Психология взрослости. Презентация

Несмотря на то, что взрослость занимает две трети человеческой жизни, — это наименее изученный возрастной период.

В технологически развитых обществах нет чётких признаков вступления во взрослость, таких как обряды посвящения в примитивных обществах. На протяжении многих веков считалось, что младенцы, дети и взрослые различаются только в количественном или физическом отношении; в младенцах видели всего лишь пропорционально уменьшенных взрослых, которым нужно было просто достичь своих нормальных размеров.

Лишь в 17-18 вв., с возникновением современных понятий детства, семейного воспитания и школьного обучения, началось разграничение детства и взрослости.

Взрослость чаще всего делят на 3 части — раннюю, среднюю и зрелую (или позднюю) взрослость.

Критерии для определения возрастных границ каждой подстадии выбираются в зависимости от того, что интересует исследователей:

Критерии для определения возрастных границ каждой подстадии выбираются в зависимости от того, что интересует исследователей:
Критерии для определения возрастных границ каждой подстадии выбираются в зависимости от того, что интересует исследователей:
  • хронологический возраст или возраст, с которого человек несёт юридическую ответственность за преступления (определяемый количеством лет с момента рождения),
  • функциональный возраст (как объем и уровень знаний и навыков),
  • экзистенциальный возраст (на сколько лет чувствует себя человек) или другие меры, такие как
  • скелетный возраст,
  • гормональный возраст,
  • эмоциональный возраст,
  • социальный возраст,
  • моральный возраст и т. д.

Подход к развитию взрослых в перспективе времени жизни основан на наблюдении, что на всем протяжении человеческой жизни имеет место единство стабильности и изменений.

В противоположность этому, традиционный подход заключается в том, что значимое развитие, измеряемое «положительными приращениями», заканчивается примерно к 20 годам; наступившая взрослость представляет собой длинное плато, а развитие, характеризуемое «отрицательными приращениями», типично для остатка жизни.

Индивидуальные различия значительны в любом возрасте, поэтому существенное перекрытие результатов выборок взрослых можно обнаружить, начиная с ранней взрослости и до середины восьмого десятилетия жизни.

Психология взрослости. Презентация
Психология взрослости. Презентация

Крайне мало людей демонстрируют снижение по всем или сразу по многим способностям.

Более того, сохранение функционирования какой-то одной или нескольких способностей характерно для большинства людей даже в весьма преклонном возрасте.

Анализируя собственную жизненную дистанцию, каждый зрелый человек выделяет свои, особые возрастные этапы взрослого состояния.

Например, молодой человек после службы в армии чувствует себя намного взрослее сверстников, которые в армии не служили.

Существуют и так называемые профессиональные границы у лётчиков, операторов определённых производств и т.п.

По внутренним ощущениям физически здоровые, волевые люди не чувствуют в себе каких-то особых перемен на границе и 60-летнего возраста.

Поэтому очень трудно создать психологическую периодизацию взрослого человека в силу того, что сложно однозначно хронологически выделить этапы максимального расцвета личности — акме. Расцвет личности бывает в 40, в 60 и даже 80 лет. У некоторых людей таких «взрывов-подъёмов» может быть даже несколько.

Психология взрослости. Презентация
Психология взрослости. Презентация

Большая часть исследователей (Алексей Александрович Бодалёв и др.) относит начало периода взрослости к моменту окончания юности – к 18-19 годам, а конец – к возрасту 55-60 лет.

В этом диапазоне выделяют ряд стадий:

  1. 1) ранняя взрослость (18-30 лет);
  2. 2) средняя взрослость (30-45 лет);
  3. 3) поздняя взрослость (45-55 лет);
  4. 4) предпенсионный возраст (50-55 лет для женщин, 55-60 лет для мужчин).
Психология взрослости. Презентация
Психология взрослости. Презентация

При этом для каждой стадии отмечаются характерные для неё особенности.

Стадия ранней взрослости
Стадия ранней взрослости

Для стадии ранней взрослости характерно овладение ролью взрослого человека, получение избирательного права, полная юридическая и экономическая ответственность. У большинства складывается собственная семья, рождается первый ребёнок. Завершается получение высшего образования. На работе осваиваются профессиональные роли, образуется круг общения, в основе которого избранная профессия.

