческий фактор» — то есть несоответствие человека и технической системы, которой он управляет. Это может быть скорость его реакции, объем перерабатываемой информации, его анатомические особенности и т. д. Поэтому инженерная психология изучает информационное и эргономическое взаимодействие человека со сложной техникой, а также функциональное состояние человека-оператора в процессе деятельности (особенно – в напряжённых и экстремальных условиях).

В связи с всё более узкой специализацией в последнее время можно говорить о выделении из инженерной психологии таких научных направлений, как авиационная психология, космическая психология, промышленная психология и т. д.

«Организационная психология» (иногда её обозначают как «Психология управления») исследует психологические аспекты взаимоотношения между работниками в процессе труда, особенно – в больших организациях. К её задачам относятся условия оптимизации этих взаимоотношений в целях повышения производительности труда, особенности иерархических взаимоотношений людей в трудовых коллективах и влияние этих отношений на трудовые процессы, а также вопросы личностного развития, как отдельных работников, так и трудовых коллективов в целом.

В последнее время в России как самостоятельная дисциплина активно развивается «Психология кадрового менеджмента», задачей которой является изучение закономерностей оптимального подбора и сопровождения кадров предприятия в процессе их адаптации к трудовой деятельности и становления профессионализма работников.

Ещё одна научная дисциплина, примыкающая к «Психологии труда» — это «Эргономика». Данная наука позиционируется как комплексное изучение человека в труде на стыке разных наук в виде системы «человек – коллектив – машина – среда – социум – культура — природа», которую обозначают как «эргономическая система». Как это часто бывает при формировании нового научного направления, взгляды разных учёных на предмет эргономики этой науки могут различаться. Согласно одному из определений, «предметом эргономики как науки является комплексное изучение закономерностей взаимодействия человека (группы людей) с техническими средствами, предметом деятельности и среды в процессе достижения целей деятельности и при специальной подготовке к её выполнению».

Стресс и деятельность

Введение

В современной жизни стрессы играют значительную роль.

Стресс – это напряжённое состояние организма человека, как физическое, так и психическое, он дезорганизует деятельность человека, влияет на работоспособность, взаимоотношения с окружающими в семье, нарушает нормальный ход поведения человека.

Стресс присутствует в жизни каждого человека, так как наличие стрессовых импульсов во всех сферах человеческой жизни и деятельности, несомненно. Это реакция человека на то, что с ним случается в жизни.

Мы все временами испытываем его – может быть, как ощущение пустоты в глубине желудка, когда встаём, представляясь в классе, или как повышенную раздражительность или бессонницу во время экзаменационной сессии. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Именно чрезмерный стресс создаёт проблемы для индивидуумов и организаций. Стресс является неотъемлемой частью человеческого существования, надо только научиться различать допустимую степень стресса и слишком большой стресс.

Понятие «стресс» давно и прочно обосновалось в нашем сознании. Что делать, «высоковольтные» темпы жизни сопряжены с перегрузками. Мы воспринимаем их как не слишком приятную обыденность, и только. Между тем последствия стресса далеко не безобидны: они могут разрушить человеческую жизнь.

Причины возникновения стресса

Большинство психологических проблем являются иллюзорными или виртуальными, так как существуют только во внутреннем психологическом пространстве. Человек заранее строит в своём мозгу мысленную модель предстоящей ситуации. Если по каким-то причинам она его заранее не устраивает, он создаёт себе проблему. Недооценка самого себя наиболее пагубно отражается на самочувствии и настроении человека, на его поступках и даже на его судьбе.

Ситуации, способные напугать большинство людей, у других не вызывают стрессового состояния. Например, для космонавтов возвращение с Луны на Землю не является стрессовым по природе, если они верят в свой корабль, уверены, что их работа не более опасна, чем утренняя прогулка по окрестностям. Однако если они начнут задумываться о том, что может произойти, когда в компьютере перегорит пара малюсеньких микросхем, стресс обеспечен. А ведь обстоятельства одни и те же – возвращение космического корабля домой. Именно восприятие этой ситуации – опасна она или не опасна – делает её стрессовой или наоборот.

