Печатается по решению секции психолого-педагогических дисциплин учебно-методического Совета Института экономики, управления и права (г. Казань)
Авторы-составители: Р.Ф.Сулейманов, Т.Н.Васильева
Методические рекомендации по выполнению курсовых работ по психологии. — Изд. 4-е. — Казань: изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2013. — 39 с.
Методические рекомендации содержат основные требования к содержанию и оформлению курсовых работ по общей психологии. Адресованы студентам психологических факультетов дневного и заочного отделений по направлениям подготовки: 030300.62 «Психология», 050700.62 «Специальное (дефектологическое) образование», а также слушателям курсов по переподготовке кадров по специальности «Психология».
© Институт экономики, управления и права, 2013
© Сулейманов Р.Ф., Васильева Т.Н., 2013
Введение
Курсовые проекты являются неотъемлемой частью подготовки бакалавров с высшим психологическим образованием в соответствии с федеральным государственным общеобразовательным стандартом высшего профессионального образования и способствуют формированию компетенций в области научно-исследовательской деятельности. Курсовая работа должна подтверждать уровень подготовленности студентов, соответствующий требованиям, предъявляемым на определенном этапе обучения.
Цель курсовых работ состоит в приобретении навыков самостоятельного решения практических проблем с научных позиций и письменного изложения полученных результатов. Данные навыки являются необходимыми не только академическим ученым и исследователям, но и психологам-практикам. В процессе подготовки и написания курсовых работ, обучающиеся должны научиться проведению стандартного прикладного исследования в определённой области психологии. В результате этой работы они должны
- знать: основы проведения психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний;
- уметь: проводить стандартное психологическое исследование, описывать и представлять его результаты;
- владеть: навыками проведения психологических исследований, обработки и описания его результатов, составления и оформления отчётов.
Студентам факультета психологии ИЭУиП, обучающимся по направлению подготовки 030300.62 «Психология», необходимо выполнить курсовую работу: по дисциплине «Общая психология» (в 4 семестре студентам дневной и заочной форм обучения и во 2 семестре — студентам заочной формы с сокращёнными сроками обучения). Студентам, обучающимся по направлению подготовки 050700.62 «Специальное (дефектологическое) образование» во 2 семестре так же необходимо выполнить курсовую работу по дисциплине «Общая и специальная психология».
Выполнение курсовой работы предусмотрено учебным планом и обязательно для каждого студента. В результате выполнения курсовой работы студент должен показать умение вести исследовательскую деятельность. Курсовые работы должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении содержания и оформления.
Практика показывает, что студенты испытывают трудности при написании курсовой работы. При этом они испытывают недостаток в методических пособиях, посвященных выполнению научных работ. Задача данного пособия — помочь студентам, работающим над курсовой работой, правильно выбрать тему, проанализировать и обобщить библиографический и фактический материал по теме; выделить научную проблему и обоснованно выдвигать гипотезу, организовать и провести сбор эмпирических данных; проанализировать и обобщить их, оформить свой текст в соответствии с определенными требованиями и т.д.
ПОДГОТОВКА К НАПИСАНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
-
Общие требования к курсовой работе
Выполнение и оформление курсовых работ — один из важных и перспективных видов исследовательской деятельности в системе высшего учебного заведения. В творческом взаимодействии студента и преподавателя формируется личность будущего психолога, развивается умение решать актуальные психологические проблемы, самостоятельно ориентироваться в научной психологической литературе, успешно применять на практике теоретические знания.
Выполнение курсовой работы предусмотрено учебным планом и обязательно для каждого студента. В результате выполнения курсовой работы студент должен показать умение вести исследовательскую деятельность. Практика показывает, что студенты испытывают трудности при написании курсовой работы. При этом они испытывают недостаток в методических пособиях, посвященных выполнению научных работ. Задача данного пособия — помочь студентам, работающим над курсовой работой.
При выполнении курсовой работы студент должен показать:
- знание библиографического и фактического материала по теме;
- умение его анализировать и обобщать;
- умение выделять научную проблему и обоснованно выдвигать гипотезу;
- умение организовать и провести сбор эмпирических данных;
- умение анализировать эмпирический материал;
- умение делать выводы и обобщения из полученных результатов;
- умение излагать свои мысли в письменной форме;
- умение оформлять свой текст в соответствии с определенными требованиями.
При этом курсовая работа должна:
- быть актуальной, соответствовать современному состоянию психологии и перспективам развития общества;
- носить научно-исследовательский характер;
- содержать теоретическую главу и главы, посвященные анализу экспериментального фактического материала, т.е. иметь таблицы, графики, диаграммы и т.п.
