Содержание и специфика учебно-профессиональной подготовки психологов в вузе. Презентация

Содержание и специфика учебно-профессиональной подготовки психологов в вузе. Презентация

В настоящее время психология преподаётся практически во всех вузах, колледжах и средних школах, а также на различных краткосрочных профессиональных курсах переподготовки, факультетах повышения квалификации, в системе после дипломного образования.

Задача курса психологии

  • знакомство с историей формирования психологических идей.
  • обеспечение понимания значения психологических знаний в жизнедеятельности человека.
  • знакомство с различными психологическими школами, направлениями.
  • построение и проведение психодиагностических исследований.
  • обучение обработке (количественных и качественных) результатов исследования и их интерпретации.
  • умение построения и проведения методов психологической коррекции.

Специфика обучения в высших учебных заведениях

В вузах учащиеся не только получают знания и используют их для преобразования жизнедеятельности других людей, но и направляют эти знания на себя (осознанное обучение). Особенностью базового психологического образования в России (в отличие от американского и английского) является то, что высшее образование самым тесным образом связано с профессиональной подготовкой студентов.

Этим обусловлена, в частности, его большая продолжительность. Российское высшее психологическое образование, отличается широкой общенаучной и общекультурной подготовкой студентов. За время обучения в вузе студент-психолог изучает широкий круг гуманитарных, социально-экономических, математических, естественнонаучных и психологических дисциплин. В связи с этим в перечень учебных дисциплин включаются такие предметы, как философия, логика, этика, эстетика, экономика, иностранный язык, история, право, социология, политология, педагогика.

Естественнонаучная и математическая подготовка имеет также большое значение для обучения студентов-психологов.

В настоящее время в российском высшем образовании существуют три типа психологических специальностей и квалификаций

В настоящее время в российском высшем образовании существуют три типа психологических специальностей и квалификаций

В настоящее время в российском высшем образовании существуют три типа психологических специальностей и квалификаций

  1. «Психология» с присвоением квалификации «Психолог. Преподаватель психологии» относится к группе гуманитарно-социальных специальностей.
  2. «Педагогика и психология» с присвоением квалификации «Педагог-психолог» относится к группе педагогических специальностей.
  3. «Клиническая психология» с присвоением квалификации «Клинический психолог» относится к группе гуманитарно-социальных специальностей.

Перечень направлений подготовки и специальностей

Обучение по специальности «Психология»

Предполагает общее психологическое образование и специальную подготовку, позволяющие специалисту работать в разных сферах психологической науки и практики, а также преподавать психологию в учебных заведениях. Деятельность специалиста направлена на изучение и оптимизацию психологических факторов во всех видах деятельности и формах взаимодействия людей. Он может выполнять следующие виды профессиональной деятельности: диагностическую и коррекционную; экспертную и консультативную; учебно-воспитательную; научно-исследовательскую; культурно-просветительную.

Студенты, обучающиеся по специальности «психология», могут специализироваться в одной из следующих сфер

  1. Общая психология.
  2. Психология личности.
  3. Социальная психология.
  4. Политическая психология.
  5. Психология менеджмента
  6. Юридическая психология.
  7. Психология труда.
  8. Клиническая психология.
  9. Психофизиология.
  10. Специальная психология.
  11. Психология развития и акмеология.
  12. Педагогическая психология.
  13. Психологическое консультирование.
  14. Психология социальной работы.
  15. Спортивная психология.

Обучение по специальности«Педагогика и психология»

Предполагает психологическое образование и профессиональную подготовку, позволяющие специалисту осуществлять деятельность, направленную на психологическое обеспечение образовательного процесса, личностное и социальное развитие учащихся. Такой специалист может работать в образовательных учреждениях различного типа. Он может выполнять следующие виды профессиональной деятельности: коррекционно-развивающую; преподавательскую; научно-методическую; социально-педагогическую; воспитательную; культурно-просветительную; управленческую.

Обучение по специальности «Клиническая психология»

Предполагает психологическое образование и профессиональную подготовку широкого профиля, позволяющие специалисту осуществлять практическую и научно-исследовательскую деятельность, направленную на повышение психических ресурсов и адаптационных возможностей человека, на гармонизацию психического развития, охрану здоровья, профилактику и преодоление недугов, психологическую реабилитацию.

Обучение по специальности «Клиническая психология»

Клинический психолог работает с людьми, имеющими трудности адаптации и самореализации, обусловленные их физическим, социальным и духовным состоянием. Он может выполнять следующие виды профессиональной деятельности в учреждениях здравоохранения, образования, социальной помощи населению, в сфере управления, производства и бизнеса:

  • диагностическую;
  • экспертную;
  • коррекционную;
  • профилактическую;
  • реабилитационную;
  • консультативную;
  • научно-исследовательскую;
  • культурно-просветительную;
  • учебно-воспитательную.

