Введение
Исследование психики людей всегда представляло интерес, а следовательно и изучение психологического состояния также было обусловлено необходимостью изучения, какие из факторов могут оказать воздействие на психологическое состояние человека. Какие последствия могут наступить в следствии воздействия на психику.
В настоящий момент практически отсутствуют исследования, касающиеся проблемы состояния психики людей, которые предпочитают систему вегетарианского питания. Несмотря на это можно наблюдать двоякое отношение, как среди исследователей, так и среди обывателей.
С одной стороны, вегетарианство может улучшить физическое состояние человека, следовательно, если человек не испытывает болезненных ощущений, значит он чувствует себя хорошо и может положительно относится к тому, что происходит вокруг. С другой стороны, в народе бытует мнение, что вегетарианцы ограничивают себя в пище, которая может быть необходимо организму, а значит сам организм недополучает питательных элементов, что может сказаться не только на состоянии здоровья, но и на психологическом состоянии самого человека.
Однако выявить изменения в психики человека, который на протяжении длительного времени был вегетарианцем по его индивидуальным показателям достаточно тяжело. Проблема заключается в том, что общий эффект от подобного образа питания может быть размыт в следствии воздействия на человека других людей.
Другая проблема заключается в том, что большая часть общества воспринимает вегетарианство, как отходящие от нормы, питание. В этом случае возникает проблема восприятия такого человека окружающими. Кроме того, в следствии специфического отношения к вегетарианству, человеку, который придерживается подобного стиля питания достаточно сложно найти места общественного питания, где бы он мог реализовать собственные потребности в питании.
Изучение подобного состояния, конечно проводилось и ранее, но исследователями не рассматривался вопрос о влиянии вегетарианства на психологическое состояние человека. Кроме того, в рамках данного исследования необходимо выявить факторы, которые могли бы помочь нам определить уровень агрессии у вегетарианцев и мясоедов. То есть, предполагается, что поведение «мясоедов» и вегетарианцев, в одной и той же ситуации – может существенно отличаться, причём большинство мясоедов будут склонны к агрессивному поведению.
Целью данного исследования является исследование уровня агрессии у вегетарианцев.
Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- Проанализировать вегетарианство, как социо-культурный феномен;
- Анкетирование и выявление вегетарианцев и мясоедов;
- Провести сравнительный анализ уровня агрессии между вегетарианцами и всеядными.
В качестве объекта исследования выбраны вегетарианцы. Предметом исследования является уровень агрессии.
Для изучения предмета и объекта исследования были выбраны методы синтеза, позволяющие раскрыть сущность психологического состояния. Анализ определяет те непосредственные черты, которые присуще вегетарианцам в определении модели поведения.
В работе использовались материалы исследования Е.П. Ильина, П.А. Ковалёва, М. Вебера, Дюргейма, а также современных исследователей, изучавших психологию поведения.
Работа представляет практическую ценность, поскольку раскрывает особенности поведения вегетарианцев, что может представлять практический интерес для психологов специализирующихся в данной области.
Структура работы представляет собой введение, три главы и заключение. Во введении обоснована актуальность темы исследования, основные направления проведения исследовательской работы.
В первой главе представлены теоретические основы исследования. Вторая глава раскрывает сущность используемых методов эмпирического исследования. В третьей главе представлено исследование поведения, а также, то какие результаты были получены. В заключении сформулированы вывод и задачи.
Гипотеза. Я считаю, что у вегетарианцев уровень агрессии ниже, чем у мясоедов.
Методы исследования:
- Анкетирование «Характеристика отношения к питанию»;
- Методика Ассингера для выявления уровня агрессии;
- Метод математической обработки Стьюдента.
I. Теоретико-методологические основы исследования феномена вегетарианства в психологии
1.1. Вегетарианство как социально-психологический феномен
Вегетарианство существует практически во всех странах мира, отсюда можно предположить, что вегетарианство – это мировой феномен. Поэтому, можно говорить о том, что вегетарианство является массовым явлением психики и выполняет важные социальные функции. Количество этих функций велико.
При этом, существует необходимость изучить вегетарианство не только с позиции психологии, но и с позиции социологии. Для социологии вегетарианство связано с теми функциями, которое оно выполняет для общества. Основную можно определить, как влияние на саму социальную систему, и какие последствия этой функции можно ощутить в целом.
К сожалению, исследований того, как вегетарианство влияет на психику людей не много. Но если обращаться к опыту тех исследований, которые были проведены, то акцент делается на том, какие причины послужили основанием для возникновения данного направления, а также какие изменения происходят с точки зрения индивидуальной психики.
В некоторых исследованиях можно наблюдать тенденцию, что акцент делается на том, что вегетарианство способно удовлетворить важные потребности человека в качестве механизма, который способствует развитию конфликта между социальным конформизмом и индивидуальной свободой. Другие исследователи старались доказать позицию, когда вегетарианство становится лишь способом удовлетворить потребность человека в новых ощущениях.
Используя в исследовании психологический подход, можно выделить следующие основные направления вегетарианства [12]:
- Причина сменяемости тенденций между «всё поеданием» и вегетарианством обусловлена положением самого общества. В результате частого изменения тенденций может возникнуть ослабление ориентировочного рефлекса, а само вегетарианство может потерять свою ценность, как вид здорового образа жизни.
- Вегетарианство выступает как новый раздражитель, а значит, оно будет эффективно только в том случае, когда будет пройдён этап «нормы адаптации» по отношению к прошлому раздражителю. Для вегетарианства, которое воспринимается, как метод ведения здорового образа жизни важно, чтобы было некоторое разнообразие в методах питания. В противном случае, если данный образ питания будет восприниматься в качестве «модной тенденции» сам человек утратит к нему всякий интерес.
- У многих вегетарианцев можно наблюдать возникновение тенденции к вегетарианству связанное с бессознательными процессами. Теорию бессознательного обосновал и разработал З. Фрейд. Если исходить из принципов, которые он установил, то можно сделать вывод, что вегетарианство возникает из желания призвать к свободе, чему-то необычному и значимому. При этом само вегетарианство может стать неким метод к преодолению желания выделяться из общей массы, которое может быть способом, чтобы компенсировать свою необходимость в индивидуальности [1].
При этом с социологической позиции также стоит обратить внимание на некоторые моменты. В данной области наибольший интерес будут представлять работы Георга Зиммеля, которые рассматривал сам феномен соиолого-психологического воздействия. В рамках исследования Зиммеля можно определить три существенных признака, которые могут быть применены и в определении того, чем является вегетарианство с позиции социологии:
- Общество никогда не было единообразным. Всегда существовали люди, которые отличаются не только по своим взглядам, положению, но и по своим пищевым предпочтениям, которые во многом зависят от финансового положения самого человека.
- Для части вегетарианцев подобный способ питания, это явление моды и может быть обусловлен тем социальным статусом, который они занимают. При этом, каких-то жёстких социальных рамок, которые бы ограничивали вегетарианство рамками одного класса не существует. Но можно выделить следующие характерные черты. Так, например, когда речь идёт о вегетарианцах среди более высоких социальных классов, то здесь – это больше веяние моды, чем жизненная необходимость, либо подход с позиции здорового образа жизни.
