Психология супружеской совместимости

Введение

Актуальность темы: Семейная жизнь, пожалуй, самый трудный вид деятельности в мире. Семейные отношения напоминают организацию совместной деятельности двух предприятий, объединивших свои усилия для производства единого продукта.

Для того, чтобы брак был стабильным и удачным, необходима бытовая и психологическая совместимость супругов. Именно она и покажет, насколько удачно сложится каждодневное общение, насколько легко супруги будут переносить постоянное присутствие друг друга, каким образом и насколько успешно они будут решать бытовые и материальные проблемы, насколько схожи их взгляды на воспитание детей и многое, многое другое.

Психологи говорят, что ужиться можно с любым человеком, лишь бы было обоюдное желание, а большинство разногласий и противоречий так или иначе можно урегулировать. Но, к сожалению, не всегда это удаётся. И не всегда есть желание договариваться и идти навстречу. Зачастую, лишь прожив несколько лет вместе и доведя друг друга до нервного истощения, супруги наконец-то понимают, что они разные. И что не стоит пытаться переделать друг друга.

Предмет исследования: семья как социальная система.

Объект исследования: психологическая совместимость супругов.

Цель: рассмотрение моделей изучения семьи и психологической совместимости супругов.

Задачи:

  1. Анализ литературы по выбранной теме.
  2. Раскрытие сущности психологической совместимости супругов.
  3. Рассмотрение факторов, влияющих на совместимость супругов.
  4. Рассмотрение моделей изучения семьи.

1. Психологическая совместимость супругов

Сам дух семьи, характер отношений в ней, общий стиль и тон супружества принято называть семейной атмосферой. Она является основным источником радости или неприятностей, ощущения полноты супружества или его неполноценности. Семейная атмосфера складывается из многих элементов, главный из которых – нравственное здоровье семьи, тесно связанное с жизнью общества. Нравственная семейная атмосфера устойчива в такой мере, в какой социальна семья и в какой искренни и честны супруги в своих взаимоотношениях. Причём нравственное сознание семьи и супругов постоянно возрастает, если здесь не провозглашают принципов, а ими руководствуются, не говорят о том, как надо вести себя, а просто живут по законам совести и чести, не рассуждают о морали, а живут в соответствии с ней. Такая атмосфера оптимистична, пронизана высокой нравственностью, уверенностью в будущем.

Семейная атмосфера – это психологический климат семьи. Она включает в себя духовную жизнь родителей и детей, единство их интересов, увлечений, переживаний. В этом случае психологи говорят о духовном единстве семьи, когда каждый стремиться понять других, разделить их заботы, помочь. Духовное единство сплачивает семью в коллектив, помогает созданию общего стиля и тона жизни.

Каждый в семье реально может утвердить себя в глазах близких, завоевать уважение, доверие, получить одобрение, выразить себя именно в сфере быта и свободного времени. Культура свободного времени очень влияет на атмосферу в семье. Если свободное время планируется для самосозидания и роста духовных потребностей, оно даёт самую разнообразную гамму положительных впечатлений.

Духовная же близость создаётся на основе психологической совместимости супругов, родителей и детей в системе межличностных отношений, что имеет регулирующее значение для стиля и тона супружеских отношений.

Совместимость – значит близость, похожесть или такая разница, когда характеры, взгляды, привычки не враждебны, а дополняют друг друга. Именно от такой – эмоциональной, духовной, моральной, сексуальной совместимости – зависит судьба брака: чем полнее это совместимость, чем больше у мужа и жены близких сторон, тем лучше им друг с другом, чем меньше – тем тускнее их жизнь.

Слово «совместимость» родилось в биологии и медицине. Чтобы ткань, пересаживаемую в другой организм, прижилась (оказалась совместимой), ей нужно почти близнецовое родство с этим организмом. Для психологической совместимости важно не родство, а сходство, душевные «общие знаменатели»: достаточно, чтобы люди хотя бы в чём-то главном дополняли друг друга или были похожи друг на друга. Надо, чтобы разные свойства людей не враждовали, а уживались между собой.