Средняя взрослость
Средняя взрослость

Средняя взрослость — это период совершенства в выполнении профессиональной роли и старшинства, а иногда и лидерства среди товарищей по работе, относительная материальная самостоятельность и сравнительно широкий круг социальных связей, а также наличие и удовлетворение интересов вне рамок профессиональной деятельности.

Поздняя взрослость
Поздняя взрослость

Поздняя взрослость характеризуется высококвалифицированным выполнением избранных в молодости профессиональных и социальных ролей и, как правило, достижением пика в должностном статусе, а также некоторым снижением социальной активности. Во многих случаях в это время происходит уход из семьи выросших детей.

предпенсионном возрасте
предпенсионном возрасте

В предпенсионном возрасте происходит заметное снижение физических и умственных функций, но вместе с тем это годы, благоприятные для занятия наиболее видного положения в своем социальном кругу. В основной области труда наблюдается спад профессиональных притязаний, и происходят существенные изменения во всей мотивационной сфере в связи с подготовкой к предстоящему пенсионному образу жизни. (14, с.248)

Во взрослости отмечаются следующие новые личностные характеристики:

Во взрослости отмечаются следующие новые личностные характеристики:
Во взрослости отмечаются следующие новые личностные характеристики:
  • умение брать на себя ответственность;
  • • стремление к власти и организаторские способности;
  • • способность к эмоциональной и интеллектуальной поддержке других;
  • • уверенность в себе и целеустремленность;
  • • склонность к философским обобщениям;
  • • защита системы собственных принципов и жизненных ценностей;
  • • способность сопротивляться проблемам реальности с помощью развитой воли;
  • • формирование индивидуального жизненного стиля;
  • • стремление оказывать влияние на мир и «отдавать» индивидуальный опыт молодому поколению;
  • • реализм, трезвость в оценках и чувство «сделанности» жизни;
  • • стабилизация системы социальных ролей и др. (Е.Е. Сапогова).
Человек молод и стар в зависимости от того, каким он себя ощущает. Томас Манн
Человек молод и стар в зависимости от того, каким он себя ощущает.
Томас Манн

Мировоззрение в различные периоды зрелого возраста

Мировоззрение в различные периоды зрелого возраста
Мировоззрение в различные периоды зрелого возраста

А. Левинсон (2005) в своей работе приводит британскую мудрость, связывающую возраст с политическими взглядами:

«Кто не был в молодости социалистом, у того нет сердца, кто не стал в зрелости консерватором, у того нет ума».

Эта мудрость верна не только для британцев и иллюстрирует тот факт, что мировоззрение, социальные и политические идеалы не остаются постоянными в течение взрослой жизни.

Как показано М. Августовской и И. М. Богдановой (2010), от молодого возраста к возрасту зрелости меняются составляющие мировоззрения. Для молодых людей это самоопределение в сфере социальных и межличностных отношений, для зрелых – более глубокое осознание духовно‑нравственной составляющей мировоззрения.

Психология взрослости. Презентация
Психология взрослости. Презентация

В мировоззрении молодых выделяются четыре смысловые категории:

  • дружеское отношение к окружающим;
  • ценность семьи, связанная с ценностями счастья, искренности и доверия;
  • значимость интимно‑личностных отношений;
  • смысл жизни, который определяется как достижение мудрости и достойного материального обеспечения.

У людей зрелого возраста в мировоззрении превалируют:

  • интимно‑личностные отношения, связанные с семьей;
  • нравственный компонент;
  • осознание необходимости труда и значимости ее бытового контекста;
  • социальные отношения, связанные с дружескими отношениями с окружающими.
Тест Ваш психологический возраст
Тест Ваш психологический возраст

Каждый ответ оценивается исходя из следующего: «согласен» – 5 баллов; «не совсем» – 3 балла; «не уверен» – 2 балла; «не согласен» – 0 баллов.

Результаты
Результаты
  • Максимум – 5*25 = 125
  • Минимум = 0

Чем больше набранная сумма баллов, тем больше независимо от года рождения человек исполнен жизненных сил, веры в себя, оптимистичен и доброжелателен.