А значит, приверженность к подобному методу питания должна быть обусловлена изначально идейными соображениями, при этом само вегетарианство оказывает непосредственное влияние на эмоциональное состояние человека.
В пример этому можно привести слова Сенеки, который писал, что в следствии, увлечения вегетарианством и отказа от мясной пищи «я перестал есть животных, и по прошествии года воздержанье от них стало для меня не только лёгким, но и приятным. Мне казалось, что душа моя стала подвижной…» [32].
Таким образом, вегетарианство носит социальный характер в силу того, что присуще различным слоям общества. При этом причины его возникновения в современном обществе могут быть самыми разнообразными, от модного направления, до жизненной необходимости, например, в силу строгой диеты.
1.2. Основные подходы к изучению вегетарианства
Знания о том, что является вегетарианством, и какие цели оно преследует, остаются скудными и в наши дни. Не смотря на то, что в Западной Европе вегетарианство существует уже достаточно давно, теоретической базы, для изучения данного феномена всё равно не достаточно.
Однако, за последнее столетие появились работы, которые частично раскрыли фундаментальные основы всего вегетарианства. Например, это работы Иоганна Гаусслейтера, который рассматривал вегетарианство с древних времен до современности, а именно до 1930х годов. Современную базу составляют работы Джанет Баркас, Колина Спенсера, Альберта Вирца, Ганса Юргена Тойтеберга, Каллуса Лейтсмана и Андеса Гана. Последние два автора были больше ориентированы на сферы диетологии, а не на исследования влияния вегетарианства на психологическое состояние человека или его социальные характеристики.
С самых древних времён, вегетарианство было присуще элите, так, например, вегетарианцами были Пифагор, Плутарх, Леонардо да Винчи, Бернадр Шоу, Л.Н. Толстой. Поэтому сегодня можно говорить, что вегетарианство было определяющей чертой для элиты общества.
При этом существует интересная позиция в определении того, что является вегетарианством именно в России. Связано это с тем, что вегетарианское поведение во многом было связано с религией [13].
В России, в силу культурных традиций были наиболее благоприятные предпосылки для развития вегетарианства, как отдельного направления, связанного со здоровым образом питания, а также с определённым состоянием мышления.
Данная тенденция была отмечена одной из активисток вегетарианства Дженни Шульц, которая отмечала, что «Многочисленные, в большинстве случаев длительные периоды поста соблюдаются богатыми и бедными людьми, в городе и на деревне, с большой добросовестностью. Это и является причиной того, что здешнее население так легко расположить к вегетарианству. И русская женщина, в сравнении с другими народами, больше склонна к нашему делу. Стало быть, здесь хорошая почва для вегетарианства. Не хватает только пропаганды» [30].
Тенденция изменилась с приходом к власти большевиков. Их цель была уничтожить религию, а значит уничтожить всё то, что связано с ней, по этой причине, многие религиозные традиции, в том числе и вегетарианство были сведены к минимуму.
Интересно то, что, как и в отношении изучения религии, так и в отношении изучения самого вегетарианства можно реализовать сразу несколько походов. А именно:
- Философский.
- Научный.
Философского подхода необходимо определиться с тем, что является теоретической базой вегетарианства.
Те традиции, которые пропагандировал буддизм, а именно ненасилие над животными и отсутствие насилия в отношении кого бы то ни было, становится основой для того, чтобы определить вегетарианство как отдельное культурное направление. Только участник данного направления способен оценить всю значимость вегетарианства в силу того, что именно у него есть возможность узнать все особенности данного направления [17].
Если рассматривать вегетарианство с позиции философии, то в рамках данного подхода предполагается изучение вегетарианства людьми, не относящимися к данной сфере, то есть изучение данного направления осуществляется как бы «извне». При этом, задача философии ставить под сомнение всё то, что касается вегетарианства. В этом случае, задачей философии является выявление наиболее противоречивых аспектов, которые в рамках культуры принимались постулаты, когда определённые положения принимались на веру. Задача философии поставить эти постулаты под сомнение, поскольку цель этой науки – это выявить несоответствия между реальностью и тем, что предлагается вегетарианством [18].
Другими словами, если для вегетарианства, как культурного направления, предметом будет являться вера в то, что животные испытывают тоже, что и люди, в то, что нельзя обращаться с животными подобным образом и убивать их. То для философии больший интерес будет представлять, каким образом взаимосвязаны вегетарианство и культура, а также социальное положение и многие другие факторы, не имеющие отношения к культурному восприятию вегетарианства.
С развитием науки, возникала необходимость обосновать и научный подход в объяснении феномена вегетарианства. В данном случае, исследование вегетарианства должно опираться на материал, носящий эмпирический характер, то есть материал собирается, анализирует с помощью методов, которые характерны для научного мышления. Но, не смотря на это, даже с позиции эмпирического исследования, сегодня существует весьма ограниченное количество работ, которые непосредственно рассматривали бы проблему вегетарианства.
Тем не менее, если обращаться к проблеме вегетарианства с научной точки зрения, необходимо обратить внимание на то, каким образом можно исследовать поведенческие особенности вегетарианцев, какие наиболее распространённые модели поведения можно выделить в рамках данного подхода.
В этой связи можно говорить о том, что сегодня, вегетарианство может стать составной частью культуры многих мировых стран. Тем более, что научный подход, позволяет изучить вегетарианство в контексте культуры, в связи с взаимодействием с другими областями деятельности человека. Наибольший интерес может представлять те изменения, которые можно наблюдать в поведении людей, которые отказываются от всеядного образа питания и отдают предпочтение вегетарианству.
1.3.Социально-психологические особенности вегетарианства и их характерные черты
Как уже отмечалось в ходе исследования, вегетарианство является неотъемлемой частью этического поведения человека. Причём сама этика определяет вегетарианство, как показатель гуманного отношения к миру.
Если подходить к вегетарианству с этической стороны, то сам феномен воспринимается, как некий обряд очищения, который человек совершает ежедневно. И действительно, даже в дореволюционной России, когда сами жители отмечали своё нежелании убивать животных. Примером этому может послужить этюд В.Бехтерева, где представлена ситуация из семейной жизни малеванцев. Отец семейства в конце этюда говорит следующее: «Когда перестал я вкушать кровь животных – прояснились мои глаза, и на душе легче стало. Но не следует также, и злоупотреблять и всякой пищей. Каждый лишний кусок уже причиняет вред. И тошнит, и спать хочется…» [5].
Именно этим можно подтвердить отношение к вегетарианству, как к некому образу мышления, некой мысли.
В современном обществе существует тенденция, когда вегетарианство воспринимается как некое новшество, которому просто модно следовать, то есть человек определяет свою нормы поведения в сфере питания, не в силу желания чувствовать себя более здоровым или в силу религиозных убеждений, а в силу желания выделиться из общей массы людей. Он опирается на своё бессознательное восприятие мира, в котором он бы хотел выполнять главную роль. С этой целью он прибегает к вегетарианству. При этом подобный символический образ жизни может выступать в качестве попытки изолироваться от всего общества.
