ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА (г. Казань)
Психологический факультет
Кафедра общей психологии
Н. Г. Терещенко
Психология развития и возрастная психология
Методические указания по выполнению контрольной работы
Направление подготовки — 030300 Психология
Профиль подготовки — Общий
Квалификация (степень) выпускника — Бакалавр
Форма обучения — Заочная
Набережные Челны – 2012
Аннотация
Одной из форм самостоятельной работы студента с теоретическим материалом по любой изучаемой дисциплине и видом контроля качества усвоения пройденного им материала за определенное время является контрольная работа. Она позволяет преподавателю и студенту выявить уровень знаний, успехи или пробелы в учении. Ее выполнение включает несколько этапов: знакомство вопросами темы, сбор информации и работа с источниками по теме, уточнение структуры и содержания работы, собственно написание и оформление работы.
Требования к оформлению контрольной работы
- Работа должна быть выполнена с соблюдением общих требований, предъявляемых к структуре, содержанию и оформлению контрольных работ; она может быть напечатана на листах формата А4 (шрифт Times New Roman, 14 кегль, через 1,5 интервала на компьютере, через 2 интервала на пишущей машинке), которые должны быть скреплены; или выполнена в тетради (тонкой, не более 12 листов) аккуратным, разборчивым почерком (без сокращений);
- Первая страница работы представляет титульный лист, на котором должны быть указаны: вуз и факультет, название дисциплины, исполнитель и проверяющий работу, на второй странице необходимо указать задания контрольной работы. Последующие страницы работы должны иметь нумерацию.
- Обязательным является наличие списка использованной литературы, представленного на последней странице выполненной работы.
- Работа представляется на проверку за месяц до начала сессии.
- Контрольная работа выполняется по вариантам. Вариант контрольной работы назначается преподавателем.
- Оценка за работу выставляется по двухбалльной системе (зачтено – незачтено) и учитывает раскрытие темы, владение содержанием, аргументацию автора и культуру оформления текста.
Содержание заданий контрольной работы
Вариант 1.
- Перечислите актуальные задачи (теоретические и практические), которые могут решаться на основе применения знаний возрастной психологии.
- Составьте карту возрастного развития человека от 0 до 7 лет в виде таблицы. В карте должны быть отражены (желательно) следующие параметры: возрастной период, ведущий вид деятельности, социальная ситуация развития, система осваиваемых отношений, новообразования психики и личности. За основание рекомендуется взять периодизацию психического развития ребенка Д. Б. Эльконина, также желательно привлечение данных других теорий развития.
- Раскройте содержание следующих понятий: валидность, лонгитюд, комплекс оживления, референтная группа.
- Опишите структуру психологической готовности к школьному обучению.
Вариант 2.
- Укажите основные методические разделы исследовательского цикла в возрастной психологии.
- Составьте карту возрастного развития человека от 7 до 18 лет в виде таблицы. В карте должны быть отражены (желательно) следующие параметры: возрастной период, ведущий вид деятельности, социальная ситуация развития, система осваиваемых отношений, новообразования психики и личности. За основание построения карты рекомендуется взять периодизацию психического развития ребенка Д. Б. Эльконина, также желательно привлечение данных других теорий развития.
- Раскройте содержание понятий: сензитивный период развития, внутренняя позиция школьника, мораторий, корреляция.
- Значение теорий научения, психоаналитических и когнитивных для обучения и воспитания.
Вариант 3.
- Сопоставьте периодизации психического развития Ж. Пиаже, Д. Б. Эльконина, З. Фрейда, Э. Эриксона по критериям выделения стадий развития. Результаты оформите в таблице.
Сравнение периодизаций психического развития
Хронологический возраст | название стадий в соответствии с авторским критерием | |||
Пиаже | Эльконин | Фрейд | Эриксон | |
- Сравните классическое, оперантное и викарное научение.
- Раскройте содержание понятий: госпитализм, психологическое новообразование, кризис, эгоцентризм.
- Какие факторы определяют психическое развитие человека. Какие из них являются внутренними (обосновать ответ).
Вариант 4.
- Сравните три любые известные вам концепции психического развития по предлагаемому решению ими следующих проблем психологии развития и возрастной психологии:
- – периодизации психического развития (непрерывности – стадиальности),
- – детерминации психического развития (биологического – социального).
Результаты оформите в таблице:
Концепция |
Варианты решения спорных вопросов | |||
непрерывность | стадиальность | биологический | социальный | |
- Раскройте основные положения С. Л. Рубинштейна о развитии психики ребенка
- Раскройте содержание понятий: независимая переменная, зависимая переменная, сенсорные эталоны, предметные действия
- Охарактеризуйте основные компоненты структуры учебной деятельности
Вариант 5.
- Сопоставьте подход к обучению в начальных классах в системе В. В. Давыдова с традиционной формой обучения. Представьте в виде таблицы.
- Охарактеризуйте основные компоненты психологической структуры возраста.
- Раскройте содержание понятий: жизненный путь, сензитивные периоды, научение, подкрепление.
- Приведите известные вам стереотипы в отношении старости. Приведите аргументы, которые ставят их под сомнение и позволяют их оспорить
Вариант 6.
- Составьте карту возрастного развития человека от 20 до 60 лет в виде таблицы. В карте должны быть отражены (желательно) следующие параметры: возрастной период, ведущий вид деятельности, социальная ситуация развития, система осваиваемых отношений, новообразования психики и личности.
- Охарактеризуйте основные компоненты структуры психологической готовности к обучению в школе.