Текст курсовой работы должен быть разбит на отдельные главы с подразделением на параграфы (вопросы), озаглавленные соответственно плану.
Одно из основных требований — четкое и логичное изложение материала, а также полное соответствие содержания теме курсовой работы.
Не рекомендуется вести изложение от первого лица единственного числа: «я наблюдал», «я считаю», «по моему мнению» и т.п. Корректнее использовать местоимение «мы», но желательно обойтись и без него. Допускаются обороты с сохранением первого лица множественного числа, в которых исключается местоимение «мы», т.е. фразы строятся с употреблением слов «наблюдаем», «устанавливаем», «имеем». Можно использовать выражения: «на наш взгляд», «по нашему мнению», а также «по мнению автора» (курсовой работы) или выражать ту же мысль в безличной форме: «изучение эмпирических данных свидетельствует о том, что…», «на основе выполненного анализа можно утверждать …», «проведенные исследования подтвердили.» и т.п.
В курсовой работе должно быть соблюдено единство стиля изложения, обеспечена орфографическая, синтаксическая и стилистическая грамотность в соответствии с нормами современного языка.
Курсовая работа не является пересказом изученного материала, а представляет собой его творческую переработку на основе знакомства с исследованиями по избранной теме и самостоятельного грамотного применения понятийного и методологического аппарата науки. Она не должна быть собственной интерпретацией проблемы, напоминающей школьное сочинение на свободную тему или публицистическую статью, так как курсовая работа всегда основывается на научной или учебно-научной проблеме и опирается на научные источники.
Курсовая работа не может быть целиком простой компиляцией и составляться из фрагментов статей и книг. Она должна иметь структуру, которая наполнена научным содержанием, фактами, раскрывающими взаимосвязь между явлениями, аргументами и т.д., содержать нечто новое: обобщение изученной литературы, материалов эмпирических исследований, в котором проявляется авторское видение проблемы и ее решения.
Курсовая работа является студенческим квалификационным учебнонаучным произведением, посвященным самостоятельной разработке избранной проблемы. В ней должны быть четко сформулированы проблема и исследовательские вопросы, обоснована их актуальность, изложена степень изученности проблемы, состояние ее исследования. Она выполняется на основе знакомства с теоретическими подходами к проблеме, использования методологических знаний. В ней содержатся научные выводы, имеющие значение для дальнейших исследований проблемы. Курсовая работа, таким образом, носит целостный, однородный и завершенный характер.
Курсовая работа является результатом самостоятельного исследования студента под руководством преподавателя кафедры психологии. Прикрепление к преподавателям для руководства определяется специализацией и научными интересами студентов. Работа оформляется в виде текста по установленному образцу и представляется для защиты к определенному сроку. Научный руководитель помогает выбрать тему, рекомендует основную литературу по теме; проводит систематические консультации со студентами; проверяет выполнение работы по частям и в целом. Вместе с тем, ответственность за достоверность данных, сделанные выводы, своевременность выполнения работы и правильность оформления возлагается на студента. Роль научного руководителя — это роль консультанта, а не соавтора работы студента.
-
Общие рекомендации к выбору темы курсовой работы
Выбор темы и постановка проблемы — начало любого исследования. При выборе темы целесообразно брать задачу сравнительно узкого плана с тем, чтобы можно было ее глубоко проработать. Темы курсовых работ, как правило, определяются и утверждаются на заседании кафедры психологии и доводятся до сведения студентов.
Основным критерием при выборе темы курсовой работы служит научный и практический интерес студента. В целях усиления связи обучения с практикой и подготовки студента к практической работе кафедра может рекомендовать студентам выполнение заказных тем курсовых работ, по заказам школ, детских садов, больниц, предприятий и организаций. Тема курсовой работы должна быть сформулирована в терминах психологии. В названии темы частично может быть обозначена проблема. Например: «Методы психической саморегуляции в психологической помощи работникам пожарной части», «Межличностные отношения в сельской многонациональной школе».
Таким образом, формулируя тему, мы выделяем проблему и сужаем диапазон ее возможных решений и в неявном виде выдвигаем гипотезу исследования. Поэтому приступать к работе можно тогда, когда абсолютно ясна и отчетливо видна ее тема.
Работа должна быть представлена руководителю для проверки не позднее, чем за неделю до защиты. Руководитель не несет ответственность за своевременную проверку работы в случае, если работа не сдана в указанные сроки. Кафедра периодически заслушивает информацию научных руководителей и студентов о ходе подготовки курсовых работ.