С этической, а, следовательно, и с социальной, поскольку этика существует исключительно в рамках самого общества, подобная позиция воспринимается, как шаг, позволяющий отказаться не только от необходимости убивать родственные виды, но и как возможность уйти от страдания, как феномена, сопутствующего любому убийству [6].
При этом, сегодня существует большое количество технологий, которые позволяют выращивать животных быстрее. Воздействие этих технологий на животных, а также на сам организм человека, потребляющего мясо и другие продукты, получаемые от животных, до конца не изучено. А значит, говорить о предпочтениях к вегетарианству можно ещё и с позиции здорового питания.
Но не только подобная позиция существует в обществе. Например, одна из точек зрения обуславливает вегетарианство, не как желание уменьшить страдания животных, а как жизненную необходимость. В исследовании уже не раз было отмечено, что вегетарианство появилось в Индии. Эта страна с географической позиции характеризуется высокой температурой воздуха и высокой влажностью. В таких условиях обычные овощи и фрукты, даже рыба будут храниться дольше, чем любой из видов мяса, даже самого постного. Поэтому приверженность к вегетарианству изначально была обусловлена не умением сохранять продукты питания в течение длительного срока, поскольку изначально вегетарианству отдавали предпочтение только монахи буддистских храмов, а это достаточно большое количество людей, которые равно или поздно тоже будут испытывать потребность в еде. То хранить в течение длительного времени мяса для пропитания сотни, а в некоторых случаях и больше ста человек, не было возможности. По этой причине предпочтение отдавалось овощам, фруктам и злакам, которые хранились гораздо дольше, чем мясо. Но и предпочтение к вегетарианству существовали ранее, например, в первобытные времена, когда люди в основном ели фрукты и овощи, мясо практически было им недоступно.
Другая особенность вегетарианства в том, что оно предлагает, определённую модель мышления. Фактически вегетарианство оказывает воздействие на восприятие окружающего мира человеком. По средствам психологического воздействия можно говорить о следующих функциях [18]:
- способах, выражения предпочтений населения, особенностей их индивидуального подхода;
- объединение людей в некую социальную группу, по их психологическим и гастрономическим особенностям;
- облегчение поиска людей со схожими интересами;
- привлечение внимание окружающих;
- рост самосознания и степени удовлетворённости собой, как в плане восприятия внешних характеристик, так и в плане восприятия внутреннего мира.
- обновление в восприятии мира и собственного культурного развития.
Эти функции должны осуществляться в рамках вегетарианства и именно через них оказывается психологическое воздействие на человека. В большинстве случаев можно отмечать положительное воздействие вегетарианства на психологию человека. За длительное время существования вегетарианства скопилось большое количество фактов, свидетельствующих о положительном влиянии вегетарианства, но практически отсутствует та методологическая база, которая позволила бы оценить степень воздействия вегетарианства на психологию человека.
При этом влияние вегетарианства может быть охарактеризовано, как положительное, поскольку люди начинают задумываться о собственном здоровье, правильности своих поступков и в ряде случаев отказываются не только от вредных привычек, но и от поведения, которое могло бы быть расценено как отходящее от установленных норм морали.
1.4. Психология агрессии.
Слово агрессия происходит от латинского “aggredi”, что означает “нападать”. Оно издавна бытует в европейских языках, однако, значение ему придавалось не всегда одинаковое. До начала XIX века агрессивным считалось любое активное поведение, как доброжелательное, так и враждебное. Позднее, значение этого слова изменилось, стало более узким [25].
Под агрессией стали понимать враждебное поведение в отношении окружающих людей. Рассмотрим наиболее известные теоретические положения, касающиеся теории агрессивного поведения.
Теория влечения (психоаналитический подход).
Основоположником этой теории является Зигмунд Фрейд. Он считал, что агрессивное поведение по своей природе инстинктивное и неизбежно. В человеке существует два наиболее мощных инстинкта: сексуальный (либидо) и инстинкт влечения к смерти (танатос). Энергия первого типа направлена на упрочнение, сохранение и воспроизведение жизни [31].
Энергия же второго типа направлена на разрушение и прекращение жизни. Он утверждал, что все человеческое поведение является результатом сложного взаимодействия этих инстинктов, и между ними существует постоянное напряжение. Ввиду того, что существует острый конфликт между сохранением жизни (эросом) и ее разрушением (танатосом), другие механизмы (смещение) служат цели направлять энергию танатоса вовне, в направлении от “Я”. А если энергия танатоса не будет обращена вовне, то это вскоре приведёт к разрушению самого индивидуума. Таким образом, танатос косвенно способствует тому, что агрессия выводится наружу и направляется на других.
Теория социального научения (бихевиоральная модель).
В отличие от других, эта теория гласит, что агрессия представляет собой усвоенное поведение в процессе социализации через наблюдение соответствующего образа действий и социальное подкрепление, т.е. идет изучение человеческого поведения, ориентированного на образец.
Эта теория была предложена А. Бандурой, она объясняет усвоение, провоцирование и регуляцию агрессивного поведения. Различают три вида, которые имеют свои характерные особенности [2]:
- Агрессия, приобретаемая посредством:
- Биологических факторов (например, гормоны, нервная система)
- Научения (например, непосредственный опыт, наблюдение)
- Агрессия провоцируется:
2.1 Воздействием шаблонов (например, возбуждение, внимание)
2.2. Неприемлемым обращением (например, нападки, фрустрация)
2.3. Побудительными мотивами (например, деньги, восхищение)
2.4. Инструкциями (например, приказы)
2.5. Эксцентричными убеждениями (например, параноидальными убеждениями)
- Агрессия регулируется:
- Внешним поощрением и наказанием (например, материальное вознаграждение, неприятные последствия)
- Викарным подкреплением (например, наблюдение за тем, как поощряют или наказывают других)
- Механизмами саморегуляции (например, гордость, вина)
С его точки зрения, анализ агрессивного поведения требует учета трех моментов [3]:
- способов усвоения подобных действий;
- факторов, провоцирующих их появление;
- условий, при которых они закрепляются.
Поэтому, существенное значение здесь уделяется обучению, влиянию первичных посредников социализации, а именно родителей, на обучение детей агрессивному поведению. В частности, было доказано, что поведение родителей может выступать в качестве модели агрессии и, что у агрессивных родителей обычно бывают агрессивные дети.
Также эта теория утверждает, что усвоение человеком широкого диапазона агрессивных реакций — прямое поощрение такого поведения. Т.е. получение подкрепления за агрессивные действия повышает вероятность того, что подобные действия будут повторяться и в дальнейшем.
Вместе с тем, существенное значение имеет результативная агрессия, т.е. достижение успеха при использовании агрессивных действий. Сюда же относится и викарный опыт, т.е. наблюдение поощрения агрессии у других. Социальное поощрение и наказание относятся к побуждению агрессии.
Самопоощрение и самонаказание — модели открытой агрессии, регулируемые поощрением и наказанием, которые человек устанавливает для себя сам. Хочется отметить, что эта теория оставляет гораздо больше возможностей предотвратить и контролировать человеческую агрессию [3:201].