Следовательно, тем меньше его психологический возраст и тем меньше он чувствует себя стариком или старухой.

Психология взрослости. Презентация
Психология взрослости. Презентация

Таблица возрастной периодизации

Возрастной кризис – противоречие состояния человека и позиции человека в обществе.

 

Развитие интеллекта (4 стадии по Пиаже) = развитие абстрактной логики (логика – мышление по логическим законам. Абстракция – оперирование понятиями, не относящимися к конкретному миру вещей).

Формирование нравственности (6 стадий по Колбергу) = обретение совести, не зависящей от общественного мнения.

Окончательное развитие ВПФ (высших психических функций, которые отличают человека от животных) происходит в подростковом возрасте.

0-3 г: ВОСПРИЯТИЕ

 

3-11 лет: ПАМЯТЬ

после 11 лет: МЫШЛЕНИЕ

 

Смертельно больные люди переживают 5 стадий принятия смерти по Элизабет Кюблер-Росс (такие же стадии проходит человек, переживающий утрату, горе, разлуку).

Ведущие психические функции на разных возрастных периодах:

Возрастной период Телесная сфера Психическая сфера Социальная сфера
Кризис новорожденности Рождение – стресс для ребёнка. Во время родов в кровь ребёнка впрыскивается огромная доза адреналина, его тело сдавливают родовые пути, возможна асфиксия (недостаток кислорода).

 

После рождения ребёнок попадает в чужеродную среду, где температура на 10 градусов ниже, чем он привык. Вместе с криком он делает свой первый вдох. Сердце начинает биться и снабжать кислородом организм.

1-10 дней новорождённые В первые 2 месяца ребёнок рефлекторно приспосабливается к внеутробному образу жизни. Приспосабливает пищеварение к грудному молоку, нервную систему к матери. В 2 месяца у ребёнка появляется социальная улыбка в ответ на внимание взрослого.

 

 

к 6 мес. начинает ползать. Прорезается первый зубик. Зрение начинает фокусироваться на объекте. В питании вводят прикорм.

к 9 мес. стоит с опорой и ходит при поддержке

в 1 год стоит без опоры, приседает, наклоняется. В питании уже не нуждается в грудном молоке. Ест сам ложечкой.

 

Психически ребёнок пока совершенно не развит. Его созревание происходит РЕФЛЕКТОРНО – на основе генетической программы

 

 

к 6 мес. ребёнок лепечет (произносит сочетания звуков ба-ба, да-да и т.п.)

 

в 1 год появляются первые слова: мама, дай, на, ба и т.п.

СИМБИОЗ ребёнка с матерью (ребёнок ещё не может самостоятельно передвигаться, он беспомощен и его потребности удовлетворяет мать). Мать также эмоционально соединена с ребёнком и в речи говорит «мы поели, мы поспали».
10 дней – 1 год грудной ребёнок (младенчество)
Кризис 1 года До 1 года развитие ребёнка рефлекторно – обусловлено внутренней генетической программой. После 1 года ребёнок начинает развиваться от внешней стимуляции-обучения. Т.е. социальное воспитание приходит на смену биологическому развитию. В 1 год ребёнок научается самостоятельно ходить и становится более отделённым от матери. У него расширяется доступное пространство, растёт самостоятельность.

 

1-2 года раннее детство К 2 годам бегает, лазает, пытается подпрыгивать, бросает и ловит мяч. К 2 годам называет основные предметы и действия с ними: мама ня — мама на. Появляются первые самостоятельные желания «хочу-не хочу»

 

 

К 3 годам правильно произносит все звуки речи

 

Развитие интеллекта 0-2 года: сенсомоторная стадия (складывание умственных представлений о разных объектах через действие с ними)

Ребёнок становится всё более независимым от матери, но эмоциональная связь ещё сохраняется вплоть до 3 лет. Ребёнок всё больше общается с другими взрослыми и со сверстниками.

 

 

К 2 годам ребёнок много играет с предметами – экспериментирует с объектами окружающего мира.

