В условиях современной социокультурной ситуации в нашей стране, характеризующейся исключительно динамичными переменами, особое значение приобретают проблемы, связанные с подготовкой специалистов, адекватных по своему профессиональному уровню значимости и сложности решаемых обществом задач. В этой связи следует по-иному взглянуть на процесс профессионализации человека, в ходе которого происходит не только освоение профессиональных норм и стандартов, но и развитие личности профессионала.
В отечественной и зарубежной научной литературе, посвященной профессиональному развитию человека, подчеркивается, что данный процесс тесно связан с социализацией личности, предполагающей освоение человеком новых социальных ролей и формирование качеств и способностей, необходимых для выполнения общественных функций. Эта взаимосвязь заключается в том, что в ходе профессионализации человек осваивает важнейшую, с точки зрения интересов общества, социальную роль — профессию, имеющую определенный статус и престижность.
Овладение профессией происходит преимущественно в рамках тех же институтов, в которых приобретаются и совершенствуются основные социальные качества человека (школа, вуз, профессиональное сообщество и т.д.). Кроме этого, этапы социализации по времени и содержанию зачастую совпадают с этапами профессионализации.
Профессиональное развитие — неотъемлемая часть жизнедеятельности человека, реализующейся в системе условий и факторов, предопределяющих возможности для удовлетворения потребностей человека и формирования качеств, нужных не только для конкретной профессиональной деятельности, но и для самостоятельного планирования и реализации «жизненного сценария личности».
Для каждого конкретного человека его профессия выступает в качестве определенной социально зафиксированной сферы приложения трудовых действий, которая, с одной стороны, способствует его самореализации, а с другой — обеспечивает его средствами к существованию.
Профессия — необходимая обществу, исторически возникшая форма деятельности, для выполнения которой человек должен обладать суммой знаний и навыков, иметь соответствующие способности и профессионально важные качества.
Профессионализм — совокупность, набор личностных характеристик человека, необходимых для успешного выполнения профессиональной деятельности. Профессионализм рассматривается как психологическая составляющая того, что должно быть сформировано и развито в ходе профессионализации.
Индивидуальная характеристика степени соответствия специалиста профессиональным требованиям называется профессиональной компетентностью. Основным показателем компетентности выступает характер результатов труда. Исследователи различают следующие виды компетентности:
- специальную компетентность как владение средствами и способами профессиональной деятельности и способность к их совершенствованию;
- способность к сотрудничеству с другими лицами, вовлеченными в трудовой процесс на основе общепринятых норм профессионального общения;
- индивидуальную компетентность как способность к самореализации и развитию своей профессиональной индивидуальности.
Обобщая имеющиеся в психологической науке подходы к проблеме периодизации профессионального развития, можно выделить следующие стадии данного процесса:
- стадию допрофессионализма (возникновение профессиональных интересов и поиск профессии, выбор и принятие профессии);
- стадию профессионального становления (освоение профессии, профессиональная адаптация, индивидуализация профессиональной деятельности);
- стадию профессионализма (развитие и совершенствование профессиональной деятельности).
Этапы отличаются один от другого решаемыми задачами, механизмами и формами реализации профессионального развития, а также формами социального управления процессом профессионализации.
Так, на этапе поиска и выбора профессии ведущей задачей является формирование знаний, навыков, умений и качеств, определяющих общую готовность к труду. В ходе решения данной задачи преодолеваются противоречия между несформированным пока еще интересом к определенной профессии и необходимостью осуществлять сознательный выбор, между интересом к содержанию выбранной специальности и неудовлетворенностью условиями труда, престижем профессии и т.п.
К особенностям этого этапа можно отнести преобладание у молодых людей мотивов социального престижа профессии, материальной обеспеченности, комфортных условий труда. С учетом ориентации на свои профессиональные возможности человек делает предварительный профессиональный выбор. Большая роль здесь принадлежит специалистам-психологам, осуществляющим в рамках профориентационной работы индивидуальную помощь юношам и девушкам в расширении их знаний о той или иной профессии, возможностях освоения ими конкретной специальности. Такая работа проводится, как правило, в форме консультационной беседы, выполняющей диагностическую и информационную функции.
Следующим этапом профессионализации является освоение профессии в соответствующем учебном заведении. В ходе обучения происходит овладение профессиональным языком, специальной терминологией, информационной основой деятельности, профессиональными навыками и умениями, навыками профессионального взаимодействия с другими людьми; формирование профессиональной направленности личности и т.п. На данном этапе появляется интерес к определенным сторонам будущей профессии, во многом предопределяющий будущую специализацию человека.