Согласно теории, агрессия — приобретённая модель социального поведения. Отсюда, она может быть ослаблена с помощью процедур (устранение условий) социальное научение предполагает проявление агрессии людьми только в определённых социальных условиях.
В настоящее время теория социального научения является наиболее эффективной в предсказании агрессивного поведения, особенно если есть сведения об агрессоре и ситуации социального развития.
Таким образом, из вышеупомянутых теорий, объясняющих природу агрессивности, можно сделать следующие выводы:
Проявление агрессии объясняют биологические и социальные факторы.
Агрессивность может быть не только жестокой, но и нормальной реакцией индивидуума в ходе борьбы за выживание.
Агрессивные действия могут быть ослаблены или направлены в социально приемлемые рамки с помощью положительного подкрепления неагрессивного поведения, ориентации человека на позитивную модель поведения, изменение условий, способствующих проявлению агрессии [14].
Рассмотрев основные теории, объясняющие природу агрессивности, определим основные понятия.
Р.Бэрон и Д.Ричардсон, считают, что агрессия, в какой бы форме она не проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющего все основания избегать подобного обращения с собой. Так, агрессия обязательно подразумевает преднамеренное, целенаправленное причинение вреда жертве [8];
В качестве агрессии может рассматриваться только такое поведение, которое подразумевает причинение вреда или ущерба живым организмам;
Под агрессией, по Э.Фромму, следует понимать любые действия, которые причиняют или имеют намерение причинить ущерб другому человеку, группе людей или животному, а также причинение ущерба вообще всякому неживому объекту [30].
Агрессивность, по Р.С.Немову, понимается как враждебность — поведение человека в отношении других людей, которое отличается стремлением причинить им неприятности, нанести вред [18].
Проявление агрессии весьма разнообразно. Различают два основных типа агрессивных проявлений:
- Целевая агрессия выступает как осуществление агрессии в качестве заранее спланированного акта, цель которого — нанесение вреда или ущерба объекту.
- Инструментальная агрессия совершается как средство достижения некоторого результата, который сам по себе не является агрессивным актом.
Структуру агрессивного проявления предложили в своих работах И.К. Заградова, Н.Д. Левитов, А.К. Осинский [12]:
Таблица 1.
Структура агрессивного проявления
- По направленности:
- Агрессия, направленная вовне;
- Аутоагрессия — направленная на себя.
- По цели:
- Интеллектуальная агрессия;
- Враждебная агрессия;
- По методу выражения:
- Физическая агрессия;
- Вербальная агрессия.
- По степени выраженности:
- Прямая агрессия;
- Косвенная агрессия.
- По наличию инициативы:
- Инициативная агрессия;
- Оборонительная агрессия.
Агрессивное действие — это проявление агрессивности, как ситуативной реакции [26]. Если же агрессивные действия периодично повторяются, то в этом случае следует говорить об агрессивном поведении.
Сама же агрессивность подразумевает ситуативное, социальное, психологическое состояние непосредственно перед или во время агрессивного действия.
Так же хочется отметить, что каждая личность должна обладать определённой степенью агрессивности, так как агрессия является неотъемлемой характеристикой активности и адаптивности человека.
Состояние фрустрации — это психическое состояние, характеризующееся наличием стимулированной потребности не нашедшей своего удовлетворения [24]. Это состояние сопровождается различными отрицательными переживаниями: раздражением, отчаянием.
Таким образом, агрессию можно рассматривать как биологически целесообразную форму поведения, которая способствует выживанию и адаптации. С другой стороны, агрессия расценивается как зло, как поведение, противоречащее позитивной сущности людей.
В результате социализации многие учатся регулировать свои агрессивные импульсы, адаптируясь к требованиям общества. Другие же остаются весьма агрессивными, но учатся проявлять агрессию более тонко: через словесные оскорбления, скрытые принуждения, завуалированные требования и прочее.
Третьи ничему не научаются и проявляют свои агрессивные импульсы в физическом насилии.
Здесь важную роль играет ранний опыт воспитания ребёнка в конкретной культурной среде, семейные традиции и эмоциональный фон отношения родителей к ребёнку.
Таким образом, податливость к агрессивным действиям формируется при недостаточно сбалансированной социализации.
Выводы: Изучая проблему вегетарианства в современном мире, необходимо обратиться в истории древнего мира, где и произошло зарождение вегетарианства, как отдельного направления не только в питании, но и в культурной сфере.
Влияние, которое вегетарианство оказало на общество велико, поскольку рассматривается возможность воздействовать на культуру. При этом само вегетарианство может быть рассмотрено как с позиции философии и культуры, так и с научной точки зрения. Таким образом, можно говорить о вегетарианстве, как о феномене, формированию которого способствовали те процессы, которые протекали в обществе. Это можно проследить даже на примере России, когда в дореволюционных деревнях и городах люди широко прибегали к практике церковных постов, что служило базой для формирования вегетарианского движения в стране.
Но с развитием самого общества, а точнее с теми политическими процессами, которые в нём происходили, отношение к вегетарианству стало меняться. На сегодняшний день, существует позиция, когда люди увлекаются вегетарианством не в силу убеждений, а в силу обусловленности модой, необходимостью, вызванной состояние здоровья.
Причин, по, которым тот или иной человек обращается к вегетарианству много, при этом в любом случае происходит изменение восприятия окружающего мира, происходит переоценка окружающих явлений и событий, меняется психологическое состояние человека.
II. Организация исследования
2.1. Характеристики выборки.
Важной задачей любого исследования является сбор и обработка эмпирических данных. Подобная эмпирическая информация помогает лучше рассмотреть объект исследования, понять его и оценить.
Для исследования объекта может быть выбрано либо сплошное исследование, либо выборочное. Основной задачей выборочного исследования является исследовать только определённую часть элементов или показателей, для сплошного исследования подобная выборка не проводится.
Задача настоящего исследования изучить, каким образом питание человека может оказывать влияние на его психологическое состояние, а значит, как может изменяться его восприятия под воздействием отходящей от традиционной системы питания.
При исследовании вегетарианства необходимо обратить именно на психологическое состояние, а значит, можно говорить о применении методов логического доказательства. По этой причине необходимо применение метода математического анализа. Своего рода – это специальный математический метод, который позволяет выявить наиболее яркие черты, элементы и особенности исследуемой темы.
Сегодня, в рамках статистики существует огромное количество самых разнообразных математических методов, которые позволили бы говорить о математическом подходе в изучении психологии. Данные методы исследования позволяют получить количественные результаты исследования. При этом статистический метод позволяет раскрыть взаимосвязь некоторых явлений.
Математический метод исследования может быть использован и в рамках повседневной практики психолога. Для математического метода характерно [8]:
- выборка;
- характерные особенности признаков и переменных;
- графики и шкала измерения;
- гипотеза статистического характера;
Для нашего исследования интерес представляет метод корреляционного анализа. По средствам данного метода можно выявить взаимосвязь между некоторыми аспектами поведения вегетарианцев и людей, употребляющих мясные продукты. Своего рода существует необходимость продемонстрировать зависимость психологического состояния от системы питания. То есть, одной из задач исследовательской работы является необходимость показать причинно-следственную связь между системой питания и формами поведения в стрессовых ситуациях.