Такое уживание очень важно для семейной жизни, потому что полюбить можно разных людей, а сохранить любовь (или влечение) – только к совместимому человеку. И чем индивидуальнее люди, чем глубже их своеобразие, тем больше граней совместимости нужно их психологии, подсознанию.

Наилучшая совместимость – это сплав похожести и полярности, и она стоит: на родстве душ, то есть похожести душевного отношения к жизни; на душевной близости – близости интересов, взглядов, идеалов; на противоположности нервного склада. Лучше всего совмещаются люди, у которых близок душевно-духовный мир и полярный темпераменты (например, холерик и флегматик или сангвиник).

Любовь – стихийная сила, она приходит и уходит сама. Совместимость – чаще плод наших страданий, дитя нашей воли и чувств, сознания и поведения. Создавать её приходится обычно каждый день, без перерывов: ведь люди всё время меняются – взрослеют, стареют, у них растут дети, делаются другими уклад жизни, привычки, характеры, взгляды, пристрастия, и ко всем этим переменам надо всё время приноравливаться, приспосабливать свою душу и поведение.

При этом не стоит думать, что хорошие отношения у мужа и жены могут быть только при полной, всесторонней совместимости. Часто людей связывают далеко не все нити, но они терпимо относятся к не очень приятным для них чёрточкам в другом человеке, уважают его право на самостоятельность, «автономию». И эта терпимость к неизбежным недостаткам близкого человека, и уважение к его самостоятельности входят в число главных опор совместимости.

Полная, всесторонняя совместимость вообще бывает очень редко. Куда чаще встречается неполная совместимость, не всесторонняя, но разносторонняя, и её обычно хватает для хороших отношений, если только бережно относиться к ним.

Лучше всего совместимость создаётся, когда ей помогает любовь. Любящие как бы обмениваются частицами своих «я», перенимают друг от друга какие-то чёрточки, свойства душ. Обмениваются не всегда лучшим в себе, а часто тем, что у одного ярче и что кажется другому притягательным. Обмен частицами своего «я», психологическое обобщение друг друга – топливо любви, которое поддерживает её огонь. Если этого топлива нет, любовь чаще всего гаснет.

Сплав этой общности и разности и создаёт всю непростую мозаику супружеских отношений. С одной стороны, самим психологическим глубинам человека – личности нужно, чтобы у него было как можно больше общих интересов с близким человеком, чтобы у них «рифмовалось» как можно больше сторон души. С другой стороны, чем развитее человек, тем он своеобразнее во вкусах, пристрастиях, привычках, взглядах. Сама психология человека – индивидуальности делает невозможным, чтобы у людей совпадали все интересы или хотя бы основные стороны характера. Между полюсами этого противоречия и балансирует у каждой пары сплав похожести и непохожести.

Совместимость – это или тяготение к тому, что нравится в человеке, или «мирное сосуществование» с тем, что кажется нейтральным или не очень приятным. Несовместимость – неуживание с тем, что не нравится, царапает, ощущается как неприятное. Совместимость с достоинством человека часто несёт в себе вкрапления несовместимости с его недостатками, вернее, с тем, что кажется недостатками. Причём главное здесь – именно «кажется» — не то, что есть на самом деле, а то, что видится, ощущается, кажется хорошей чёрточкой или плохой.

У одних людей между совместимостью и несовместимостью идёт острая вражда, и цепь их отношений рвётся на звенья притяжений и отталкиваний. У других – чаще у тех, кто терпимее и у кого недостатки слабее – совместимость перевешивает, и уколы несовместимости ранят меньше, не очень затмевают хорошие отношения.

Эти отношения дают больше радостей, если люди ведут себя как бы по законам двойной оптики: не дают себе привыкать к хорошим сторонам близкого человека и стараются так строить жизнь, чтобы эти хорошие стороны не тускнели; чужие недостатки стараются терпеть и прощать, свои – сдерживать и строить жизнь так, чтобы они поменьше вылезали наружу.