Начинает рисовать КАРАКУЛИ

 

К 3 годам ребёнок осваивает в игре СИМВОЛИЧЕСКОЕ ЗАМЕЩЕНИЕ одного предмета другим: палочка может быть и машинкой, и человечком. К игре уже подключаются сверстники.

Рисует ГОЛОВОНОГОВ

Кризис 3 лет «Я САМ» к 3 годам совершает основные физические действия самостоятельно, также может действовать по показу или словесному указанию взрослого

 

 

Появление в речи местоимения «Я» и осознание собственных желаний «я хочу» и своих возможностей «я могу», гордость за свои достижения.

 

 

7 признаков кризиса трёх лет (семизвездие симптомов): упрямство, негативизм, строптивость, протест-бунт, своеволие, обесценивание взрослых, деспотизм.

 

Советы родителям трёхлеток: 1) не давить, а задавать вопросы и давать выбор. 2) не запрещать, а предлагать замену

Ребёнок психологически отделяется от матери, часто гонит её, хочет всё делать сам («я сам»), поступает ей наперекор.

 

Мать больше не является для ребёнка абсолютным авторитетом.

3-7 лет первый период детства Ребёнок совершенствует моторные навыки и осваивает новые: езда на велосипеде, лазание по деревьям, лыжи, коньки, подвижные игры и т.п.

 

 

Развивается мелкая моторика: ребёнок к 7 годам хорошо рисует и пишет буквы.

 

С 3 лет ребёнок расширяет словарный запас и пополняет свои знания об окружающем мире. Также характерно СЛОВОТВОРЧЕСТВО в языке – изобретение ребёнком новых словесных форм: «улиционер», «муж овцы – овец».

 

 

5 лет – возраст «ПОЧЕМУЧЕК»: ребёнок постоянно задаёт взрослому вопросы «почему солнце жёлтое?» «почему у собаки 4 ноги?». Через такие вопросы ребёнок осваивает логику языка.

 

До 7 лет для ребёнка характерен ЭГОЦЕНТРИЗМ – ребёнок не может встать на позицию другого человека, взглянуть на ситуацию его глазами.

 

К 7 годам ребёнок знает буквы и простой счёт до 10.

 

Развитие интеллекта 2-7 лет: дооперациональный период (мышление в виде словесных умозаключений, но без использования логики) В этот период активно развивается речь

 

Формирование нравственности 4-10 лет: преднравственный уровень (поступки определяются внешними обстоятельствами, не учитывается точка зрения других людей).

I стадия: суждения выносятся на основе того похвалят/накажут за поступок («брать конфету без спроса нельзя, потому что отругают»)

II стадия: поступок оценивается ребёнком исходя из пользы  для самого ребёнка («мальчик, взявший конфету без спросу, всё равно хороший, ведь она очень вкусная»)

Ребёнок больше не находится в симбиозе с матерью. Он увлечён общением со сверстниками (игрой) и ходит в детский садик.

 

 

Ребёнок поддерживает СЮЖЕТНО-РОЛЕВУЮ ИГРУ со сверстниками («дочки-матери», «магазин», «больница»), через проигрывание разных ролей ребёнок осваивает социальный мир взрослых.

 

К 7 годам ребёнок осваивает ИГРЫ ПО ПРАВИЛАМ (вышибалы, футбол) и через  эти игры учится действовать по заданным правилам.

Кризис 7 лет в 7 лет молочные зубы сменяются коренными — потеря детской непосредственности (манерничанье, кривляние)

 

— появление произвольности – умения взять себя в руки

— появление самооценки (понимание того, что представление ребёнка о себе не равно мнению о нём других людей)

— возникновение внутренней психической жизни (осознание своих переживаний)

У ребёнка возникает потребность заниматься чем-то социально значимым, ему уже хочется не только играть, но и учиться. В 7 лет дети начинают ощущать свою «взрослость» и с нетерпением ждут школы.

 

8-12(мальчики), 8-11(девочки) второй период детства В этот период ребёнок интенсивно учится в школе, а телесное развитие претерпевает незначительный прогресс в ловкости и силе. Организм как бы копит силы перед рывком подросткового возраста.