-
Составление плана курсовой работы
Студент совместно с научным руководителем составляют примерный график написания курсовой работы. Составляется также примерный план всей курсовой работы. Во введении указывается в основных чертах гипотеза и проблема исследования, цель и конкретные задачи, основные методики исследования, характеристика выборки. Первоначальный рабочий план студент составляет совместно с руководителем. В дальнейшем такой план может уточняться, изменяться, однако основная задача должна оставаться неизменной.
При составлении плана студенту необходимо уяснить очередность и логическую последовательность намеченных работ, определиться с базой исследования, уточнить объём выборки, выбрать необходимые приемы и методы (методики) исследования и статистической обработки данных, сформулировать гипотезу, цель и задачи своего исследования. В творческом исследовании план имеет динамический, подвижный характер.
-
Библиографический подбор и изучение литературных источников
Следующий этап работы — знакомство с опубликованной литературой по теме курсовой работы. Для подбора литературы могут быть использованы библиографии монографий по теме курсовой работы или близкой к ней, библиографические справочники, тематические сборники. Основную часть литературы можно найти в каталогах библиотеки. На основе небольшого числа обнаруженных работ по теме исследования появляется возможность выявить другие монографии, статьи авторов, занимающихся фундаментальными психологическими проблемами или смежными вопросами, так как каждая научная работа содержит, как правило, список литературы. Можно отбирать статьи по изучаемой проблеме из периодических изданий за определенный период.
По психологии издаются несколько научных журналов. Наиболее авторитетные из них: «Психологический журнал», «Вопросы психологии», «Вестник МГУ», серия «Психология», «Психологическое обозрение», «Психологическая наука и образование», «Иностранная психология» и др. Среди газет можно выделить: «Школьный психолог», «Психологическая газета».
Значительно облегчит путь подбор монографии на нужную тему и изучение напечатанного в ней списка литературы. Получив книгу в библиотеке и просмотрев оглавление, введение и заключение, можно понять, насколько она будет полезна для работы. Фрагменты некоторых книг следует отметить для ксерокопирования, чтобы иметь их дома. Так же можно воспользоваться и электронной библиотекой, войдя в личный кабинет студента на сайте ИЭУП.
Изучение научных публикаций можно проводить по следующему алгоритму:
- общее ознакомление с книгой, методическим пособием в целом по его оглавлению;
- беглый просмотр всего содержания;
- чтение в порядке последовательности расположения материала;
- выборочное чтение какой-либо части книги;
- выписка представляющих интерес материалов;
- критическая оценка записанного, его редактирование.
При изучении литературы не нужно стремиться только к заимствованию материала. Параллельно следует обдумать найденную информацию, тогда собственные мысли, возникшие в ходе знакомства с чужими работами, послужат основой для получения нового знания. При изучении литературы необходимо выбирать только ту информацию, которая имеет непосредственное отношение к теме курсовой работы. Необходимо тщательно оформлять выписки, указывая страницы.
О достоверности исходной информации может свидетельствовать не только характер первоисточника, но и научный, профессиональный авторитет его автора, его принадлежность к той или иной научной школе. Во всех случаях следует отбирать только последние данные, выбирать только авторитетные источники.
Особой формой фактического материала являются цитаты, которые органически вплетаются в текст курсовой работы. Отталкиваясь от их содержания, можно создать систему убедительных доказательств или использовать их для подтверждения отдельных суждений, которые делаются в курсовой работе.
Наряду с прямым цитированием часто прибегают к пересказу текста первоисточника. При этом в выписках обязательно нужно точно указывать источник заимствования, чтобы при необходимости можно было легко найти его.
-
Сбор и анализ эмпирического материала
В основе планирования эксперимента лежат гипотеза и исследовательские задачи. Необходимо наметить программу и выбрать оптимальные методики для проверки гипотезы. После того, как будет принято решение о том, какие методики применять, строится план проведения эксперимента, подбираются критерии статистической обработки количественных показателей.
В результате сбора информации по теме исследования должны быть получены следующие сведения:
- Кто и где (какие исследователи и в каких научных центрах) уже работал и работает по теме исследования?
- Где опубликованы результаты этой работы (в каких источниках)?
- В чем конкретно они состоят?
СТРУКТУРА КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Традиционно сложилась определенная композиционная структура курсовой работы, основными элементами которой в порядке их расположения являются следующие:
- Титульный лист.
- Оглавление (содержание).
- Текст работы:
а) введение;
б) главы основной части;
в) выводы и предложения;
г) заключение.
- Список использованной литературы (библиография).
- Приложения.