Старания эти трудны, отнимают массу душевных сил, но дают взамен такие потоки радостей, такие заряды энергии, которые намного превосходят нервные траты. Если такие старания слабы, люди поворачиваются друг к другу слабыми сторонами и нити их влечений начинают слабеть и лопаются одна за другой. На основе этого и возникает конфликт. Поэтому следует заботиться о каждом элементе семейной атмосферы, иначе неизбежно в ней появляется противоречия, конфликты, несоответствия и возникает неприятная эмоциональная напряжённость. Именно семья создаёт высокую ценность, самую прекрасную, – радость. И поэтому семейная атмосфера должна быть по существу своему оптимистичной, построенной на положительных эмоциях и переживаниях.

Чаще всего семейные конфликты возникают у семей с напряжённой и конфликтной атмосферой, характерной для противоречивых типов семей, в которых супруги с одинаковыми или противоположными недостатками: муж и жена – службисты или ленивы; или один трудолюбив, а другой лентяй; или кто-то неряшлив, кто-то чистоплотен. Здесь постоянно сталкиваются разные характеры и разные установки. Если любят, супруги терпят недостатки друг друга, хотя это даётся и не просто. Конфликтная атмосфера характерна для неблагополучной семьи и супругов, эмоционально и рационально несовместимых. В таких семьях настроения пессимистичны (супруги не могут расстаться из-за детей или по иной причине и потеряли надежду на лучшую жизнь) или аффектны (скандалы, ненависть друг к другу).

Большую роль в возникновении семейных конфликтов играет незнание индивидуально-психологических различий людей, знание же их позволяет понять их поведение, помогает правильно выбрать средства общения с ними.

Типы темперамента нельзя делить на «хорошие» и «плохие». Людей с «чистыми» типами темперамента не бывает. Под влиянием условий жизни и воспитания темперамент подвергается изменениям. Поведение человека того или иного типа темперамента можно в определённой мере корректировать. В зависимости от обстановки холерик может сорваться, накричать, но может и сдержаться. Оскорбляющий жену и близких людей у себя дома, холерик воздержится от подобного поведения по отношению к начальнику, если знает, что это может для него плохо кончиться. Необходимо научиться различать особенности поведения, вызванного типом темперамента и неумением (или нежеланием) сдерживать себя. Кроме того, на поведение человека влияет и состояние его нервной системы, и состояние здоровья. Нервное заболевание может стать причиной несдержанности, эмоциональной вспышки. И флегматика, если очень постараться, можно вывести из себя.

С течением времени развитие особо тесных контактов между супругами может приводить к тому, что они перестают замечать изменения во внутреннем мире друг друга, строят своё общение на базе устаревших стереотипных представлений о партнёре. В психологии этот феномен называется «эффект ореола».

Важно обратить внимание на то, что взаимное узнавание облегчается, если супруги не считают, что все должно быть понятно само собой, без слов, а спокойно обсуждают недоразумения. Оказалось, что в счастливых семьях супруги чаще говорят друг другу о любви и чаще беседуют о взаимных трудностях. Именно оречевление способствует осознанию как достижений, так и трудностей, а осознать трудность — значит сделать первый шаг на пути к её преодолению.

Психологическая совместимость супругов, единство жизненных позиций и ценностных ориентации, не мешая сохранению индивидуальности каждого, определяют благоприятный психологический климат в семье. Только такая семья создаёт всем своим членам ощущение защищённости, служит источником духовных сил и положительных эмоций, оказывая поддержку на всем жизненном пути. Общение в такой семье даёт возможность каждому быть самим собой, расслабиться и в то же время получить максимум бескорыстной поддержки и душевного тепла от других. Благоприятный психологический климат в значительной мере зависит от того, какими средствами супруги добиваются друг от друга желательного поведения.

Известны способы, позволяющие направлять поведение партнёра в желаемое русло и одновременно укреплять семейное единство. К ним относятся различные формы взаимного поощрения. Прочный, счастливый брак зависит и от подготовленности супругов к нему, которая должна включать в себя не столько сексуальное воспитание и умение вести домашнее хозяйство, сколько прививать культуру общения, воспитывать деликатность, чувство такта, умение прислушиваться к интересам и потребностям других. В семейном общении особенно важна роль культуры поведения, проявляющаяся в вежливости, учтивости и уступчивости.