 

 

Ребёнок учится в школе и развивает самодисциплину, т.е. ПРОИЗВОЛЬНОСТЬ психических процессов – овладение своей психикой.

 

Вместе с получением знаний ребёнок осваивает логическое мышление.

 

Развитие интеллекта 7-11 лет: стадия конкретных операций (логические операции, но с конкретными предметами). В этот период ребёнок познаёт в школе логику мышления.

 

Формирование нравственности 10-13 лет: конвенциональный уровень (поступки воспринимаются в соответствии с нормами, существующими в обществе)

III стадия: главный критерий – это чьё-то одобрение/неодобрение («мама похвалит, если спросить разрешение»)

IV стадия: ребёнок начинает ориентироваться на общепринятые правила («воспитанные мальчики всегда спрашивают разрешения»)

Ребёнок учится в школе и осознаёт себя как ученика. Обучение – его основной жизненный интерес. Учитель для ребёнка является абсолютным авторитетом.
13-16 (м),
12-15(д
) подростковый возраст (пубертатный кризис)
Гормональный взрыв-буря в организме, который стимулирует половое созревание и появление вторичных половых признаков

 

В этот период у подростка увеличивается рост и меняется тело. Мальчик становится мужчиной, девочка —  девушкой.

Лобные доли мозга дозревают до уровня взрослого человека (появление контроля над своей психикой)

Суть подросткового кризиса в том, что человек физически уже не ребёнок и ощущает себя взрослым (мальчик становится юношей, девочка – девушкой), но общество всё ещё относится к нему как к ребёнку (он не обеспечивает себя материально, у него ещё нет профессии, нет документов о совершеннолетии).
Из-за гормональных бурь настроение подростка беспричинно меняется, часто он раздражителен.

 

 

Самооценка становится неустойчивой и поляной (из крайности в крайность: то «я гений», то «я ничтожество»). В оценке окружающих подросток также категоричен (чёрно-белая картина мира)

К подростковому возрасту развиваются до взрослого состояния высшие психические функции (ВПФ):

ВОСПРИЯТИЕ (зрение+слух+осязание+обаняние+вкус): становится осмысленным, т.к. восприятие обогащается развившимся мышлением

ВНИМАНИЕ: становится произвольным, т.е. человек сам управляет своим вниманием

ПАМЯТЬ: сама память с возрастом слабеет, но благодаря развитию мышления человек может запомнить большой объём информации, если её осмыслит

ВООБРАЖЕНИЕ: фантазия становится сложнее, благодаря развитию мышления. Подросток уже умеет управлять своей фантазией.

МЫШЛЕНИЕ: становится абстрактно-логическим

ЭМОЦИИ и ЧУВСТВА: лучше осознаются, становятся управляемыми. Расширяется эмоциональный репертуар

РЕЧЬ+ПИСЬМО: становится логичной, т.к. развивается мышление

СОЗНАНИЕ: появляется рефлексия (осознание своего внутреннего мира. Часто подросток начинает вести личный дневник).

МОТОРИКА (к ВПФ не относится): двигательная развивается, если подросток занимается физическими упражнениями, но качественных изменений нет.

Развитие интеллекта 11-15 лет: стадия формальных операций (логические операции уже с абстрактными понятиями, а не с конкретными предметами. Например, формулы-таблицы-схемы в математике-физике-химии) На этой стадии окончательно формируется интеллект, который у взрослого человека качественно не меняется.

Формирование нравственности с 13 лет: постконвенциональный уровень = истинная нравственность (человек в своих действиях исходит из собственных критериев) Это возможно лишь при развитом интеллекте.

V стадия: суждение о поступке основывается на уважении прав человека и признании демократических норм («мальчик прав, желая получить сладости, но следует спросить как заведено у взрослых»)

VI стадия: основным судьёй становится совесть, не зависящая от мнения других людей и общепринятых норм («каждый человек имеет право отстаивать свою позицию»)

Отношения с родителями портятся, подросток обесценивает наставления старших, т.к. он ищет свои жизненные ценности. Важным становится не оценка взрослых, а оценка сверстников, включённость подростка в молодёжный коллектив. Поэтому подростки часто уходят из дома и живут у друзей.