-
Титульный лист
Титульный лист является первой страницей курсовой работы и заполняется по строго определенным правилам. В верхнем поле указывается наименование учебного заведения и кафедры, по дисциплине которой пишется работа. В среднем поле дается тема курсовой работы. Далее, ближе к правому краю титульного листа указывается фамилия и инициалы студента, фамилия и инициалы научного руководителя, а также его ученое звание и ученая степень. В нижнем поле указывается место выполнения курсовой работы и год ее написания (см. приложение 1).
-
Содержание (оглавление)
В нем приводятся все заголовки курсовой работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Сокращать или давать их в другой формулировке, последовательности и соподчиненности по сравнению с заголовками в тексте не допускается.
Заголовки одинаковых ступеней рубрикации необходимо располагать друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени смещают на три- пять знаков (или абзацный отступ) вправо по отношению к заголовкам предыдущей ступени (см.параграф 3.1.0формление курсовых работ). Все заголовки начинают с прописной буквы без точки на конце. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце содержания (см. приложение 2).
-
Введение
Это своего рода программа исследования, которая помогает понять, почему данное исследование имеет значение. Введение вместе с заключением — это «визитная карточка» работы, поэтому над ними необходимо работать очень тщательно. Во введении обычно кратко обосновывается актуальность выбранной темы, формулируется цель, объект и предмет исследования, выдвигается гипотеза, содержание поставленных задач, указывается избранный метод исследования, сообщается, в чем заключается теоретическая значимость и практическая ценность полученных результатов.
В конце вводной части необходимо написать реферат о кратком содержании основной части.
Окончательный вариант введения рекомендуется составлять в последнюю очередь, вместе с заключением. В начале работы над текстом делается лишь набросок введения. Объем введения должен составлять примерно десятую часть объема всего представленного материала.
Для того, чтобы проверить, правильно ли определены основные характеристики психологического исследования, можно попробовать ответить на следующие вопросы:
Кроме перечисленных характеристик в экспериментальной работе во введение возможно включение таких параметров как Методологическая и теоретическая основа исследования, Теоретическая значимость и новизна, Практическая значимость. Это зависит от того, насколько теоретически и практически значима и глубока работа.
Формулировка этих характеристик будет зависеть от квалификации пре- подавателя-руководителя, подготовленности студента, специфики темы исследования и других обстоятельств.
-
Главы основной части
Они занимают примерно от 2/3 до3/4 объема всей работы. Главы, как правило, делятся на параграфы, которые являются существенными аспектами этих глав. Каждая глава и параграф должны иметь четко сформулированное название, отражающее сущность содержания.
В первой главе (теоретической части), которая может состоять из нескольких параграфов, подробно обосновывается актуальность темы исследования, осуществляется аналитический обзор литературы, ставится проблема. Завершается она обоснованием гипотез и методов исследования.
Ссылки на литературные источники. По контексту рукописи первой главы курсовой работы автор может ссылаться на соответствующие литературные источники. Это делается тогда, когда текст литературного источника цитируется дословно или когда используются мысли или идеи того или иного исследователя. В этом случае в рукописи курсовой работы в квадратных скобках приводится порядковый номер литературного источника по списку литературы, размещенному в конце работы, и страницы источника.
Примеры:
Б.Г. Ананьев пишет: «Личность есть объект и субъект исторического процесса, объект и субъект общественных отношений, субъект и объект общения, наконец, что очень важно, субъект общественного поведения — носитель нравственного поведения» [52, С. 121].
Или:
В работах ряда ученых-психологов освещаются результаты теоретических и опытно-экспериментальных исследований по проблемам психологического консультирования, психодиагностики и психокоррекции [8; 11; 13; 14; 18 и др.].
При ссылке на литературу число, заключенное до запятой, означает номер литературного источника по списку литературы, который приводится в конце курсовой работы. Второе число (после запятой) означает страницу указанного источника. Страницу необходимо указывать лишь в том случае, если приводится цитата. Числа, разделенные точкой с запятой, означают перечисление литературных источников
Если цитируемое положение приводится не полностью, то пропущенные места заменяются тремя точками. Не допускается пропуск слов, меняющих смысл фрагмента. Цитаты в тексте должны использоваться умеренно, желательно избегать больших по объему (на 0,5 стр. и больше) цитат. При необходимости же их использования рекомендуется сжато передать главную мысль своими словами, указав в скобках номер источника.
В конце каждого раздела теоретической части целесообразно давать краткое резюме. Приводимые в конце этой части общие выводы не должны быть повторением выводов по параграфам, а должны давать новый уровень обобщения.