- Раскройте содержание понятий: социальная ситуация развития, сенсорное развитие, рефлексия, валидность.
- Укажите возрастные психологические задачи в старости.
Вариант 7.
- Составьте карту возрастного развития человека от 60 лет в виде таблицы. В карте должны быть отражены (желательно) следующие параметры: возрастной период, ведущий вид деятельности, социальная ситуация развития, система осваиваемых отношений, новообразования психики и личности.
- Охарактеризуйте кризисы детства.
- Раскройте содержание понятий: геронтопсихология, геронтогенез, зрелость, ведущая деятельность.
- Перечислите достоинства и недостатки метода наблюдения, укажите специфические проблемы его использованя для разных возрастных групп
Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Терещенко, Н. Г. Психология развития и возрастная психология: учебно-методический комплекс / Н. Г. Терещенко. – Казань : Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2009. – 50 с.
Основная литература:
- Психология развития : учебник для вузов; под ред Т. Д. Марцинковской. – М. : Академия, 2008. – 352 с.
- Регуш, Л. А. Проблемы психического развития и их предупреждение (от рождения до пожилого возраста) / Л. А. Регуш. – СПб. : Речь, 2006. – 318 с.
- Розум, С. И. Психология социализации и социальной адаптации человека / С. И. Розум. – СПб. : Речь, 2007. – 365 с.
- Шаповаленко, И. В. Возрастная психология : учебник для вузов / И. В. Шаповаленко. – М. : Гардарики, 2004. – 349 с.
- Султанова Н. Д., Терещенко Н. Г. Возрастная психология : учебно-методическое пособие / Н. Д. Султанова, Н. Г. Терещенко. – Набережные Челны : Изд-во КамГИФК, 2004. – 140 с.
Дополнительная литература:
- Абрамова, Г. С. Возрастная психология : учебное пособие / Г. С. Абрамова. – М. : Изд. центр «Академия», 1997. – 704 с.
- Ананьев, Б. Г. Психология и проблемы человекознания / Б. Г. Ананьев. – М. : Институт практической психологии, 1996. – 384 с.
- Бодалев, А. А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения / А. А. Бодалев. – М. : Флинта : Наука, 1998. – 168 с.
- Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. – М. : Педагогика -Пресс, 1996. – 536 с.
- Выготский, Л. С. Психология / Л. С. Выготский. – М. : Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008 с.
- Возрастная и педагогическая психология : учебное пособие; под ред. М. В. Гамезо и др. – М. : Просвещение, 1984. – 256 с.
- Гамезо, М. В., Герасимова, В. С., Горелова, Г. Г., Орлова, Л. М. Возрастная психология: личность от молодости до старости : учебное пособие / М. В. Гамезо и др. – М. : Педагогическое общество России, 2001. – 272 с.
- История психологии. XX век; под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. – М. : Академический проект; Екатеринбург : Деловая книга, 2002. – 832 с.
- Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. – СПб. : Питер, 2000. – 992 с.
- Никольская, А. А. Возрастная и педагогическая психология в дореволюционной России. – Дубна : Издательский центр «Феникс», 1995. – 336 с.
- Осорина, М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых / М. В. Осорина. – СПб. : Изд-во «Питер», 1999. – 288 с.
- Обухова, Л. Ф. Возрастная психология : учебник / Л. Ф. Обухова. – М. : Педагогическое общество России, 2001. – 442 с.
- Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка; сост., ред. перевода с фр. и англ. В. А. Лукова. – М. : Педагогика-Пресс, 1999. – 528 с.
- Поливанова, К. Н. Психология возрастных кризисов : учебное пособие / К. Н. Поливанова. – М. : Издательский центр «Академия», 2000. – 184 с.
- Психология возрастных кризисов : хрестоматия; сост. К. В. Сельченок. – Мн. : Харвест, 2000. –560 с.
- Психология современного подростка; под ред Л. А. Регуш. – СПб. : Речь, 2005. – 388 с.
- Психология старости и старения : хрестоматия : учебное пособие; сост. О. В. Краснова, А. Г. Лидерс. – М. : Издательский центр «Академия», 2003. – 416 с.
- Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста /Ф. Райс. – СПб. : Изд-во «Питер», 2000. – 624 с.
- Ремшмидт, Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности / Х. Ремшмидт. – М. : Мир, 1994. – 320 с.
- Рождественская, Н. А. Как понять подростка : учебное пособие / Н. А. Рождественская. – М. : Рос. психол. общество, 1995. – 76 с.
- Рыбалко, Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология / Е. Ф. Рыбалко. – Л. : ЛГУ, 1990. – 256 с.
- Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии: в 2 т. Т.1. – М. : Педагогика, 1989. – 488 с.
- Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии: в 2 т. Т.2. – М. : Педагогика, 1989. – 328 с.
- Сапогова, Е. Е. Психология развития человека : учебное пособие / Е. Е. Сапогова. – М. : Аспект Пресс, 2001. – 460 с.
- Смирнова, Е. О. Теория привязанности // Вопросы психологии. – 1995. – №3. – С. 139-151.
- Современная психология; под ред. В.Н. Дружинина. – М. : ИНФРА-М, 1999. – 800 с.
- Стюарт-Гамельтон, Я. Психология старения / Я. Стюарт-Гамельтон. – СПб. : Питер, 2002. – 256 с.
- Эриксон, Э. Детство и общество / Э. Эриксон. – СПб. : Ленато, 1996. – 592 с.