Цели обучения

Сформировать у учащихся представления о качестве образования и диагностике усвоения психологических знаний.

Задачи обучения

  1. Конкретизировать психологическое содержание выделенных показателей качества знаний через соотнесение мыслительных учебных действий, лежащих в основе проявления этих качеств.
  2. Проанализировать состояние управления качеством образования в учебных заведениях.
  3. Рассмотреть актуальные вопросы управления качеством образования.

Ход занятия:

  1. Критерии эффективности качества психологических знаний.
  2. Методы оценки дидактической эффективности преподавания в вузе.
  3. Методики развивающего эффекта изучения психологии в школе.

Критерии эффективности качества психологических знаний

Контроль знаний, умений и навыков учащихся является важной составной частью процесса обучения. Целью контроля является определение качества усвоения учащимися программного материала, диагностирование и корректирование их знаний и умений, воспитание ответственности к учебной работе.

В соответствии с формами обучения на практике выделяются три формы контроля:

  • Индивидуальный. При индивидуальном контроле каждый учащийся получает свое задание, которое он должен выполнять без посторонней помощи. Эта форма целесообразна в том случае, если требуется выяснять индивидуальные знания, способности и возможности отдельных учащихся. 
  • Групповой. При групповом контроле учащиеся временно делятся на несколько групп (от 2 до 10 учащихся) и каждой группе дается проверочное задание. В зависимости от цели контроля группам предлагают одинаковые задания или. Групповую форму организации контроля применяют при повторении с целью обобщения и систематизации учебного материала, при выделении приемов и методов решения задач, при акцентировании внимания учащихся на наиболее рациональных способах выполнения заданий, на лучшем из вариантов доказательства теоремы и т. п.
  • Фронтальный. При фронтальном контроле задания предлагаются всему учащимся. В процессе этой проверки изучается правильность восприятия и понимания учебного материала, качество словесного, графического предметного оформления, степень закрепления в памяти.

Психологическая культура включает комплекс активно реализующихся культурно-психологических стремлений и соответствующих умений субъекта.

В состав психологической культуры входят такие качества, как:

  • систематическое самовоспитание;
  • навыки конструктивного межличностного и делового общения:
  • навыки психологической саморегуляции;
  • творческий подход к делу;
  • умение познавать и реалистически оценивать свою личность.

Учебный процесс

Преподавание психологии как учебной дисциплины  в вузе ставит задачу — оценить реальный объем, структуру и качество психологических знаний. Задачу диагностики усвоения психологических знаний мы соотносим с критериями эффективности качества знаний. В качестве критериев могут быть рассмотрены следующие характеристики учебного процесса.

Овладение обучающимся не только знаниями, но и метазнаниями, т.е. знаниями о знаниях

Показателями, соответствующими этому критерию, могут выступать следующие умения:

  • анализировать содержание и структуру текстов различного вида, преобразовывать для разных задач определенный текст, контролировать порождение собственного текста;
  • сопоставлять различные формы репрезентации (представления) учебного материала, выбирать оптимальную форму собственного ответа или решения задачи, используя при этом различные формы во взаимосвязи;
  • ориентироваться в структуре учебного задания, взаимосвязях его компонентов: инструкции, образцов заданного материала, требуемого результата;
  • сопоставлять собственные оригинальные задания и/или новый, непредъявленный в задании тип задачи.

Умение самостоятельно разрабатывать способы учебной работы

На настоящий момент разработаны следующие показатели оценки способов учебной работы:

  • доминирующая ориентация обучающегося на отдельные признаки изучаемых явлений или на системы признаков того или иного предмета (в нашем случае — психологической реальности);
  • адекватность задачи и гибкость, динамичность операционального (операционально-исполнительного) компонента при работе обучающегося с материалом;
  • мотивационная ориентация на открытие новых систем действий и операций в процессе обучения и сохранность положительной мотивации к ним;
  • контрольное и оценочное отношение обучающегося к процессу своей работы над материалом; прогнозирование учащимся результатов этой работы;
  • потребность и умение учащегося контролировать соответствие используемых им средств для решения стоящей перед ним задачи, выбор необходимых для этого правил, формул, приемов, предписаний, образцов и т.п.

Умение обучающегося строить целостный образ изучаемого объекта и передавать его содержание другим людям в разнообразных знаковых формах

Этому критерию соответствуют следующие показатели:

  • наличие взаимосвязи значимых признаков объекта, обеспечивающей целостность образа;
  • наличие в образе субъективного содержания, как бы фиксирующего эмоциональный опыт субъекта;
  • владение обучающимся различными средствами, обеспечивающими выражение содержания образа не только в условиях самостоятельного выполнения задания, но и в ситуации совместной работы с одноклассниками.