В эмпирической части работы (как правило, это вторая и третья главы) описывается процесс и представляются результаты исследования автора. Во 2 главе необходимо дать полный перечень использованных методик, их описание и обоснование выбора. Если в работе использовались известные методики, их подробно описывать не надо, достаточно ссылки. Опросники и анкеты необходимо выносить в приложение, а в главе лишь дать описание методики, правила обработки результатов, инструкцию и т.д., сославшись на приложение (например, см.приложение1).Затем следует описание выборки испытуемых: количество, состав по полу, возрастные параметры, существенные социальнодемографические характеристики. Далее приводится процедура организации и условия проведения исследования.
В 3 главе отдельно могут быть выделены такие параграфы, как «результаты», где данные исследования представляются в виде фактической информации без суждений и комментариев, и «Интерпретация данных», где полученные результаты комментируются и обсуждаются.
Результаты обработки данных могут быть компактно и наглядно представлены в виде таблиц, рисунков.
Иллюстрации в курсовой работе размещаются тогда, когда они могут придать излагаемому материалу ясность, конкретность и образность. Все иллюстрации (фотографии, схемы, диаграммы, гистограммы, графики и т.п.) именуются рисунками. Нумерация рисунков должна быть сквозной для всего текста работы арабскими цифрами. Все рисунки сопровождаются подписью непосредственно после номера рисунка. В конце подписи (наименования рисунка) точка не ставится. Рисунки должны размешаться сразу же после первого упоминания о них в контексте дипломной работы. Если после упоминания о рисунке оставшееся место на странице не позволяет его разместить, то рисунок размещается на следующей странице.
Таблицы следует располагать после первого упоминания о них в тексте. Если таблицы с текстом непосредственно не связаны, не имеют первостепенного значения, то можно их располагать в приложении.
Все таблицы должны иметь заголовок, который располагается над таблицей. Заголовок должен кратко характеризовать значение табличных данных.
При необходимости под заголовком меньшим шрифтом в скобках дается уточняющее наименование приведенных в таблице данных. Точка в конце заголовка не ставится.
Каждая таблица нумеруется арабскими цифрами аналогично нумерации рисунков. Располагается нумерация сверху заголовка справа. В случае если на одной странице таблица не вмещается, продолжают ее на следующей странице. В этом случае на следующей странице над таблицей пишут «Продолжение табл. 3». Пример оформления одной из таблиц показан ниже.
«В формуле (2.3).». Значения принятых в формуле символов и коэффициентов приводятся непосредственно под формулой в той последовательности, в какой они даны в формуле. Каждое из них начинается с новой строки, первая строка начинается со слова «где».
Формулы выписываются аккуратно, черным цветом. Их нумеруют в пределах главы арабскими цифрами. Например, (2.3) (третья формула второй главы). При ссылке на формулу номер формулы указывается в скобках, например:
Например:
При оформлении данной части работы следует учесть, что новые главы начинаются с нового листа, а новые параграфы продолжаются на том же листе, на котором закончился предыдущий параграф.
Использование методов математической статистики при обработке первичных эмпирических данных необходимо для повышения достоверности выводов. При этом не рекомендуется ограничиваться использованием только таких показателей, как средние арифметические и проценты. Они чаще всего не дают достаточных оснований для обоснованных выводов из эмпирических данных.
Выбор метода математической обработки полученных эмпирических данных — очень важная и ответственная часть исследования. И делать это лучше до того, как получены данные. При планировании исследования необходимо заранее продумать, какие эмпирические показатели будут регистрироваться, с помощью каких методов будут обрабатываться, и какие выводы при разных результатах обработки можно будет сделать.
При выборе математико-статистического критерия нужно ориентироваться на тип распределения данных, который получился в исследовании. Параметрические критерии используются в том случае, когда распределение полученных данных рассматривается как нормальное.
Для непараметрических критериев тип распределения данных не имеет значения. При небольших объемах выборки испытуемых, используемых обычно в курсовой работе, целесообразно выбрать непараметрические критерии, которые дают большую достоверность выводам, независимо от того, получено ли в исследовании нормальное распределение данных. Большинство психологических работ сводятся к нескольким типам исследовательских задач, которые и предопределяют тип математико-статистического критерия.
Во многих исследованиях осуществляется поиск различий в психологических показателях у испытуемых, имеющих те или иные особенности. При обработке соответствующих данных могут использоваться критерии для выявления различий в уровне исследуемого признака или в его распределении. Для определения значимости различий в проявлении признака в психологических исследованиях часто используются такие показатели, как парный критерий Вилкок- сона, U-критерий Манна-Уитни, критерий хи-квадрат (х2), критерий Фишера, ‘t- критерий Стьюдента.
Во многих исследованиях осуществляется поиск взаимосвязи психологических показателей у одних и тех же испытуемых. Для обработки соответствующих данных могут использоваться коэффициенты корреляции. Связь величин друг с другом и их зависимость часто характеризуется коэффициентом линейной корреляции Пирсона и коэффициентом ранговой корреляции Спирмена.