В процессе адаптации уточняются нормы профессии, специальности, конкретного коллектива; вырабатываются и уточняются индивидуальные критерии эффективности профессиональной деятельности; корректируются профессиональные ожидания; происходит профессиональная идентификация специалиста как представителя определенной профессиональной группы, формируется профессиональный менталитет.
Своеобразным комплексным критерием, отражающим общую динамику и содержание профессионального развития, служит профессиональная зрелость специалиста, предполагающая его способность к самостоятельному и эффективному решению профессиональных задач; развитое профессиональное сознание и самосознание; способность к адекватному профессиональному самоопределению.
В процессе профессионального развития у специалиста могут возникать негативные психические состояния и другие явления, описываемые в психологической литературе как признаки критического периода развития (КПР). в связи с этим отмечается, что «возможность кризисов, сбоев в развитии деятельности… является не одиозным случаем, а психологической закономерностью».
Выделяются следующие типы кризисов:
- Кризисы, обусловленные закономерностями возрастного развития человека, неравномерностью созревания отдельных психофизиологических функций (например, кризисы юности, зрелости, старости);
- Кризисы, обусловленные логикой профессионального развития человека (противоречия и несоответствия в уровне развития отдельных компонентов профессионализма, неадекватность этого уровня нормативным требованиям);
- Кризисы, обусловленные профессиональной средой, выступающей дестабилизирующим фактором в профессиональном развитии человека.
Ситуациями, способствующими проявлению кризисов, являются:
- смена социальных ролей при вхождении в новую профессиональную среду (после окончания вуза, при повышении в должности, при смене специальности и после соответствующего переучивания и т.п.);
- нововведения или конфликты;
- утеря или изменение социального статуса;
- изменения в профессиональной деятельности, способствующие развитию тех или иных деформаций.
Наиболее типичными признаками кризисных периодов являются:
- падение эффективности деятельности;
- снижение удовлетворенности деятельностью и условиями ее осуществления;
- неадекватность оценок и самооценок;
- конфликтность во взаимоотношениях;
- распространение круга поисковой активности на другие сферы, в том числе и не связанные непосредственно с данной профессиональной деятельностью;
- снижение интереса к профессии, к овладению ее нормами, желание сменить профессию, место работы;
- ломка собственной концепции профессионального становления;
- повышение чувствительности к внешним воздействиям, психической напряженности, тревожности; нестабильность физического состояния; чрезмерное переживание трудностей и неудач; снижение работоспособности;
- особые психические состояния неопределенности, неструктурированности желаний субъекта, невыраженности планов, стремлений, их легкая смена;
- снижение темпов развития, повышенная уязвимость, внутренняя растерянность;
- понижение регулятивной деятельности, работа организма с перенапряжением, неустойчивость поведения.
У психологов как представителей социальных профессий динамика критических периодов развития может иметь негативную тенденцию развития, связанную с так называемым «синдромом сгорания». Данный синдром является следствием интенсивного профессионального общения и необходимости каждодневного эмоционального «выкладывания» специалиста. Он выражается в общей усталости от контактов с людьми (а это зачастую переносится на семью самого психолога), стремлении к типизации профессиональных действий в схожих ситуациях, требующих на самом деле тонкого анализа, учета уникальности клиента и т.п.
Критические периоды могут иметь более или менее выраженную остроту, интенсивность, длительность протекания, что зависит в первую очередь от условий деятельности, а также от психологической готовности специалиста к встрече с новой ситуацией профессионального развития, предусматривающей определенный набор «критических ожиданий» и различные стратегии (стиль реагирования) выхода из них. Позитивным вариантом завершения КПР является восстановление утраченного равновесия, стабильности, реструктурирование прежней системы отношений, переход на новое качество функционирования, смена ведущего фактора, построение новых концепций профессионального развития и опробывание их в реальном поведении. Негативный вариант характеризуется развитием и углублением кризисных состояний, возникновением деформаций личности, специфика которых обусловлена как личностными особенностями человека, так и особенностями деятельности и внешних условий (в том числе и профессиональной среды).
Интегральная способность преодолевать трудные ситуации в ходе профессионального развития напрямую зависит от профессионально-психологического потенциала личности специалиста, который выражается в его способности:
- к самостоятельному освоению высоких норм и стандартов выбранной профессии, саморазвитию, творческому вкладу в развитие профессии;
- оказанию позитивно-мобилизующего воздействия на других субъектов деятельности;
- противостоянию деструктивным факторам профессиональной среды;
- самоопределению в сложных ситуациях профессиональной деятельности и жизнедеятельности в целом.
Учитывая современные требования к уровню профессионализма кадров, их мобильности с учетом изменения ситуации на рынке труда, особую значимость приобретает необходимость дополнения существующей системы фиксации нормативных требований к качествам личности специалиста и уровню его квалификации специальным психологическим сопровождением процесса его профессионального развития.