Тук-тук! Обрати внимание на мою новую статью:  Стиль педагогической деятельности. Реферат

Счастливая семейная жизнь опирается на взаимную любовь супругов. Это действительно необходимое, но недостаточное условие. Согласно исследованию, проведённому 3. И. Файнбургом, мотивом для выбора супруга и вступления в брак приблизительно для 85% опрошенных была любовь. Однако согласно этому же исследованию, значительная часть этих браков оценивается позднее как неудачные.

В брак вступают два человека, и каждый имеет свои привычки, представления, вкусы, свой уклад жизни. Супругов могут отличать и темперамент, и отношение к людям, и понятие о ценностях. Поэтому редкая семья формируется без трудностей и противоречий, вероятность которых повышается в связи с тем, что число ранних браков растёт, средний возраст молодожёнов снижается, т. е. в брак вступают люди с малым жизненным опытом. Допускают, что одной из причин омоложения семьи является акселерация, а другой — понижение влияния родителей на выбор супруга, что способствует росту малообдуманных браков. Современные социологические обследования показывают, что браки, заключённые в зрелые годы, приносят супругам больше удовлетворения, чем ранние браки.

2. Модели изучения семьи

Различные подходы к изучению и консультированию семьи опираются на различные теоретические модели семьи. Эти модели, как правило, не выражены в явном виде, но от них зависит представление о норме и отклонениях. Л.Г. Лысюк (2003) провела исследование, целью которого было выявление «теории семьи» в рамках различных подходов в семейной терапии.

Цели, намечаемые консультантом или гипотезы, которые строит исследователь семьи, зависят не только от теоретической модели семьи, но и несут на себе отпечаток сформировавшейся у него имплицитной модели семьи. Эффективность психотерапии будет зависеть от того, насколько эти цели и интерпретации адекватны для клиента.

Психологу-консультанту для успешной работы с каждой отдельной семьёй необходимо не только представлять себе теорию семьи, лежащую в основе тех направлений и техник работы, к которым он тяготеет, но и осознать собственную концепцию семьи, и, наконец, понять, какие представления о семье доминируют в той культуре, в которой он работает.

Человек всегда является частью своей семьи, он в ней возник, развивался внутри неё, судит о мире и людях на основании своего опыта в семье.

Согласно Д. Фримену, заключение брачного союза также даёт начало процессу социализации, результатом которого является выработка определённой системы разделяемых обоими супругами норм и ценностей. Этот процесс сопровождается формированием набора установок и ожиданий, регулирующих их поведение. В своей совокупности они называются семейными нормами и существенно влияют на поведение отдельных членов семьи и всей семейной системы. Эти нормы в значительной мере определяют и характер культуры семьи, а также то, какое поведение её члены считают правильным или неправильным, выполняя тем самым функцию социального контроля (Д. Фримен, 2001)

Существуют различные научные подходы к изучению такого сложного социо-культурного феномена как семья: функциональный, эмпирический, сайентистский. Такое многообразие подходов к изучению и пониманию семейного взаимодействия обусловило многообразие подходов к оказанию психологической помощи семье. Среди них: структурный, коммуникативный, психоаналитический, гуманистически ориентированный, биолого–психологический.

Системное рассмотрение семьи было положено М. Боуэном, который, создавая свою модель семьи, пытался развить естественнонаучную теорию человеческого поведения, которая была бы применима ко всем людям и в условии всех культур. Его взгляды основывались на общей теории систем, предложенной Л. Берталанфи. По А.В. Черникову, именно эта теория в психотерапевтической практике больше всего способствовала выделению семейной терапии в качестве самостоятельного терапевтического направления (А.В. Черников, 2001).

Семейную систему в целом в рамках системного подхода принято описывать с помощью таких оценочных параметров, как сплочённость (эмоциональная связь членов семьи), иерархия (власть принимать решения), границы (отношения семьи с социальным окружением и отношения между членами семьи) и другие.

