Семинар по патопсихологии. Нарушения у психически больных

Нарушения у психически больных

Нарушения личности — системные нарушения поведения, прежде всего социального, характерные для тех или иных психических заболеваний и локальных поражений головного мозга.

При различных психических заболеваниях отмечаются отклонения в формировании адекватного уровня притязаний в сравнении с нормой, формируются различные патологические потребности и мотивы, нарушается смыслообразование, возможность саморегуляции и опосредования поведения, критичность и спонтанность поведения.

Нарушения личности включают: (по Зейгарник)

Нарушения структуры иерархии мотивов

Иерархия мотивов является относительно устойчивой, что обеспечивает устойчивость всей личности. Один из мотивов является ведущим, именно он придает человеческому поведению определенный смысл. Без ведущего мотива содержание человеческой деятельности лишается личностного смысла. Патология приводит к изменению мотивационной сферы человека, вызывая смену позиций, интересов, ценностей личности.

Формирование патологических потребностей и мотивов

Нарушение смыслообразования

А.Н. Леонтьев указывал на две функции мотивов — побудительную и смыслообразующую, которые не всегда поддаются различению. Ослабление и искажение этих функций приводят к нарушениям деятельности. В одних случаях, когда смыслообразующая функция мотива ослабляется, мотив превращается в «только знаемый». В других случаях сужается круг смысловых образований, когда мотив, сохраняя в некоторой степени свою побудительную силу, придает смысл меньшему кругу явлений, чем до заболевания. В результате многое из того, что раньше имело для больного личностный смысл, постепенно теряет его.

Нарушение и критичности поведения

Нарушение опосредованности тесно связано с нарушением критичности, подконтрольности поведения. Оно может выступать в виде нецеленаправленных действий, расторможенности поведения, нецеленаправленности суждений, некритичности (больной не замечает своих ошибок и не стремится их исправить). Часто некритичность проявляется в виде нарушений спонтанности поведения, инактивности.

Формирование патохарактерологических особенностей личности

Нарушение саморегуляции и опосредования

Одним из важнейших индикаторов уровня развития личности является возможность опосредования, самостоятельного регулирования своего поведения. Процесс опосредования совершается на разных уровнях психического отражения и выявляется уже на уровне операций. Через опосредование поведение человека становится более произвольным и осознанным. О зрелости личности человека можно говорить только в том случае, когда его поведение опосредуется структурой согласованных дальних и ближних целей.

Невозможность оперировать знаком у больных с органическими поражениями мозга (травмы, эпилепсия, нейроинфекции) является выражением более широкой патологии поведения – нарушения опосредования и регуляции своих действий. Недостаточность регуляции, замещение целевого действия случайным или стереотипным становятся факторами, которые мешают опосредованию. Нарушение опосредования у таких больных является проявлением более глубокого нарушения – измененного отношения к окружающему и к себе, проявлением распада их мотивационной сферы.

_____________________________________

Своеобразные психологические картины. При шизофрении на первый план выступает аутизм, при эпилепсии – педантизм. При шизофрении происходит нарушение целеобразования, а больные эпилепсией характеризуются педантизмом и злобностью.

При шизофрении

  • Ведущий центральный фактор – нарушение мотивации в виде искажения системы личностных смыслов и побуждений.
  • Вторичные признаки – нарушение целеполагания и целедостижения; нарушения во всей системе познавательной деятельности.
  • Адиномия мотива (тотальное снижение побуждений).

При эпилепсии

  • Эгоцентризм, педантизм, угодливость (слащавость), раздражительность, злопамятность – общие нарушения личности, характерные для больных хроническими заболеваниями.
  • Первичные нарушения – динамические. Они проявляются в замедленность и инертности, в эмоциональной застойности, злопамятности, трудности ориентировки и переключения в любой форме активности, жёсткости поведенческих стереотипов.
  • Вторичные нарушения (возникшие по механизму компенсации) – конфабуляции при запоминании, резонёрство, педантизм, слащавость (угодливость). Третичные нарушения (формирующиеся в ситуациях общения при неуспехе или его ожидании) – часто завышенная самооценка, ожидание неуспеха в социальных ситуациях, настороженность, недоброжелательность, напряжённость в ситуациях общения.

Различное резонёрство.

У шизофреников – собеседник не нужен, у эпилептиков – поучение собеседеника.

Аспект Шизофрения Эпилепсия
Нарушение саморегуляции Отсутствие дальних целей (нарушение смыслообразования, разноплановость, действие отделяется от знания) Отсутствие дальних целей (из-за инертности) Застревание на заданиях – педантичность и аккуратность
Критичность Снижение Снижение
Резонерство + +
Взаимодействие с людьми Аутичность, изоляция (как компенсаторные)

 

снижение социальной направленности личности.

Нарушается мотивационный компонент общения

вежливость, угодливость, злопамятность (как компенаторные)
Самооценка Обычно высокая Обычно высокая

Эмоционально-личностные нарушения при эпилепсии. (По лекциям и Зейгарник)

Противоречивость

  • Подчеркнутая вежливость, ласка, слащавость, угодливость, внимательность к окружающим. Часто проявляется в речи: употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов. Пример: называет медсестру Еленочка Ивановна. Еще пример: ребенок в школе старается вызвать к себе хорошее отношение. Подстраивается под всех учеников.
  • Злопамятность

Завышенная самооценка

Это компенсация. Больной старается смягчить свои проявления болезни для других.

