Вводное слово о психологии
Во все времена человечество интересовали вопросы о том — что есть человек: чем определяются причины и закономерности его поступков, законы поведения в обществе, внутренний мир. Интригующей представлялась задача понять, как возникают мысленные образы, что такое сознание, мышление, творчество, каковы их механизмы. На все эти и многие другие вопросы стремится ответить психология, которая с момента своего возникновения балансирует между наукой, искусством и верой.
История становления психологии как науки
Само слово «психология» впервые появилось в XVI в. в западноевропейских текстах. Оно образовано от греческих слов «psyche» (душа) и «logos» (знание, наука): переводя дословно, психология есть наука о душе.
Это определение не соответствует современным взглядам на психологическую науку. В названии отражены представления о психологии, характерные для периода ее зарождения и первоначального развития в рамках философии. Согласно философскому пониманию того времени предметом психологии выступала именно душа — главное, сущностное начало объектов живой природы, причина жизни, дыхания, познания и т.д.
Становление психологии как самостоятельной, действительно научной дисциплины происходило также на фоне открытий, которые совершались в рамках естественнонаучных исследований. Психология возникла на пересечении двух больших областей знаний — философии и естественных наук, и до сих пор не определено, считать ее естественной наукой или гуманитарной.
Основные этапы развития психологии как науки
- Психология как наука о душе (более 2 тысяч лет назад).2) Психология как наука о сознании (с 17 в. В связи с развитием естественных наук).
- Психология как наука о поведении возникает в 20 в. Задача психологии – ставить эксперименты, наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно за поведением, поступками, реакциями человека.
- Современность — психология как наука, изучающая объективные закономерности , проявления и механизмы психики.
На современном этапе психология изучает внутренний мир субъективных (душевных) явлений, процессов и состояний, осознаваемых или не осознаваемых самим человеком, а также его поведение. Таким образом, с течением времени и развития науки изменялось понимание предмета психологии.
Предмет и основные принципы психологии
- Психология изучает процессы активного отражения человеком и животными объективной реальности в форме ощущений, восприятий, понятий, чувств и других явлений психики.
- Психика – свойство высокоорганизованной материи, форма отражения субъектом объективной реальности.
В самом общем виде в качестве предмета психологии как самостоятельной научной дисциплины могут быть названы явления, факты и закономерности психической жизни человека. Под психическими явлениями понимается внутренний, субъективный опыт человека. Психические процессы не только происходят в нас, но и непосредственно нам открываются: мы не только видим, чувствуем, желаем и мыслим, но и знаем, что видим, чувствуем, желаем и мыслим.
Научное познание требует не только описания фактов и явлений, но и их объяснения, что в свою очередь предполагает раскрытие законов и закономерностей, которым подчиняются факты и явления. В связи с этим предметом изучения в психологии становятся не только психологические факты и психологические явления, но также закономерности психической жизни.
Основные методологические принципы психологии
- Принцип детерминизма. В психологическом исследовании это значит, что психика обусловлена образом жизни и изменяется с изменением внешних условий существования;
- Принцип единства сознания и деятельности. Сознание и деятельность находятся в непрерывном единстве, однако, они не тождественны друг другу. Сознание формируется в деятельности, чтобы в свою очередь влиять на эту деятельность, образуя ее внутренний план;
- Принцип развития. Психика может быть правильно понята только в том случае, если она рассматривается в непрерывном развитии как процесс и результат деятельности. Исследование любого психического явления должно включать в себя характеристику его особенностей в данный момент, историю возникновения и формирования и перспективы развития.
Методы психологии
«Метод — это путь познания, это способ, посредством которого познается предмет науки» (С.Л. Рубинштейн).
Учение о методе составляет особую область знания — методологию, которая определяется как система принципов и способов организации, построения теоретической и практической деятельности.
В психологии за всю истории ее развития сложилось несколько психологических направлений, школ и концепций, которые исходят из разных философских позиций.
Современная психология обладает развернутой системой разнообразных методов и методик исследования, среди которых выделяют основные и вспомогательные.
Основные методы психологии
- Наблюдение — преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие поведения человека.
- Эксперимент – опыт, проводимый в специальных условиях для получения новых научных знаний о психологии посредством целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность испытуемого.
Вспомогательные методы психологии
- Беседа (интервью) — получение информации в процессе непосредственного общения.
- Тестирование — психологическая диагностика, предполагающая стандартные вопросы и задачи.
- Анализ продуктов деятельности (тексты, рисунки) – метод, основанный на общей предпосылке о единстве внутренних психических процессов и внешних форм поведения и деятельности. Изучая продукты деятельности, можно получить важную информацию о психических особенностях ее субъекта.
Структура современной психологии
В настоящее время психология представляет собой сложную и разветвленную систему направлений научных исследований, структуру которой составляет множество относительно самостоятельно развивающихся отраслей. Расширение и обогащение структуры психологии определено тем, что усложняется социальная жизнь и деятельность современного человека, следовательно, перед психологией ставятся новые задачи и вопросы, ответы на которые требуют тщательного изучения новых психологических реалий. Сегодня насчитывают до ста отраслей психологии, которые находятся на разных стадиях своего развития и становления в качестве самостоятельных научных дисциплин.
Общая психология
Особое положение среди всех направлений занимает общая психология, объединяющая различные отрасли в целостное научное знание. Изучая сущность и общие закономерности возникновения, функционирования и развития психики, она представляет собой методологическую и теоретическую основу всех психологических дисциплин. Важное место в структуре психологических знаний занимает история психологии, в центре внимания которой находятся процессы развития представлений о природе и сущности психики от древнейших времен до наших дней.
Отрасли психологии, изучающие психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности
- Психология труда;
- Медицинская психология;
- Педагогическая психология;
- Юридическая психология;
- Спортивная психология;
- Инженерная психология;
- Отрасли, которые занимаются психологическими аспектами рекламы, бизнеса, управления, творчества и многих других видов деятельности человека.
Отрасли психологии, изучающие различные аспекты психического развития
- Возрастная психология прослеживает развитие психики в онтогенезе — ее разделами являются детская психология, психология подростка, психология юности, психология взрослого человека;
- Сравнительная психология изучает закономерности, происхождение и развитие психики животных и человека;
- Психология аномального развития, или специальная психология, исследует нарушения психического развития ребенка.
Отрасли психологии, изучающие отношения личности и общества
- Социальная психология исследует психические явления в процессе взаимоотношения людей друг с другом;
- Этнопсихология акцентирует внимание на этнических особенностях психики людей, этнических стереотипах и т.д.
Список использованной литературы
- Гиппеирейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. М., 1988. Лекц.
- Годфруа Ж. Что такое психология. В 2 т. Т. 1. М, 1992. Гл. 2.
- Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология: Учебник. М., 2004. Гл. 1.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб., 2001.
- Слободчиков В.И; Исаев Е.И. Психология человека М, 1995.