В теории систем помимо иерархического существует ещё и логический понятийный уровень, «…существование его выводится из логических типов Б. Рассела. Система на сравнительно высоком логическом уровне называет или говорит о системах более низких логических уровней. Мы используем понятия, существующие на уровне N+1, чтобы говорить или ссылаться на понятия или явления на уровне N. Можно также сказать, что системы на уровне N+1 представляют собой карты или модели систем на уровне N. Мы можем постулировать системы, которые содержали бы объекты или подсистемы на разных логических уровнях. Таким образом, система может содержать и предметы, и представления о них или их образы.» и что с помощью понятия уровней возможно получить модель сознания в социальной системе, включающей в себя свой автопортрет (А.В. Черников, 2001). Тогда можно предположить, что семья, являясь социальной системой, должна включать в себя свой автопортрет. Данный автопортрет («образ «Мы»), как целостное отражение семьи как системы, возникает только в системе — каждый член семьи имеет не только представление о себе и партнёре как отдельных единицах — на протяжении всей жизни в семье он формирует представления о взаимодействиях, протекающих в данном контексте, своём месте и месте партнёра в них. (А.Ф. Любинская, 2003).

Н. Аккерман ввёл два понятия – «идентичность» и «стабильность семьи». «Семейную идентичность» он определял, как содержание ценностей, устремлений, экспектаций, тревог и проблем адаптации, разделяемых членами семьи или взаимодополняемых ими в процессе выполнения семейных ролей (цит. по Л.Б. Шнейдер, 2000). По мнению Л.Б. Шнейдер, семейная идентичность – это эмоциональное и когнитивное «Мы» данной семьи. Семейная идентичность связана с самосознанием личности и может характеризоваться различной степенью включения или противопоставления «Я» и «Мы». Стабильность семьи, которую точнее можно было бы определить, как «как сохранение в изменении», предполагает сохранение идентичности во времени, контроль над конфликтами и способность семьи к изменению и дальнейшему развитию (Л.Б. Шнейдер, 2000).

С точки зрения С. Минухина, представителя структурного направления в системной семейной терапии, семья – это естественная группа, в которой со временем возникают стереотипы взаимодействия, которые создают структуру семьи, определяющую функционирование её членов, очерчивающую диапазон их поведения и облегчающую взаимодействие между ними. Именно жизнеспособная структура в данном случае необходима для выполнения главных задач семьи – поддерживать индивидуальность, в то же время создавая ощущение принадлежности к целому. Как правило, члены семьи не ощущают себя частью этой семейной структуры. Каждый человек считает себя самостоятельной единицей, однако, взаимодействуя в рамках своей семьи, он воспринимает принятую в семье «карту семьи» Так, в понятии С. Минухина, структура семьи, т.е. ряд взаимодействий её членов, отражается в сознании каждого из них, однако не воспринимается как законченный гештальт. Увидеть целое, которое представляет собой семья, может только терапевт (цит. по Д. Фридман, 2001)

В свою очередь, Э.Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис предположили термин «внутренняя картина семьи» для обозначения совокупности представлений о последовательности сменяющих друг друга типовых ситуаций (сценариев) повседневной жизни семьи: пробуждение, за ним вставание, завтрак и т.д. Эта последовательность семейных сценариев, по их мнению, образует основу представления семьи о себе и о своей жизни, она связана с прошлым семьи и её планами на будущее. Она возникает перед мысленным взором членов семьи, когда те думают о том, как поступить в той или иной ситуации, ищут пути решения семейных конфликтов. На основе семейных сценариев появляются взаимные чувства, возникают и решаются проблемы (Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В., 1999)

В рамках системного подхода в семейной психотерапии также существуют понятия, обозначающие семейные представления. Это: «семейные мифы», сложное семейное знание, актуализирующееся при вхождении постороннего человека в семью, либо в моменты каких-то серьёзных социальных перемен; и «карта семьи» — ряд принятых в семье правил взаимодействия и др. (А.Я. Варга, 2001). С одной стороны, они отражают представления, возникающие в рамках семейного взаимодействия, с другой – в них отражён лишь один уровень этого взаимодействия. «Семейные мифы» часто рассматриваются психотерапевтами не как форма группового знания, а как некое ложное, вредное образование (Е.Ю. Макарова, 2003)

Так, важность изучения семейных представлений признается учёными разных направлений. Однако вопрос о выработке единого понятия, обозначающего эти представления, да и о содержании самих представлений ещё не решён.