Большинство событий и обстоятельств, за исключением физических травм, не должны быть стрессовыми. Наша собственная реакция делает их такими.

Всякая неожиданность, которая нарушает привычное течение жизни, может быть причиной стресса. При этом, как отмечает канадский физиолог Г. Селье, не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Само возникновение и переживание стресса зависит не столько от объективных, сколько от субъективных факторов, от особенностей самого человека: оценки им ситуации, сопоставления своих сил и способностей с тем, что от него требуется.

Описывая схему возникновения и развития стресса, особое внимание следует уделять самим факторам, вызывающим состояние нервно-эмоциональной напряжённости, т.е. стрессорам. Эмоционально-стрессовая ситуация может быть вызвана самыми разнообразными стимулами.

Это могут быть и физические раздражители:

  • вредные экологические стимулы окружающей среды;
  • травма;
  • чрезмерный шум;
  • нарушение физиологических функций.

и психические:

  • конфликты;
  • необходимость ускоренной обработки информации в условиях дефицита времени;
  • изоляция от коллектива;
  • отсутствие контроля над событиями и невозможность что-либо изменить в ситуации.

Сюда же следует отнести необходимость принятия особо ответственных решений. Человек может эмоционально реагировать не только на действительную опасность, но и на угрозу или напоминание о ней. И это тоже логично отнести к стрессам.

В исследовании нашего отечественного психолога А.С. Разумова была сделана успешная попытка условного разделения имеющихся стрессовых факторов на следующие четыре группы:

Стрессоры активной деятельности

Их воздействие на организм человека осуществляется в процессе выполнения какого-либо целенаправленного акта. Они способны не только нарушать процесс деятельности, но и усиливать и мобилизовывать её. Это могут быть:

  • экстремальные стрессоры – боевые действия и все другие ситуации, связанные с риском;
  • производственные стрессоры – перегрузка или слишком малая рабочая нагрузка, т.е. задание, которое следует завершить за конкретный период времени. Работнику просто поручили непомерное количество заданий. В этом случае обычно возникает беспокойство, чувство крушения, безнадёжности; неинтересная работа. Индивидуумы, имеющие более интересную работу, проявляют меньше беспокойства и менее подвержены физическим недомоганиям, чем занимающиеся неинтересной работой;
  • стрессоры психосоциальной мотивации – разного рода соревнования и конкурсы.

Стрессоры оценок

Им свойственна эмоциональная окраска настоящей или предстоящей деятельности. Стрессоры оценок могут действовать на человека задолго до осуществления деятельности или непосредственно перед ней, сразу после окончания действия или через большой промежуток после его совершения. Так, многие взрослые помнят обидные клички, которые давали им учителя в школе. Сюда входят также:

  • старт-стрессоры и стрессоры памяти – предстоящие состязания, защита диплома, участие в концерте, внезапное воспоминание о пережитом горе;
  • стрессоры побед и поражений – успехи в карьере, искусстве и спорте. Любовь, женитьба, рождение ребёнка, поражения, неудачи, непризнание в работе.
  • стрессоры зрелищ – спортивные соревнования, фильмы, театральные представления.

Стрессоры рассогласования деятельности

  • стрессоры разобщения – конфликтные ситуации, угроза, неожиданное, но значимое известие;
  • стрессоры ограничений – заболевания, ограничивающие обычную сферу деятельности, дискомфорт, тюремная изоляция.

Физические и природные стрессоры

  • Мускульные нагрузки, хирургические вмешательства, травмы, темнота и т.д.

Позитивный психологический климат на производстве и в семье является мощным профилактическим средством возникновения стрессов. В этом случае, общаясь друг с другом, с близкими по духу людьми, человек получает заряд бодрости и оптимизма. Однако, если в коллективе существует некоторая психологическая несовместимость, то это чревато конфликтами и стрессами.

Одной из причин возникновения стресса может явиться слишком тесное принудительное общение. Сужение круга и углубление общения быстро исчерпывают информационную ценность каждого из членов группы, что, в конечном счёте, приводит к напряжённости во взаимоотношениях и стремление каждого из членов группы к уединению.