Структура данных (и соответственно структура изучаемой психологической реальности), а также их взаимосвязь выявляется факторным анализом.
Во многих исследованиях интерес представляет анализ изменчивости признака под влиянием каких-либо контролируемых факторов, или, другими словами, оценка влияния разных факторов на изучаемый признак. Для математической обработки данных в таких задачах может использоваться U-критерий Манна-Уитни, критерий Краскела-Уоллиса, Т-критерий Вилкоксона. критерий X2 Фридмана.
Однако для исследования влияния, а тем более взаимовлияния нескольких факторов на изучаемый параметр полезнее может оказаться дисперсионный анализ. Исследователь исходит из предположения, что одни переменные могут рассматриваться как причины, а другие как следствия. Переменные первого рода считаются факторами, а переменные второго рода — результативными признаками. В этом отличие дисперсионного анализа от корреляционного, в котором предполагается, что изменения одного признака просто связаны с определенными изменениями другого.
Во многих исследованиях выявляется значимость изменений (сдвига) каких-либо психологических, поведенческих параметров и проявлений за определенный промежуток времени, в определенных условиях (например, в условиях коррекционного воздействия, тренинга и т.д.). Формирующие эксперименты в практической психологии решают именно эту задачу. Для обработки соответствующих данных могут использоваться коэффициенты для оценки достоверности сдвига в значениях исследуемого признака. Для этого часто применяются критерии знаков, Т-критерий Вилкоксона.
Важно обратить внимание на ограничения, которые имеет каждый критерий. Если один критерий не подходит для анализа имеющихся данных, всегда можно найти какой-либо другой, возможно, изменив тип представления самих данных.
После знакомства с процедурой вычисления критерия можно проводить «ручную» обработку данных или воспользоваться статистической программой персонального компьютера.
Применение математико-статистических критериев для проверки значимости изменений придаст большую доказательность выводам вашей курсовой работы.
-
Выводы и предложения, заключение
В этой части работы делаются обобщенные выводы, в которых находят отражение основные результаты исследования. Выводы излагаются кратко по пунктам: 1, 2, 3 и т.д. Целесообразно выводы соотнести с задачами, сформули- рорванными во введении к курсовой работе. Кроме этого в выводах даются рекомендации и предложения вытекающие из курсовой работы.
Заключение играет роль концовки, которая носит форму синтеза накопленной в основной части научной информации. Это последовательное, логически стройное изложение полученных итогов и их соотношение с общей целью и конкретными задачами, составленными и сформулированными во введении. Именно здесь содержится «выводное» знание, которое является новым по отношению к исходному знанию. При этом указывается вытекающая из конечных результатов научная новизна и практическая ценность, важные побочные результаты, вновь возникающие задачи, направления дальнейшей разработки проблемы, практические предложения.
Композиционная структура должна соответствовать виду работы. Между различными ее разделами должна существовать связь, преемственность и обоснованность логических переходов.
-
Список использованной литературы
После заключения принято помещать библиографический список использованной литературы. Этот список составляет одну из существенных частей работы и отражает самостоятельную творческую работу учащегося.
Каждый включенный в список литературный источник должен иметь отражение в тексте работы. Если студент делает ссылку на какие-либо заимствованные факты или цитирует работы других авторов, то он должен обязательно указать, откуда взяты приведенные материалы. Не следует включать в библиографический список те работы, которые, фактически, не были использованы. Не рекомендуется включать в этот список энциклопедии, справочники, научнопопулярные книги, газеты. Если есть необходимость в использовании таких изданий, то следует привести их в подстрочных ссылках в тексте работы.
Список работы оформляется следующим образом (примеры):
- у книги указывается последовательно фамилия и инициалы автора, название книги, место издания, издательство, год издания и общее количество страниц. Например:
Произведения печати одного автора или составителя
- Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы / Пер. с англ.; Отв. ред. М.С. Мацковский. — СПб.: Лениздат, 1992. — 400 с.
- Грановская M. Элементы практической психологии. — 3-е изд., перераб. И доп. — СПб.: Свет, 1997. — 608 с.
Произведения печати двух-трех авторов
- Талызина Н.Ф., Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Природа индивидуальных различий. — М.: МГУ, 1991. — 192 с.
Произведения печати более трех авторов
- Психосоциальная коррекция и реабилитация несовершеннолетних с девиантным поведением / С.А. Беличева, О.В. Кардашина, Н.Д. Линде и др.; Под ред. С.А. Беличевой. — М.: Здоровье России, 1999. — 181 с.