Через метод корреляции можно показать, что психологическое состояние, как вегетарианцев, так и людей, употребляющих в пищу мясо зависит от того как они питаются.
Таким образом, по средствам сплошной выборки из 132 человек, из которых, 66 человек являются вегетарианцами и 66 человек являются людьми, употребляющими мясо. Необходимо определить, каким образом, система питания сказывается на психологическом состоянии исследуемых.
Методика корреляции помогает показать соотношение данных, на примере которых производится анализ и демонстрируется влияние системы питания на психологическое состояние опрашиваемых.
2.2. Анализ анкетных данных
Для более подробного анализа необходимо провести анкетирования, которое помогает выявить особенности агрессивного поведения, как вегетарианцев, так и людей, употребляющих мясо. При этом в рамках анкеты можно определить какая, из моделей поведения характерна для людей, прибегающих к тому или иному виду питанию.
Таким образом, можно говорить о том, что анкета, состоящая из вопросов, отображающих тенденции поведения, помогает определить, характер поведения вегетарианцев и людей, употребляющих мясо. Также, по средствам анкеты можно определить характерные признаки каждого из направлений питания и те признаки, которые определяют характер поведения человека [8].
Подобные данные представляются в матрицах. При этом информация представляется в виде таблиц, позволяющих составить сравнительные графики по каждому из вопросов, а также сопоставить некоторые из полученных данных и определить зависимость одних показателей от других.
Любая анкета – это информация, представленная в закодированной форме, где необходимо иметь сами ключи, чтобы определить характерные особенности.
2.3 Сравнение поведенческих моделей вегетарианцев и «мясоедов», на примере стрессовых ситуаций.
В психологии выделяются три формы поведения, которые представляют интерес для настоящего исследования.
Уверенность, в независимости от взглядов и предпочтений, данная форма может быть охарактеризована определёнными характеристиками поведения. Для данной формы поведения характерны громкий и чёткий голос. Прямые формулировки взглядов. Человек высказывается от своего имени. Минимум жестов, которые контролируются, также присутствует контакт, устанавливаемый на уровне зрительного.
Второй тип – это агрессивное поведение. Человек использует напряжённые интонации, формулировка его убеждений носит агрессивный характер. В высказываниях отсутствуют формулировки, персонифицирующие кого-либо. В основном аргументы сводятся к тому, что именно так должно быть.
Третья форма поведения – это состояние неуверенности. Как правило голос неуверенного человека очень тихий, убеждения неуверенные и неясные. Человек как бы извиняется, что не смог выполнить. Прибегая к методике убеждения человек, опирается на позицию, предлагаемую другим человеком. Неуверенный человек старается использовать минимальное количество жестов, а прямой зрительный контакт отсутствует.
Все три формы могут существовать как по отдельности, так и в различных комбинациях. Но для настоящего исследования наибольший интерес представляет агрессивное поведение. А именно исследование тех вопросов, когда и кто чаще обращается к агрессивной методике поведения. При этом, важно учитывать в каких ситуациях данное поведение провоцируется [18].
Часто распространённый миф, когда утверждается, что вегетарианцы проявляют агрессию, когда речь заходит о критике их систему питания. В большинстве случаев, данное высказывание можно поставить под сомнение. Поскольку аргументированный ответ в защиту вегетарианства, самим человеком, употребляющим мясо, в силу его субъективного восприятия может быть расценён, как факт проявления агрессии.
Вопрос об агрессивном поведении вегетарианцев может быть поставлен под сомнения в силу субъективного отношения людей, регулярно употребляющих в пищу мясные продукты.
Но и позиция людей, употребляющих мясо, также может быть оправдана. В силу того, что человек плохо воспринимает те явления, которые относятся к категории отходящих от привычных для большинства.
Таким образом, в отношении и тех и других можно наблюдать случаи агрессивного поведения в независимости от того к какой гастрономической группе принадлежат данные представители.
Но это не единственные случаи, которые представляют интерес для настоящего исследования. В том числе исследуются факторы, которые способны спровоцировать агрессивное поведение, как со стороны вегетарианцев, так и со стороны людей, употребляющих мясо.
Для исследования использовались две методики, которые позволили раскрыть сущность поведения тех и других представителей систем питания.
Говоря о методиках исследования можно сделать вывод, что среди большого количества существующих позиций стоит уделить внимание методике анкетирования и тестирования. Результаты двух методик будут обрабатываться по средствам математической корреляции. При этом, в ходе исследования используется метод сплошной выборки.
III. Результаты проделанной работы по эмпирическому исследованию уровня агрессии
3.1. Методика исследования А. Ассингера
Для исследования использовался тест А. Ассингера, который отображает, то насколько человек может вести себя адекватно в отношении с окружающими. Насколько легко может быть построено общение между людьми.
Таким образом, результаты исследования помогают выстроить степень оценки личности, насколько она адекватна. Результаты могут быть суммированы, а общее количество баллов интерпретируется следующим образом:
- 35 баллов и меньше – человека можно рассматривать как миролюбивого, причём в ущерб собственным интересам, подобным людям не хватает уверенности в себе.
- 36-44 баллов – человека можно считать умеренно агрессивным, обладающего высокой степенью честолюбия, к тому же такие люди самоуверенны.
- 45 и больше – человек сверх агрессивен, может быть неуравновешенным, а в некоторых случаях очень жестоким. Человек, зачастую, использует тех, кто находится рядом, воспринимая их критику в качестве ответной реакции на его собственное поведение.
- Если на 7 и больше вопрос были набраны по три бала и менее чем по 7 вопросам по одному баллу, то подобное поведение может интерпретироваться, как агрессивное, а вспышки агрессии могут носить разрушительный характер. Поведение таких людей может стать причиной конфликтной ситуации.
- Если по 7 и более вопросам получены по одному баллу и менее, чем по 7 вопросам по три балла, то подобное поведение можно охарактеризовать, как поведение замкнутого в себе человека. Подобный человек не подвержен агрессивному состоянию, при этом подавление подобного состояние производится по средствам чрезмерных средств и методов.
3.1.1.Результаты эмпирического исследования по методике А. Ассингера
Метод А. Ассингера, позволяет продемонстрировать оценку агрессивности в различного рода отношениях. Исследования показали, что среди людей, не употребляющих мясо порядка 6% людей, настроенных миролюбиво, 90% умеренно агрессивных. При этом порядка 4% вегетарианцев могут быть излишне агрессивными. При этом среди людей, употребляющих мясо, количество людей, пребывающих в состоянии повышенной агрессии выше в три раза, но, как не странно и людей, настроенных миролюбиво, то же больше примерно в полтора раза. При этом для вегетарианцев в случае с агрессивным поведение, примерно 22% испытывают чувство агрессивности, которое носит разрушительный характер, а значит, может быть воспринято окружающими, как проявление чрезмерной агрессии.