Факторы, вызывающие стресс очень разнообразны и многочисленны. Особенно часто стрессовые ситуации возникают у жителей крупных городов. Работа на компьютере добавляет в нашу жизнь ряд специфических именно для неё стрессоров.

Стресс и здоровье

Исключительно важно то значение, которое имеет эмоциональный (психический) стресс в жизни человека и в формировании многих заболеваний. Одну из главных и нерешённых проблем при этом можно сформулировать следующим образом: стресс – это хорошо или плохо.

Главный недостаток традиционного представления о стрессе заключается в том, что оно в неявной форме представляет организм пассивным объектом приложения стрессорных воздействий. Человек осуществляет в ответ на действие стрессора различные поведенческие реакции, и именно активный либо пассивный характер реагирования в не меньшей степени, чем сила или длительность стресс-воздействия, определяет общую устойчивость организма. Известно, что длительная и напряжённая борьба человека за желанную цель, даже сопровождающаяся эпизодическими неудачами (то есть, казалось бы, классическая модель стресса), как правило, не только не приводит к истощению, но, наоборот, способствует сохранению психического и телесного здоровья.

Стресс, по мнению Г. Селье, может оказывать положительное и отрицательное влияние. Благоприятное действие стресса – мобилизация систем организма, резервов личности. Отрицательное действие – множество ситуаций воспринимаются как стрессовые и повторяются, а также человек не может адаптироваться к ситуациям. Реакция человека на ситуацию и оценка ее как стрессовой зависит от того, как он оценивает эту ситуацию, на сколько способен справиться, какими способами саморегуляции владеет человек.

Так что же такое стресс?

Это ответная реакция организма на некий удар, некое давление извне. Большее давление – более резкая реакция сопротивления ему. При таком понимании вещей ясно, что от стрессов никуда не деться. Жизни большого города они присущи органически.

Взять хотя бы движение в часы пик, когда водитель не вправе расслабиться ни на секунду. «Измочаленность» – точная характеристика состояния человека, выскочившего из двух-трёх пробок и безнадёжно опоздавшего на совещание.

Последствия стресса. Выход из стрессовых ситуаций

Стресс вызывает в организме значительные сдвиги, в большинстве своём негативные. К понятию и состоянию стресса близко и понятие фрустрация – тщетное ожидание. Фрустрация переживается как напряжение, отчаяние, которые охватывают человека, когда на пути к достижению цели он встречается с неожиданными помехами, которые мешают удовлетворению потребности.

Допустим, произошла ссора или какое-то неприятное событие: человек возбуждён, не может найти себе места, гложет обида, досада из-за того, что не сумел себя правильно повести. Рад бы отвлечься от этих мыслей, но снова и снова перед глазами встают сцены случившегося; и опять накатывает волна обиды, негодования.

Люди определённого психологического склада обычно разряжаются за счёт других (подчинённых, членов семьи и т.д.), перенеся на них своё раздражение, но это не всегда приносит облегчение.

Для сдержанных людей, хранящих свои чувства «в себе», не выплёскивая их на окружающих, этот способ и вовсе неприемлем. Традиционные в нашей культуре способы – алкогольный, парильно-саунный, азартно-преферансный, комбинированный – имеют свои очевидные минусы.

Чтобы снять возбуждение иногда человек использует все отвлекающие приёмы (чтение захватывающего романа, просмотр кинофильма, переключение на занятие любимым делом). Чем увлекательнее дело, на которое пытаешься переключиться, тем легче создать конкурирующую доминанту. Вот почему каждому из нас не помешает иметь какое-то хобби, которое открывает путь положительным эмоциям.

Не стоит омрачать своё будущее негативными ожиданиями: «А вдруг случится… Как бы чего не вышло…». На будущее лучше смотреть как на возможность решения сегодняшних проблем, а не источник новых.

Необходимо помнить: «Каждый из нас капитан своего корабля». По отношению к самому себе, к своему организму, к своей личности нужна верность и порядочность.