- у журнальной статьи указывается автор, его инициалы, название статьи, название журнала, год издания, номер журнала, страницы. Например:
- Гуткина Н.И. Психологические проблемы взаимодействия учителя с подростком // Вопросы психологии. — 1984. — № 2. — С. 99-106.
- у статьи из сборника научных трудов указывается фамилия и инициалы автора, название статьи, название сборника, инициалы и фамилия научного редактора, место издания, издательство, год, станицы. Например:
- Ваганова В.И., Карпов В.В. Методика применения учебных телепередач // Теория и практика применения наглядных пособий и технических средств обучения в профессиональной школе: Сб. учеб.-метод. ст. / Под ред. А.А. Кывсръял-га, А.В. Батаршсва. — М.: Высш. Шк., 1990. — С. 117 — 127.
- Донцов А.И. Общение как фактор развития коллектива // Общение и оптимизация совместной деятельности / Под ред. Г.М. Андреевой, ЯЯноушека. — М.: Изд-во МГУ, 1987. — С. 20-24.
- авторефераты диссертаций. Например:
- Кольев А.Ф. Особенности индивидуального психологического консультирования и диалогического общения: Автореф. дис…. канд. психол. наук (19.00.01). — М.: АПН СССР, 1991. — 18 с.
- Шмелев А.Г. Психосемантика и психодиагностика личности: Автореф. дис. … д-ра психол. наук (19.00.01). — М.: МГУ, 1994. — 40 с.
Использование литературы на иностранных языках значительно повышает уровень работы. Однако следует избегать произвольного перевода иностранных терминов. При отсутствии в русском языке равного эквивалента того или иного иностранного слова необходимо подобрать наиболее близкий по значению русский термин, указав в скобках его транскрипцию на языке оригинала.
-
Приложение
В приложение помещают образцы инструментария (анкет, вопросников, интервью), а также вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают текст основной части работы (фотоматериалы, иллюстрации, таблицы, схемы, графики, протоколы наблюдений и бесед и т.д.).
По содержанию приложения очень разнообразны. Это, например, могут быть копии подлинных документов, выдержки из отчетных материалов, производственные планы и протоколы, отдельные приложения из инструкций и правил, ранее неопубликованные тексты, переписка, графики, карты.
Приложения оформляются как продолжение работы на последних ее страницах. При большом объеме или формате приложения оформляют в виде самостоятельного блока в специальной папке.
Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом углу слова «Приложение» и иметь тематический заголовок. При наличии в работе более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами, например: «Приложение 1», «Приложение 2» и т.д. Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию страниц основного текста.
Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом «смотри»; оно обычно сокращается и заключается вместе с шифром в круглые скобки по форме: (см. Приложение 1).
ОФОРМЛЕНИЕ И ЗАЩИТА КУРСОВЫХ РАБОТ
-
Правила оформления курсовых работ
При оформлении курсовой работы следует придерживаться следующих правил. При написании работы студенту рекомендуется сохранять у себя копии всех материалов и текста, так как работа остается в качестве документа на соответствующей кафедре. Написав черновую рукопись, отредактировать весь написанный текст.
Все страницы необходимо нумеровать, начиная с титульного листа. На титульном листе номер страницы не ставится. Цифру, обозначающую порядковый номер страницы, ставят в середине верхнего поля страницы.
Каждая глава, а также введение, выводы и предложения, заключение начинаются с новой страницы.
Размер бумаги — А4
Поля: левое — 30 мм, правое — 10-15 мм, сверху — 20 мм, снизу — 20 мм Возможно применение по крайней мере трех стилей:
Основной, Заголовок 1, Заголовок 2
Полезно также создать стили для текстов таблиц, их заголовков и подписей под рисунками
Настройки основного стиля Шрифт — 14, типа Times New Roman Межстрочный интервал — полуторный Отступ красной строки — 1,3 см Отступы до и после абзаца — 0 Выравнивание — двустороннее (по ширине)
Переносы установлены
Настройки стилей заголовков
Заголовок главы:
Кегль 14, типа Times New Roman, полужирный Межстрочный интервал — полуторный Отступ красной строки — 0 Начинать с новой страницы Выравнивание — по центру
После названия главы в тексте оставляется пустая строка.