Заключение

Психологическая совместимость людей — это добровольное желание у партнёров находиться вместе на протяжении жизни в бытовых условиях, когда сохраняются: глубинное взаимопонимание, духовное единение, душевный комфорт, любовь и уважение до глубокой старости.

Естественная природная совместимость — это тонкий и сложный вопрос, требующий профессиональных знаний в области энергетической, физической, духовной, интеллектуальной, тонко чувствительной и сексуальной совместимости. Недооценка этих вопросов партнёрами от природы нейтральных или несовместимых ведёт к жизни по программе разрушения, что рано или поздно закончится кризисом в отношениях, а порой даже трагически.

Каждый человек, прожив определённое время в совместной жизни с избранным человеком, оценит её по существу и задаст вопрос. Смогу ли я быть благодарным ему за интересную и комфортную для моей души жизнь? Ответ у каждого будет свой.

Рассмотренные в работе понятия психологической совместимости партнёров и модели изучения семьи позволяют определить следующие возможные варианты улучшения психологического климата в семье:

  1. Ориентация обоих супругов на принятие собственной ответственности за происходящее.
  2. Ориентация супругов на понимание, анализ и принятие собственных чувств как на единственную возможность понимания себя и собственного поведения.
  3. Подготовка более глубокого контакта с супругом, если отношения не складываются, с использованием его чувств и переживаний как основы для восстановления более доверительных отношений.
  4. Планирование и осуществление каких-то конкретных поведенческих шагов, направленных на немедленное изменение ситуации.

Список использованной литературы

  1. Абрамова Г.С. Практикум по психологическому консультированию, М, 1996.
  2. Варга А.Я. Системная семейная терапия. Краткий лекционный курс. СПб.: Речь, 2001.
  3. Герасимова И.А. Структура семьи (монография) — М.: Статистика, 1976.
  4. Гребенников И.В. \»Основы семейной жизни\» / Учебное пособие для ВУЗов — М.: Просвещение, 1991 — 158 с.
  5. Дружинин В.Н., Психология семьи. Екатеринбург: Деловая книга,2000.
  6. Ковалёв С.В. Психология современной семьи, М, 1988.
  7. Кочуров М.Г. Об актуальности исследований психологической совместимости супругов. //Актуальные проблемы психического здоровья: Сборник тезисов. – Киров: Изд-во Киров. обл. бюро мед. статистики, 1998. – С. 98.
  8. Кочуров М.Г. Связь личностных особенностей с психологической совместимостью супругов. //Провинция: процесс международной интеграции в ХХI веке: Материалы международной научно-практической конференции. – Киров: Изд-во ВСЭИ, 2001. — С. 341–352.
  9. Лебедева Н.Н., О.А. Минеева, Метафора как ключ к пониманию имплицитной теории семьи. //Психологические проблемы современной российской семьи. Мат-лы конференции, ч.2, Москва, 2003.
  10. Лысюк Л.Г., Деятельность семейного консультанта: методологические основания // Психологическая служба. – 2003. — № 2. – С. 17-26.
  11. Любинская А.Ф., Супружеская совместимость и пути её изучения: описание экспериментальной методики \»Что нас объединяет? Что нас разъединяет?\» и возможности её применения в рамках психологического консультирования
  12. Сатир В. Как строить себя и свою семью: Пер. с англ.: улучш. изд — М,: Педагогика-Пресс, 1992. — 192 с.
  13. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. – М.: Апрель–Пресс, 2000. –512с.

Скачать доклад

Психология супружеской совместимости
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
Share via
Copy link
Powered by Social Snap