  • Считает свою болезнь не тяжелой
  • Оценивает свою работу как сложную и требующую большого интеллекта.
Тук-тук! Обрати внимание на мою новую статью:  Акмеология. Контрольная работа

Крайний эгоцентризм

Проявляется при использовании методики пиктограмм: в пиктограмме часто находят отражение предпочтения и пожелания больного.

Педантичность и аккуратность

Это также способ компенсации первичных дефектов. Пример: больные искали даже незначительные отличия в картинках, следили за выполнением своих действий. → Мотив смещался с широкой деятельности на более узкую → Застревание на каждом задании.

Личностные нарушения, в отличие от припадков, невозможно скорректировать фармакологией.

При шизофрении

Нарушен процесс смысло- и целеобразования

  • Разноплановость мотивов.
  • Адинамия мотива. Больной не отказывается выполнять задание, так как для этого тоже нужен мотив, активность. Но при этом отсутствует критичность к ошибкам, реакция на успех и неуспех.  

Вторичные нарушения:

нарушается целеполагание (планирование и контроль)

  • нарушается целедостижение (скорость и способы выполнения задания)

Третичные нарушения (о них говорят предположительно):

  • Усиление аутизма как реакция на собственную неполноценность
  • Повышение изоляции больного

Нарушение критичности мышления

Нарушение критичности мышления. Нарушения мышления могут возникнуть и в тех случаях, когда выпадают постоянный контроль над своими действиями и коррекция допущенных ошибок. Выделяя качества ума, Б.М. Теплов указывал накритичность и характеризовал ее как умение строго оценивать работу мысли, тщательно взвешивать все доводы за и против. При выполнении больными экспериментальных заданий обнаруживается группа ошибок, связанная с:

  • бездумным манипулированием предметами;
  • безразличным отношением к собственным ошибкам.

И.И. Кожуховская отмечает, что именно градация отношений больного к допускаемым ошибкам может служить в какой-то степени показателем критичности мыслительной деятельности больных.

Больные шизофренией в основном безучастны к собственным ошибкам. Это объясняется нарушением мотивации их мышления. Больные эпилепсией, напротив, чрезвычайно остро переживают свои неправильные ответы и ошибки, однако оценить качество ответа они не могут. Их болезненная реакция, скорее, связана с оценкой их ответа экспериментатором, чем с содержанием ответа.

Нарушение критичности мышления

Утеря целенаправленности мышления — поверхностность, незавершенность мышления; мышление перестает быть регулятором действий человека.

С.Л.Рубинштейн: только в процессе мышления, при котором субъект более или менее сознательно соотносит результаты мыслительного процесса с объективными данными, возможна ошибка и что «возможность осознать ошибку является привилегией мысли».

В психопатологии критичность – критичное отношение к бреду, галлюцинациям, к другим болезненным переживаниям.

У Зейгарник: критичность – умение обдуманно действовать, проверять и исправлять свои действия в соответствии с объективными условиями.

Методика классификация

Выделяется особая группа ошибок – бездумная манипуляция предметами. Не дослушав инструкцию, больные начинают раскладывать карточки по произвольным группам.

  • 60% прогрессирующий паралич
  • 20% травма
  • 11% сосудистые заболевания

При указании экспериментатора, что группы должны быть по смыслу, а карточки – подходить друг к другу ® делает правильно.

Не замечают ошибок. Если их указать, не исправляют.

Пример: больной считал возраст своей дочери. Она оказалась на два года моложе его. На это он сказал: «Все может быть».

Больные легко соглашаются с абсурдными суждениями; легко и бездумно подчиняются предложениям другого человека.

Жалоб не высказывают, недостатков не замечают, не тяготятся пребыванием в больнице. Не строят планов.

Деятельность больных характеризуется отсутствием самоконтроля, безразличным отношением к тому, что они делали.

Такое отношение к окружающему, к своему Я являлось причиной их измененного поведения, изменяло самый характер больных.

Проявления их глубокого личностного уплощения – безответственность, беззаботность, небрежность. (отмечено в трудовой деятельности)

Их мышление  не направлено на объект деятельности, нет заинтересованности в решении задач, в оценке.

Лурия: действия лобных больных не подчинены внутреннему мотиву, происходит отщепление действия от его мотива.

Целенаправленность мышления требует осознания самого себя. Только при наличии такого осознания становится возможной критическая оценка своих действи      й и мыслей.

Критическое поведение является наиболее высокой и совершенной формой поведения. Оно предполагает понимание окружающего в его истинных связях и отношениях, целенаправленность действия, возможность самоконтроля и рационального руководства своим поведением при достижении этих целей.

Некритичное поведение может появляться у больных с нарушением сознания, из-за аффективного изменения, у расторможенных больных.

У исследовавшихся больных был другой генез некритичности. Их бесконтрольное поведение обуславливалось отсутствием отношения к работе, к своим возможностям, к оценке результатов своих действий, т.е. было проявлением глубокого нарушения личности.

Скачать семинар

Семинар по патопсихологии. Нарушения у психически больных
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
Share via
Copy link
Powered by Social Snap