Название параграфов внутри главы Кегль 14, типа Times New Roman, полужирный, возможен курсив Межстрочный интервал — полуторный Отступ красной строки — 1,3 Выравнивание — влево (с отступом 1,3 см)
В текстовом редакторе Microsoft Word этим трем стилям соответствуют: обычный, Заголовок 1, Заголовок 2
Установить этим стилям нужные параметры можно через меню Фор- мат/Стилъ/Изменитъ
Нумерация глав и пунктов При правильном назначении стилей главам и пунктам (а возможно, и подпунктам) многоуровневая нумерация расставляется текстовым редактором автоматически: Формат/Стиль/Многоуровневый. Это позволяет добавлять, переносить или удалять отдельные пункты в процессе устранения замечаний научного руководителя курсовой работы, не заботясь об их нумерации.
Сборка оглавления
При правильном назначении стилей главам и пунктам сборка оглавления обеспечивается средствами текстового редактора в Microsoft Word. Это делается через меню Вставка/Ссылка и указатели/корешок «Оглавление».
При этом рекомендуется ограничиться двумя уровнями — т.е. Заголовок 1 и Заголовок 2. Следует учесть, что собранное Оглавление будет вставлено в место работы, где был установлен курсор. Рекомендуется оглавление вставлять после титульного листа курсовой работы.
Не допускается в отпечатанной рукописи делать вставки, вписанные от руки между строк или на оборотной стороне страницы.
В случае большого количества материала, собранного в процессе работы, важной задачей студента оказывается отбор главного, наиболее существенного, необходимого для раскрытия темы и представляющего наибольшую ценность для доказательства основных положений работы. Некоторые материалы справочного характера могут быть помещены в приложении. Приложение не входит в общий объем работы.
-
Защита курсовых работ
Студент представляет законченную и полностью оформленную курсовую работу научному руководителю не позднее, чем за неделю до защиты.
Процедура защиты предполагает следующие основные моменты:
- Выступление студента. Обратившись к членам комиссии и ко всем присутствующим, студент предлагает их вниманию тему своей курсовой работы и излагает ее основное содержание, делая акценты при этом на наиболее значимой информации (на актуальности выбранной темы, целях и задачах работы, объекте и предмете изучения, выдвигаемой гипотезе, полученных выводах и результатах своего исследования). Студенту следует иметь в виду, что продолжительность его доклада не должна превышать 5-7 минут. Данное выступление студента должно быть заранее продумано и изложено письменно в форме тезисов доклада. Не рекомендуется зачитывать текст своего выступления (хотя студент и может иметь его перед собой), поскольку свободный рассказ по теме, как правило, не только вызывает живой интерес к работе, но и свидетельствует об уровне подготовки и глубине специальных знаний по проблеме курсовой работы.
- Выступление присутствующих на защите. Поскольку защита носит публичный характер, то в обсуждении курсовой работы может принять участие любой преподаватель, специалист-практик, студент или другой слушатель, находящийся в аудитории.
- Вопросы к автору работы и его ответы.
В заключительном слове студент может дать те или иные разъяснения, выразить несогласие (обоснованное) с тем или иным замечанием в адрес работы и т.д. Рекомендуется поблагодарить членов комиссии и всех присутствующих на защите за проявленный интерес к его работе.
Основными критериями оценки курсовой работы являются:
- актуальность и степень разработанности темы;
- использование первоисточников: классических работ, материалов эмпирических исследований по этой теме и т.п.;
- методологическая грамотность, полнота раскрытия темы;
- самостоятельность и творческий подход;
- адекватность применяемых в исследовании методов;
- корректность применения математических методов обработки и выводов исследования;
- владение психологической терминологией и стилем научного изложения;
- публичное выступление и ответы на вопросы комиссии и присутствующих на защите;
- правильность и аккуратность оформления.
Оценка курсовой работы утверждается в день защиты по результатам защиты специально созданной комиссией и оформляется дифференцированным зачетом, либо оценкой.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Методические рекомендации по выполнению дипломных работ по психологии. Учебно-методическое пособие / Под ред. Р.Ф. Сулейманова. — Казань: Изд-во «Таглимат» Института экономики, управления и права, 2005. — 65 с.
- Сулейманов Р.Ф., Сердюкова Ю.А. Методическое руководство по выполнению курсовых работ по психологии. Учебно-методическое пособие. — Казань: Изд-во «Таглимат» Института экономики, управления и права, 2005. — 65 с.
Примеры оформления гистограмм (рисунков)
Примеры оформления таблиц
Сулейманов Рамиль Фаилович, Васильева Татьяна Николаевна
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВЫХ РАБОТ ПО ПСИХОЛОГИИ
Подписано в печать 00.00.08. Формат 60×90 1/16 Гарнитура Times New Roman Cyr, 14. Уел. печ. л. — 0,00.
Тираж 100 экз.
Издательство «Познание» ИЭУП Лицензия № 172 от 12.09.96 г. 420108, г. Казань, ул. Зайцева, д. 17