При этом лишь 18% могут испытывать агрессию в силу чрезмерной замкнутости и не умения ответить на проявление агрессии со стороны окружающих людей. Для людей, употребляющих мясо эти показатели выше, так 36% подвержены чрезмерной агрессии, а 26% могут быть замкнутыми личностями, при этом в отношении 38% не удалось определить характер агрессии в связи с отсутствие достаточного количества данных.
Следующий график призван наглядно продемонстрировать те поведенческие модели, которые могут характеризовать вегетарианцев и людей, употребляющих мясо. На графике видно, что как среди мясоедов, так и среди вегетарианцев присутствует большое количество людей, которых можно отнести к числу людей с гипертимным типом личности. При этом, среди вегетарианцев отсутствуют люди с дистимным типом личности. Как не странно, но показатели количества людей, которые испытывают «радость» и «удивление» практически на одном уровне, как у вегетарианцев, так и у людей мясоедов. При этом по остальным показателям, данные о состоянии ниже у вегетарианцев, особенно это касается переживания негативных эмоций, таких как страх, гнев, стыд, вина. Следовательно, можно говорить о том, что вегетарианцы более спокойны и уравновешенны, а радость и интерес они проявляют также часто, как и сами люди, предпочитающие мясные продукты овощам и фруктам.
Основываясь на проведённых исследованиях, можно с уверенностью утверждать, что сами вегетарианцы меньше подвержены стрессу. Они более эмоционально устойчивы и тратят меньше усилий и эмоций при переживании стрессовых ситуаций. Кроме того, можно с уверенностью утверждать, что в силу увлечения вегетарианством здоровый образ питания помогает стабилизировать эмоциональное состояние человека. Так, вегетарианец меньше подвержен стрессовым ситуациям, а значит, у него не возникает желания прибегнуть к методике «заедания стресса», его «запиванию» или прибегнуть к курению, чтобы стабилизировать своё эмоциональное состояние.
3.2. Описание методики Стьюдента
Вторая используемая методика – это Шкала дифференциальных эмоций. По средствам данного метода можно раскрыть созданную оценку при выражении субъектом его собственных эмоций или даже целого их комплекса. Даная методика представлена в виде списка общеупотребительных определений. Данная методика позволяет оценить большое количество разнообразных эмоциональных показателей.
При изменении инструкции можно использовать фактически те же самые вопросы для определения других параметров. Для обозначения второй группы данных можно использовать второй дифференциальных эмоций.
Вариант 1
ОБРАБОТКА
Ключ
Определения
- 1,11 и 21 относятся к интересу;
- 6,16,26 — к отвращению;
- 2,12,22 — к радости;
- 7,17,27 — к презрению;
- 3,13,23 — к удивлению;
- 8,18,28 — к страху;
- 4,14, 24 — горю;
- 9, 19, 29 — к стыду;
- 5, 15, 25 — к гневу;
- 10, 20, 30 — к вине.
Диапазон для оценки эмоций от 0-15 баллов. В том случае, когда даётся ответ на вопрос, необходимо сделать акцент на сравниваемые данные, характерные для настоящего момента. Подобное понимание характерно только для первой шкалы.
Вторая шкала имеет в своей основе иные инструкции. Вторая методика предполагает анализ определённого периода времени с целью проанализировать как часто используется то или иное чувство или эмоция. То есть целью второй методики является определение того насколько часто человек переживает определённые эмоции.
Стимульный материал
- Внимательный
- Наслаждающийся
- Удивлённый
- Унылый
- Взбешённый
- Чувствующий омерзение
- Презрительный
- Пугающий
- Застенчивый
- Сожалеющий
- Концентрированный
- Счастливый
- Изумлённый
- Печальный
- Гневный
- Чувствующий отвращение
- Пренебрегающий
- Страшный
- Робкий
- Виноватый
- Собранный
- Радостный
- Поражённый
- Сломленный
- Безумный
- Чувствующий неприязнь
- Надменный
- Сеющий панику
- Стыдливый
- Раскаивающийся
Вариант 2
ОБРАБОТКА
Ключ
Таблица 1.
№ строки | Эмоция |
1 | Интерес |
2 | Радость |
3 | Удивление |
4 | Горе |
5 | Гнев |
6 | Отвращение |
7 | Презрение |
8 | Страх |
9 | Стыд |
10 | Вина |
Данное описание необходимо для составления выводов по результатам проведённого эмпирического исследования.
3.2.1. Эмпирическая часть исследования по методике Стьюдента.
В приложении 1 представлены результаты проведённых исследований, на основании полученных данных, представленных в таблицах, стало возможным сопоставить некоторые характеристики, позволяющие определить тенденции в поведении вегетарианцев и людей, употребляющих в пищу мясо.
На графике один отображено соотношение количества курящих и не курящих среди людей, употребляющих мясо и вегетарианцев.
Дополнительно для изучения моделей поведения необходимо исследовать показатели отношения к вредным привычкам, таким как, употребление алкоголя, фастфуда. Данные представлены в графиках 4,5.
При этом важно исследовать отношение вегетарианцев к таким факторам, как употребление свежих овощей и фруктов, употребление свежее выжатых соков, а также отношение к спорту. Данные помогают выявить, кто из представителей двух групп, ведёт более здоровый образ жизни и насколько это сказывается на общем состоянии человека. График 6 отображает тенденции в употреблении свежих овощей и фруктов. На Графике 7 видно, что большее количество соков употребляют вегетарианцы. А график 8 показывает, что вегетарианцы больше занимаются спортом, чем всеядные.
Данные, представленные на графиках, наглядно демонстрируют, что вегетарианцы употребляют в пищу больше продуктов, имеющих естественное, натуральное происхождение. При этом, данные выступают показателями того, что вегетарианцы ведут более здоровый образ жизни, а значит способны более спокойно вести себя в рамках стрессовых ситуаций.
3.3 Эмпирические расчёты по методикам
Расчёт t-критерия Стьюдента для 1 варианта теста.
H0 –принимаем гипотезу о том, что между вегетарианцами и всеядными нет различий.
H1 – принимаем гипотезу о том, что между вегетарианцами и всеядными есть различия.