 

 

Подростки противопоставляют себя миру взрослых: и создают СУБКУЛЬТУРЫ со своими правилами, стилем одежды, сленгом, музыкальной культурой.

 

Подросток лишь демонстрирует независимость и свободу, а на самом деле он ещё нуждается в авторитете, которого он находит в лидере компании или в кумире (явление фанатизма).

 

Гормональный взрыв повышает половое влечение и у подростков появляется интерес к противоположному полу. Это возрас и первой серьёзной любви.

 

Так как подросток экспериментирует с образом себя, то возможен ТРАНЗИТОРНЫЙ (проходящий) ГОМОСЕКСУАЛИЗМ

 

Подросток пробует экстремальные стороны жизни: алкоголь, наркотики, экстремальный спорт.

 

Окончание школы и выбор ВУЗа –время определения будущей профессии

17-21 (м),
16-20 (ж)
юношеский возраст
Дальнейший рост организма.

 

Начало половой жизни.

Приобретение внутренней гармонии, уравновешенности, уверенности в себе.

 

Абстрактно-логическое мышление становится для юноши естественным.

Обучение в ВУЗе – получение профессии

 

Первые серьёзные отношения, первая любовь.

22-35 (м), 21-35 (ж) первый период среднего возраста Зрелость – период телесного расцвета человека. Тело окончательно вырастает и входит в пору своей наивысшей силы и умелости. Зрелые люди – чрезвычайно выносливы и работоспособны.

 

Женщина рожает ребёнка, что является для тела сильным изменением.

Зрелость личности. Выработка своей собственной системы ценностей. Профессиональная деятельность.

 

Создание семьи, рождение и воспитание ребёнка.

35-45 кризис среднего возраста Появление первых признаков старения организма: морщин, седины, быстрой утомляемости.

 

 

Депрессия, упадок сил, бессонница, резкие смены настроения, тревога, страхи, неуверенность в себе.

 

У женщин – близость менопаузы, у мужчин – импотенция, простатит.

Этот кризис необходим человеку для обретения духовности и мудрости. Человек оценивает пройденный жизненный путь и по итогам корректирует свою личность. Результатом кризиса может стать не только мудрость, но и отчаяние, озлобленность или инфантильность. Также часто люди, находящиеся в кризисе среднего возраста, кончают жизнь суицидом.

 

 

Осознание неизбежности старения, зависть к молодым (даже к своим детям), попытки остановить старение, омолодиться (пластические операции, юношеские хобби, адюльтеры с молодыми любовницами «седина в бороду – бес в ребро»).

Человек понимает, что дальше будет лишь старость и старается успеть прожить то, о чём всегда мечтал, но откладывал на потом.

 

Появление экзистенциальных вопросов – оценка прожитой жизни и поиск смысла существования в грядущей поздней зрелости (обращение к вере, к философии). Человек подводит предварительные итоги прожитой жизни и строит планы на остаток жизни. В этом возрасте человеку важно понять, что он ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ХОЧЕТ, каково его жизненное предназначение.

 

К середине жизни человек максимально реализует себя по всем социальным фронтам: есть семья и растут дети, есть работа и материальная независимость. И кризис среднего возраста начинается на фоне социальной успешности человека, беспричинно.

 

 

Человек вдруг охладевает к профессии, переоценивает своё место в обществе, ищет новых увлечений (самовыражение в творчестве, забывание себя в адреналиновой спортивной зависимости, заведение молодой любовницы)

 

В семье человек вдруг понимает, что живёт, не с любимым супругом, а чужим человеком, которого толком-то не знает —  отсюда частые разводы или адюльтеры.

 

У родителей среднего возраста дети как правило подростки – отсюда трудности в отношениях с детьми и неуверенность в себе как родители.

 

У людей к середине жизни часто умирают родители, что заставляет задуматься о предстоящей смерти. Осиротев, взрослый человек осознаёт, что следующим по очерёдности у смертной черты стоит он.

 

Женщины, посвятившие себя карьере, начинают жалеть о несозданной семье и часто усыновляют детей.

36-60 (м),
36-55 (ж
) второй период среднего возраста
Менопауза у женщин Преодолев кризис среднего возраста, человек обретает новую систему ценностей, становится самореализующимся, мудрым и активным.