Личностно-смысловое отношение учащегося к изучаемому материалу и процессу собственной познавательной деятельности

  • непосредственный интерес/безразличие к предмету в целом;
  • оценка учащимся социальной значимости изучаемого предмета:
  • оценка обучающимся роли изучаемой дисциплины в его планах на будущее;
  • эмоциональный комфорт/дискомфорт, переживаемый учеником при предъявлении ему нового для него, нестандартного задания или вида работы.
  • наличие/отсутствие «ощибкобоязни» при выражении собственного мнения, точки зрения, возникшего сомнения;
  • потребность в преодолении привычных шаблонов репродуктивного воспроизведения материала;
  • потребность в использовании и позитивном преобразовании собственного опыта познавательной деятельности;
  • способов учебной работы, знаний, накопленных в ходе обучения или вне его;

Проблема качества образования

Проблема качества образования ставит вопрос о преподавании психологии в вузе широко: насколько эффективным может быть включение этого учебного предмета для всей образовательной системы. Известно, что введение любого нового компонента в систему (либо исключение его) требует пересмотра функционирования всех компонентов этой системы.

Введение учебного предмета «Психология», выступая основным средством гуманитаризации высшего и общего среднего образования, предполагает определенные изменения в функциях других учебных дисциплин и функционирования всего образовательного организма в целом.

Здесь можно выделить несколько критериев: 

  • Создание особого психологического климата в педагогическом и ученическом коллективах, ориентированного на ценности и идеал гуманистической психологии и педагогики;
    • перестройка методической работы вуза;
    • психолого-педагогическое просвещение преподавателей, администрации, родителей (лекции, семинары, деловые игры, тренинги);
    • перестройка педагогического мышления и стиля общения коллектива преподавателей;
    • изменение профессиональной позиции педагогов по отношению к обучаемым (субъект-субъектное отношение).
  • Психологизация процесса обучения означает усиление психологического аспекта в преподавании других.
  • Психологизация процесса воспитания предполагает построение системы воспитательных мероприятий таким образом, чтобы она имела ориентацию на проблемы человека и человечества. Проводиться мероприятия могут в разных формах: экскурсии, культпоходы и др.

Методы оценки дидактической эффективности преподавания психологии в вузе

Формы и методы контрольной деятельности преподавателя психологии непосредственно связаны со средствами контроля эффективности учебного процесса. В связи с этим можно выделить следующие группы методических средств:

  • средства проверки уровня обученности, обеспечивающие самостоятельную контрольную деятельность обучаемых;
  • средства текущего контроля;
  • средства итогового контроля успеваемости и качества подготовки студентов;
  • средства государственной итоговой аттестации выпускников.

Самопроверка студентами уровня усвоения, как правило, основана на использовании тестовых заданий. Тесты — стандартизированные задания, предназначенные для измерения в сопоставимых величинах индивидуально-психологических свойств личности, а также знаний, умений и навыков. Это:

  1. Заполнить пробелы в предложениях с пропущенными ключевыми словами и словосочетаниями.
  2. Согласиться с утверждением или опровергнуть его.
  3. Выбрать правильный вариант ответа.

Такая форма заданий значительно облегчает работу обучаемых за счет формализации процедуры проверки правильности ответов.

Для контроля успеваемости используются различные формы устного и письменного опроса, а также следующие методические средства:

  • учебный диалог с обучаемым, позволяющий оценить степень усвоения и осмысления пройденного материала;
  • контрольные вопросы к аудитории, когда каждый обучаемый поднятием руки может заявить о своей готовности к ответу;
  • практические задания по выполнению определенных действий;
  • карточки наблюдения за уровнем учебной активности участников занятия.

Устный опрос проводится в ходе семинаров и практических занятий и оценивается непосредственно по итогам ответов.

Для письменного опроса, как правило, предлагается определенное задание, выполнение которого в полном объеме и свидетельствует об успешности занятия. Результаты своей работы обучаемые оформляют в виде письменных отчетов. Преподаватель собирает и после занятия проверяет эти работы на предмет полноты и правильности выполнения. На занятиях по психологии в виде таких отчетов могут быть представлены итоги овладения теми или иными исследовательскими методиками.