Выборка
№ | Выборка 1 (вегетарианцы) (В.1) |
Выборка 2 (всеядные) (В.2) |
Отклонения (В.1 — В.2) |
Квадраты отклонений (В.1 — В.2)2 |
1 | 41 | 45 | -4 | 16 |
2 | 38 | 39 | -1 | 1 |
3 | 36 | 37 | -1 | 1 |
4 | 39 | 33 | 6 | 36 |
5 | 44 | 35 | 9 | 81 |
6 | 44 | 47 | -3 | 9 |
7 | 44 | 36 | 8 | 64 |
8 | 40 | 37 | 3 | 9 |
9 | 40 | 40 | 0 | 0 |
10 | 41 | 44 | -3 | 9 |
11 | 40 | 42 | -2 | 4 |
12 | 34 | 39 | -5 | 25 |
13 | 42 | 45 | -3 | 9 |
14 | 44 | 39 | 5 | 25 |
15 | 45 | 35 | 10 | 100 |
16 | 39 | 40 | -1 | 1 |
17 | 40 | 36 | 4 | 16 |
18 | 38 | 40 | -2 | 4 |
19 | 45 | 39 | 6 | 36 |
20 | 41 | 39 | 2 | 4 |
21 | 40 | 38 | 2 | 4 |
22 | 43 | 44 | -1 | 1 |
23 | 41 | 40 | 1 | 1 |
24 | 32 | 37 | -5 | 25 |
25 | 37 | 37 | 0 | 0 |
26 | 38 | 39 | -1 | 1 |
27 | 40 | 37 | 3 | 9 |
28 | 38 | 41 | -3 | 9 |
29 | 40 | 48 | -8 | 64 |
30 | 38 | 39 | -1 | 1 |
31 | 42 | 39 | 3 | 9 |
32 | 36 | 37 | -1 | 1 |
33 | 32 | 40 | -8 | 64 |
34 | 38 | 40 | -2 | 4 |
35 | 39 | 33 | 6 | 36 |
36 | 40 | 42 | -2 | 4 |
37 | 39 | 39 | 0 | 0 |
38 | 37 | 39 | -2 | 4 |
39 | 39 | 42 | -3 | 9 |
40 | 43 | 37 | 6 | 36 |
41 | 37 | 37 | 0 | 0 |
42 | 40 | 44 | -4 | 16 |
43 | 43 | 44 | -1 | 1 |
44 | 39 | 45 | -6 | 36 |
45 | 38 | 36 | 2 | 4 |
46 | 40 | 38 | 2 | 4 |
47 | 42 | 37 | 5 | 25 |
48 | 42 | 43 | -1 | 1 |
49 | 42 | 32 | 10 | 100 |
50 | 40 | 52 | -12 | 144 |
Суммы: | 1990 | 1983 | 7 | 1063 |
Результат: tЭмп = 0.2
Критические значения
tКр | |
p≤0.05 | p≤0.01 |
2 | 2.68 |
Ось значимости:
Полученное эмпирическое значение t (0.2) находится в зоне незначимости, а это значит, что гипотеза H0 не подходит.
Вывод. Принимается гипотеза H1 о том, что между вегатерианцами и всеядными есть различия.
Расчёт t-критерия Стьюдента для второго теста. Усреднённые значения
H0 –принимаем гипотезу о том, что между вегетарианцами и всеядными нет различий.
H1 – принимаем гипотезу о том, что между вегетарианцами и всеядными есть различия.
№ | Выборка 1 (вегетарианцы) (В.1) |
Выборка 2 (всеядные) (В.2) |
Отклонения (В.1 — В.2) |
Квадраты отклонений (В.1 — В.2)2 |
1 | 8.7
|
8.52 | 0.18 | 0.03 |
2 | 8.44 | 7.5 | 0.94 | 0.88 |
3 | 4.9 | 4.44 | 0.46 | 0.21 |
4 | 4.52 | 5.04 | -0.52 | 0.27 |
5 | 3.32 | 3.88 | -0.56 | 0.31 |
6 | 3.42 | 3.5 | -0.08 | 0.01 |
7 | 3.62 | 3.8 | -0.18 | 0.03 |
8 | 3.18 | 3.7 | -0.52 | 0.27 |
9 | 4.32 | 4.46 | -0.14 | 0.02 |
10 | 4.06 | 4.5 | -0.44 | 0.19 |
Суммы: | 48.48 | 49.34 | -0.86 | 2.22 |
Результат: tЭмп = 0.6
Критические значения
tКр | |
p≤0.05 | p≤0.01 |
2.26 | 3.25 |
Полученное эмпирическое значение t (0.6) находится в зоне не значимости, а это значит, что гипотеза H0 не подходит.
Вывод. Принимается гипотеза H1 о том, что между вегетарианцами и всеядными есть различия. Подробнее данные различия будут описаны во второй части исследования, а также продемонстрированы на соответствующих графиках.
3.4 Выводы по результатам эмпирического исследования
Дополнительно стоит отметить, что по результатам исследования все 50 человек опрашиваемых вегетарианцев обладают гипертимным типом личности. При этом большая их часть проявляет интерес ко всему, что происходит и переживают чувство «радости».
Таким образом, можно говорить о том, что используемые методики в ходе исследовательской работы не только определили модели поведения той и другой групп, но и продемонстрировали наглядно, какие из моделей поведения предпочтительны для каждой из группы.
Заключение
Вегетарианство существует с самого появления человека, но своё осмысление, как отдельного культурного направления оно получило только с развитием человечества.
Сегодня вегетарианство предлагает не только здоровое питание, основанное на употребление большого количества фруктов и овощей, орехов и злаков, но и предлагается иная модель поведения, основанная на более спокойном принятии окружающего мира, отказа от насильственных действий, даже в отношении неодушевлённых предметов.
При этом, для определения того, что является вегетарианством были использованы: научный подход, который рассматривает вегетарианство с позиции медицины и психологии; культурный подход, который позволяет раскрыть сущность этического подхода в рассмотрении основ вегетарианства; философский подход, который ставит под сомнения существующие принципы вегетарианства и рассматривает наиболее характерные черты данного направления из вне.
Современные методы математического анализа, а также методики психологического исследования состояния людей позволяют определить те характерные закономерности, которые характеризуются особой системой питания. К тому же, вегетарианство можно определить, как особую диету, которая предполагает не только гастрономические ограничения, но и особое восприятие мира.
Настоящее исследования было нацелено на то, чтобы наглядно продемонстрировать, те тенденции поведения, которые существуют в современном культурном вегетарианском движении. А именно, миролюбивое отношение к окружающим явлениям, минимум агрессии со стороны людей в самых разнообразных ситуациях.
Для исследования были определены задачи. В результате исследования и проведённого анализа было выявлено, что вегетарианство является не только социальным феноменом, но и феноменом, который обладает определёнными культурными характеристиками. После анализа литературы можно с уверенностью утверждать, что вегетарианство – это не просто определённая система питания, но и определённый образ мышления. В ходе эмпирического исследования было определено, что состояние агрессии переживают не только вегетарианцы, но и всеядные, тем не менее, среди вегетарианцев процент людей, которые подвержены агрессивному состоянию меньше, чем среди мясоедов. А значит, можно утверждать, что вегетарианство не только благоприятно сказывается на физическом состоянии человека, но и на его психологическом состоянии.
В ходе исследования также было выявлено, что как вегетарианцы, так и всеядные испытывают одни и те же чувства, но при этом, вегетарианцы более оптимистично настроены, а также имеют меньше оснований для агрессии. Анализ видов поведения, представителей двух систем питания, позволяет сделать вывод, что вегетарианство не только способ питания, а ещё и образ мышления, который помогает и способствует более спокойному эмоциональному состоянию.