 

 

Не преодолев кризис среднего возраста, человек замыкается на попытках преодолеть старение и вернуть молодость. Т.к. это невозможно его ждёт разочарование и несчастная немудрая старость.

60 (м), 55 (ж) кризис старости Менопауза у женщин (прекращение менструаций, гормональная перестройка)

 

 

Старость и угасание организма.

 

Осознание утраты молодости. Чувство опустошенности.

 

 

Сомнения в правильности прожитой жизни

 

Страх близкой смерти.

 

 

Уход человека на пенсию – человек полностью меняет порядок дня, возникает много свободного времени, которое необходимо заполнить новыми увлечениями.

 

Дети вырастают и уходят из родительской семьи (синдром опустевшего гнезда)

 

Смерть близких людей: друзей, супругов.

 

61-75 (м), 56-75 (ж) пожилые люди  

 

У стариков замедлен обмен веществ, снижена регенеративная способность организма, ниже потребность во сне.

 

Волосы седеют и выпадают, на коже образуются морщины и пигментные пятна, кости становятся хрупкими, органы чувств работают хуже (снижение зрения и слуха)

 

Старость – время проявления хронических болезней, депрессий, тревожности, старческих заболеваний.

Старые люди фиксированы на собственном здоровье – эта важнейшая тема их интересов.

 

 

Старые люди часто одиноки и покинуты родными, они в тягость близким, являются обузой.

 

У стариков черты характера усиливаются, человек как бы становится шаржем на самого себя.

 

Психика старого человека менее подвижна и более уравновешена, чем молодого. Старики ригидны и консервативны, малоэмоциональны.

 

Старые люди инфантильны как дети – они сентиментальны, часто ностальгируют. Они воспринимают мир непосредственно, могут быть обидчивы, ранимы. Старые люди любят общаться с детьми. Старики нуждаются в общении и любви и страдают от одиночества.

 

Тревожность, мнительность, подозрительность, навязчивые страхи – У стариков снижена острота реакций, хуже работают органы чувств и поэтому им сложнее ориентироваться в окружающем мире, при столкновении с новым они испытывают панику, теряются как дети.

 

Старики малообщительны, замкнуты, интровертированы. Им неприятны новые знакомства и вмешательства посторонних в уклад их жизни.

 

Старые люди физически слабы, несамостоятельны, пассивны, зависимы. Им не хватает энергии активно бороться с ситуацией. В конфликте они ворчливы и раздражительны.

 

Старики беспомощны и потому боятся нищеты, они часто жадны, патологически экономны, скупы, копят на чёрный день, не выбрасывают хлам.

 

Старые люди задумываются о близкой смерти. Мудрые старики принимают будущую смерть смиренно, немудрые же – испытывают страх, отрицают возможность смерти.

76-90 старческий возраст
Старше 90 долгожители
Смерть как последнее критическое событие в жизни Смерть – полное прекращение физической жизни тела. Пять стадий принятия смерти по Элизабет Кюблер-Росс (такие же стадии проходит человек, переживающий утрату, горе, разлуку):

 

1. Отрицание. Больной не может поверить, что это действительно с ним случилось.

2. Гнев. Возмущение работой врачей, ненависть к здоровым людям.

3. Торг. Попытка заключить сделку с судьбой. Больные загадывают, допустим, что они поправятся, если монетка упадет орлом.

4. Депрессия. Отчаяние и ужас, потеря интереса к жизни. Это проживание горя, необходимое для дальнейшего принятия.

5. Принятие. «Я прожил интересную и насыщенную жизнь. Теперь я могу умереть»

Таблица преподавателя Томас-Март Т.С. по возрастной периодизации. М.: МФЮА, 2015

Купить все исходники презентации

В комплекте:

  • Тест
  • Психология взрослости.pptx (презентация из 17 анимированных слайдов с комментариями полностью изменяемая).
  • Таблица возрастной периодизации.pdf для более детального понятия темы
  • Методики определения психологического и социального возраста
Психология взрослости. Презентация
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
Share via
Copy link
Powered by Social Snap