Оптимальный способ избавления от затянувшегося стресса – полностью разрешить конфликт, устранить разногласия, помириться. Если сделать это невозможно, следует логически переоценить значимость конфликта, например, поискать оправдания для своего обидчика. Можно выделить различные способы снижения значимости конфликта. Первый из них можно охарактеризовать словом «зато». Суть его – суметь извлечь пользу, что-то положительное даже из неудачи. Второй приём успокоения – доказать себе, что «могло быть и хуже». Сравнение собственных невзгод с чужим ещё большим горем. Интересный способ успокоения по типу «зелен виноград»: подобно лисице из басни сказать себе, что «то, к чему только что безуспешно стремился, не так уж хорошо, как казалось, и потому этого мне не надо».

Один из лучших способов успокоения – это общение с близким человеком, когда можно, во-первых, как говорят, «излить душу», т.е. разрядить очаг возбуждения; во-вторых, переключиться на интересную тему; в-третьих, совместно отыскать путь к благополучному разрешению конфликта или хотя бы к снижению его значимости.

Важно принять жизненные обстоятельства, не жалея о несовпадении желаемого и действительного. Необходимо предпринимать реальные шаги, чтобы изменить что-то в своей жизни.

Для того, чтобы навести порядок в своём внутреннем психологическом пространстве, необходимо забывать негативные эмоциональные состояния, освобождаться от груза негативных воспоминаний.

Основной вывод, который можно сделать из данной работы, можно сформулировать таким образом. Стресс – это неизбежность, о которой мы должны знать и всегда помнить. Стресс можно предвидеть. Нужно обязательно подготовиться к его приходу и постараться справиться с ним как можно лучше. Некоторых стрессов можно избежать вообще. Нельзя допускать победы стресса над собой. Надо терпеливо, с желанием готовить себя к сложным жизненным ситуациям, которые обязательно нам встретятся и на работе, и в личной жизни.

Полностью исключить из жизни стрессовые ситуации невозможно, но можно жить и работать, чтобы получать побольше приятных стрессов и свести к минимуму количество неприятных.

Так можно ли «выскочить» из стресса?

В психологии существует понятие направленность личности. В двух словах – это способность грамотно прочитывать и оценивать ситуацию. Понимать, содержит ли свежая информация (а она свежая непрерывно, каждый день) угрозу, и если да, толково реагировать на неё.

Почему там, где один лезет на стену, другой совершенно спокоен?

Ответ: личность этого «другого» направлена верно. То есть он свободно манипулирует опытом и воображением. Опыт позволяет ему мгновенно вспомнить подобные ситуации, а воображение – соотнести с ними теперешнюю (поскольку воображение – своеобразные дрожжи, которые из теста-опыта «выпекают» самые разные комбинации событий, прилаживая их к теперешнему и выбирая наилучший вариант).

Опыт и воображение – прекрасные вещи, и все же мы воспринимаем информацию как угрозу тогда, когда она задевает нас лично, то есть, обращена к нашим эмоциям. Как быть с ними? Как заставить их «держать удар» в стрессовой ситуации?

Если совокупность чувств человека – в какой-то степени модель его взаимоотношений с миром, ответ очевиден. Надо строить свои отношения с миром на здоровых началах – открытости, лояльности, умении идти на компромиссы.

Между тем сама природа позаботилась о нашей безопасности. Мы довольно легко переносим даже сильный стресс, если он непродолжителен. Опасен долгий стресс, неприметно перетекающий в депрессию – первопричину большинства наших недугов.

Список литературы

  1. Петрушин В.И. Петрушина Н.В. Валеология. М..
  2. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. М..
  3. Душков Б.А. Королёв А.В. Смирнов Б.А. Психология труда, профессиональной, информационной, организационной деятельности. М..
  4. Селье Г. Стресс без дистресса.
  5. Толочек В.А. Современная психология труда.
  6. Бондарчук Е.И. Психология труда.
  7. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда.
  8. Карпов А.В. Конева Е.В. Маркова Е.В. Психология труда

Скачать контрольную работу

А что думаете Вы о статье "Контрольная работа по дисциплине: «Психология труда»" Поделитесь своим мнением!


Возможно, Вам будет интересно


http://michaeltitov.ru/

Рад видеть Вас на моём сайте. Здесь я делюсь своими мыслями и идеями.

    Блог Михаила Титова (Школа Здоровья)
    Рад видеть Вас на моём сайте. Здесь я делюсь своими мыслями и идеями.