Список используемой литературы
- Асмолов А.Г. Психология личности. М.: Эксмо, 2007. – С.230
- Бандура А., Уолтерс Р. Принципы социального научения//Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М., 1984 –С.287
- Бандура А. Теория социального научения. СПб.: Евразия, 2000. –С.320
- Борис Болотов. Молодость и долголетие. Из-во.: Диля, 2005. – С.205
- Бутейко В., Бутейко С. Кулинарная книга сыроеда. Рецепты на каждый день.Изд-во.: Питер, 2011 – С.227
- Бхактиведанта А.Ч. Свами Прабхупада. Жизнь происходит из жизни. Изд-во.: The Bhaktivedante Book Trust, 1991- С.208
- Бехтерев В. Киевская мысль. 1911 №128-132, отрывок и №128. СПб – С.28
- Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – М. СПб: Питер, 2001. – С.352
- Волков Ю.Г. Социология. Учебник для студентов взов; Под ред. В.И. Добренькова.2-е издание. – М.: Социально-гуманитарное издание.; Р/н Д: Феникс,2007- С.572
- Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М., 2007. –С. 280
- Годфруа Ж. Что такое психология. В 2-х тт. Т.2. , с. 291-313
- Закатова И.Н. Социальная педагогика в школе. – М., 1996. –С.325
- Левшинов А. Живая Пища. Изд-во.: АСТ, 2011. – С. 507
- Лоренц К. Агрессия. – М., 1994. –С.428
- Кристофер Килхэм. Библия еды. Изд-во.: София, 2008. – С. 512
- Кюрегян А.В. Неизвестный Толстой. Первая ступень. Изд-во.: Издательство Дементьевой, НП «Вита», 2010. – С. 192
- Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М.: Проспект, 2007. – С. 321
- Немов Р.С. Психология. М.: Эксмо, 2008. – С.415
- Немов Р. С. Психология: Учебник. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. М.: Владос, 2002. –С.485
- Оганян М.В., Оганян В.С. Экологическая медицина – М.: Проспект 2012 – С. 860
- Паутов Г.А. Рак. Первопричина заболеваний – ослабленное лептонное поле. Издание 2-е допол. и перераб. – М.: Белые альвы, 2008 – С.288.
- Петровский А.В. Общая психология. М., 2008. — С.650
- Петровский А.В. Введение в психологию. М.: Академия, 2008. – С. 451
- Психология человеческой агрессивности. Хрестоматия – Минск, 1998.-С.652
- Психологический словарь./ Под ред. А.М. Зинченко. – М., 1988. – С.1234
- Румянцева Т. Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии. – М., 1994. –С. 428
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии, СПб., Питер, 2009. – С. 478
- Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. М.: Школа-Пресс., 2008. – С.349
- Себастьянович П. Новая книга о сыроедении, или почему коровы хищники. Изд-во.:Питер, 2012 –С.184
- Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М., 1994. –С. 472
- Фрейд 3. Психология бессознательного. М., 1989 –С.475
- Шемшук В.А.. Омоложение. Превращение стариков в юношей. Изд-во.: Шемшук и К, 2013. – С. 384
- Шемшук В.А. Сыроедение – путь к бессмертию. Изд-во.: Шемшук и К, 2011. – С.352
- Эрет Арнольд. Живое питание Арнольда Эрета. Изд-во.: Эксмо, 2012. – С. 250.
- D. Alice Shase. Nutrition For Health. 1954 P.345
- Djenny Shulz Jg.39. №10 (Mai 1906) Vegetarische Warte. 1990 P.115
Сайтография
- Цикл статей о питании [Электронный ресурс] URL http://shkola-zdorovia.ru/category/zdorove/pitanie-3/ (Дата запроса19.05.2014)
- Чанышев А.Н. Сенека [Электронный ресурс] URL// http://centant.spbu.ru/sno/projects/seneca/chan.htm (Дата обращения 20.05.2014)
Приложение.
Исследование между людьми не употребляющими мясо и мясные продукты и теми, кто их ест
Таблица 1. Половой признак
Мужчин | Женщин | |
Без мяса | 6% | 94% |
Всеядные | 36% | 64% |
Таблица 2. Отношение к курению
Не курят | Курят очень редко (раз в год) | Курят не более 3 сигарет в день | Курят не больше 1 пачки в день | |
Без мяса | 92% | 0% | 2% | 6% |
Всеядные | 80% | 4% | 6% | 10% |
Таблица 3. Употребление молока и молочных продуктов
Употребляют | Не употребляют | |
Без мяса | 32% | 68% |
Всеядные | 90% | 10% |
Таблица 4. Употребление овощей, фруктов и зелени
Употребляют | Не употребляют | |
Без мяса | 100% | 0% |
Всеядные | 96% | 4% |
Таблица 5. Употребление сои и её производных
Употребляют | Не употребляют | |
Без мяса | 18% | 82% |
Всеядные | 28% | 72% |
Таблица 6. Потребление промышленной пищи (фастфуд, заморозка)
Не употребляют | 10% рациона | 25-50% от рациона | |
Без мяса | 74% | 24% | 2% |
Всеядные | 38% | 18% | 44% |
Таблица 7. Отношение к алкоголю
Не пьют вообще | Выпиваю только по праздникам | Пью, минимум раз в неделю | |
Без мяса | 78% | 20% | 2% |
Всеядные | 32% | 56% | 12% |
Таблица 8. Употребление чая и/или кофе
Употребляют | Не употребляют | |
Без мяса | 40% | 60% |
Всеядные | 90% | 10% |
Таблица 9. Употребление газированных напитков
Употребляют | Иногда употребляют | Не употребляют | |
Без мяса | 0% | 10% | 90% |
Всеядные | 14% | 32% | 54% |
Таблица 10. Употребление соков и сокосодержащих напитков промышленного производства
Употребляют | Иногда употребляют | Не употребляют | |
Без мяса | 2% | 26% | 72% |
Всеядные | 4% | 62% | 34% |
Таблица 11. Употребление свежевыжатых соков
Употребляют | Иногда употребляют | Не употребляют | |
Без мяса | 42% | 58% | 0% |
Всеядные | 4% | 50% | 46% |
Таблица 12. 1 тест. Методика диагностики агрессивности А.Ассингера (оценка агрессивности в отношениях)
Миролюбивых | Умеренно агрессивных | Излишне агрессивных | |
Без мяса | 6% | 90% | 4% |
Всеядные | 10% | 78% | 12% |
Таблица 13. Характер агрессивности, выявленный по первому тесту
Взрывы агрессивности носят разрушительный характер. | Данных недостаточно. | Чрезмерно замкнутая личность. | |
Без мяса | 22% | 60% | 18% |
Всеядные | 36% | 38% | 26% |
Таблица 14. Тест 2. Шкала дифференциальных эмоций
Гипертимный тип личности | Дистимный тип личности | |
Без мяса | 100% | 0% |
Всеядные | 84% | 16% |
Таблица 15. Тест 2. Выявление преобладающих эмоций (среднее значение) у людей, не употребляющих мясо и мясоедов
Интерес | Радость | Удивление | Горе | Гнев | Отвращение | Презрение | Страх | Стыд | Вина | |
Без мяса | 8,7 | 8,44 | 4,9 | 4,52 | 3,32 | 3,42 | 3,62 | 3,18 | 4,32 | 4,06 |
Всеядные | 8,52 | 7,5 | 4,44 | 5,04 | 3,88 | 3,5 | 3,8 | 3,7 | 4,46 | 4,5 |