Итоговый (курсовой, семестровый) контроль должен определить степень достижения учебных целей по конкретной дисциплине (курсу) и проводится в форме зачетов, экзаменов, защиты курсовых работ (проектов, задач). Формы итогового контроля устанавливаются учебным планом. Зачет принимается преподавателями, ведущими занятия в группе или читающими лекции по данной дисциплине. Прием зачета осуществляется в течение семестра в часы, отведенные для изучения соответствующей дисциплины. Зачет с оценкой может быть вынесен на период экзаменационной сессии с выделением на подготовку к нему не менее одного дня.

Зачет как форма контроля имеет ряд особенностей

  • принимается до экзамена;
  • не предусматривает билетов;
  • группе не выделяется дополнительное время на подготовку:
  • проводится   в часы, отведенные расписанием;
  • результат оценивается дихотомически («зачтено» — «не зачтено»):
  • результат может быть выставлен без опроса («автоматически»);
  • форма опроса определяется преподавателем.

Экзамен

Экзамен (курсовой, семестровый) имеет целью проверить и оценить уровень знаний, полученных студентами, умение применять их в решении практических задач, а также степень овладения практическими умениями и навыками в объеме требований учебных программ.

Подготовка и проведение экзамена предполагает выполнение ряда условий

  1. ему предшествует разработка на кафедре контрольных вопросов и экзаменационных билетов;
  2. экзамен выносится на период экзаменационной сессии;
  3. прием экзамена осуществляется в составе комиссии, возглавляемой лектором данного потока, в помощь которому решением начальника кафедры назначаются преподаватели, ведущие занятия по данной дисциплине;
  4. проводится только по билетам;
  5. на подготовку к каждому экзамену выделяется не менее трех дней;
  6. устанавливается норма времени на ответ каждого студента;
  7. знания, умения и навыки обучающихся определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

Защита студентами курсовой работы (проекта, задачи) производится в комиссии, назначенной заведующим кафедры, с участием руководителя курсовой работы (проекта, задачи).  При получении неудовлетворительной оценки обучающийся выполняет работу по новой теме или перерабатывает прежнюю в сроки, устанавливаемые вузом (факультетом).

Во время контрольных занятий необходимо поддерживать обстановку делового сотрудничества и взаимного доверия, свести к минимуму влияние субъективных факторов и обеспечить объективное оценивание студентов.

После экзаменов и зачетов преподаватель подводит итоги контрольных форм со всеми участниками. Чтобы аргументированно ответить на все возможные вопросы студентов, преподавателю целесообразно в ходе экзамена делать подробные записи по каждому экзаменационному ответу.

Государственная итоговая аттестация

Это проверка и оценка подготовленности выпускников, соответствия их подготовки требованиям государственных образовательных стандартов, решение вопроса о присвоении выпускникам квалификации (степени) по специальности и о выдаче им дипломов.

Виды аттестационных испытаний по каждой специальности предусматриваются учебным планом.

Студенты, обучающиеся по специальности «Психология», по окончании вуза проходят итоговую государственную аттестацию, позволяющую выявить их тео­ретическую и практическую подготовку в области психологии, а также готовность к решению профессиональных психологических задач.

Заключение

Профессионализм – это совокупность, набор личностных характеристик человека, необходимых для успешного выполнения профессиональной деятельности. В этом смысле профессионализм рассматривается как психологическая составляющая того, что должно быть сформировано и развито в ходе профессионализации.

Индивидуальная характеристика степени соответствия специалиста профессиональным требованиям называется профессиональной компетентностью. Основными показателями компетентности выступает характер результатов труда. Исследователи различают следующие виды компетентности: специальная компетентность как владение средствами и способами профессиональной деятельности и способность к их дельнейшему совершенствованию; социальная компетентность как готовность и способность к сотрудничеству с другими лицами, вовлеченными в трудовой процесс на основе общепринятых норм профессионального общения; индивидуальная компетентность как способность к самореализации и развитию своей профессиональной индивидуальности.

Развитию профессиональной компетентности и служит профессиональное образование.

Список литературы

  1. Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., 1996;
  2. Бархаев Б.П. Введение в профессию психолога. – М., 1999;
  3. Макаров С.П. Профессиональная подготовка специалистов // Материалы межрегиональной конференции. – Элиста, 2003.

Скачать презентацию — содержание и специфика учебно-профессиональной подготовки психологов в вузе

Скачать презентацию

А что думаете Вы о статье "Содержание и специфика учебно-профессиональной подготовки психологов в вузе. Презентация" Поделитесь своим мнением!


Возможно, Вам будет интересно


http://michaeltitov.ru/

Рад видеть Вас на моём сайте. Здесь я делюсь своими мыслями и идеями.

    Блог Михаила Титова (Школа Здоровья)
    Рад видеть Вас на моём сайте. Здесь я делюсь своими мыслями и идеями.