Первым учением о душе был анимизм (от лат. anima – «душа»), который включал в себя представление о душе как о неком призраке, который оставляет тело человека с последним дыханием.
Душа, по Платону, является причиной изменений и всяческого перемещения вещей, она может «двигать саму себя». Душа может управлять всем, что есть на небе, на море и на земле, при помощи своих собственных движений, которые Платон называл желанием, усмотрением, заботой. Душа, как он считал, первична, а материальные тела вторичны. Сопоставив проблему духовного и материального, Платон делает вывод о том, что душа божественна. Платон вводит понятие о демиурге – строителе мира. Демиург творит мир из идей и небытия. Идеи выступают как своеобразные модели материальных вещей. Для души идеи очень важны. Смешивая идеи и материи, демиург создаёт мировую душу.
Определённые коррективы вносит Аристотель в учение о душе Платона. Он считает душу началом жизни, выделяет типологию души, а также полагает, что есть растительная, животная и разумная души. Самая низшая душа – это растительная. Она отвечает за функции роста, питания и размножения, эти функции являются общими для всех живых существ. У животной души, помимо перечисленных функций, существуют ощущение и способность желать, т. е. стремиться к приятным вещам и избегать неприятных. Человек же наделён разумной душой, которой может обладать только он. Душа человека наделена наивысшей из способностей, т. е. способностью к рассуждениям и мышлению. Но сам разум, согласно Аристотелю, не всегда зависит от тела. Только разум может постичь вечное бытие и быть свободным от материи, будучи вечным и неизменным. Аристотель называет этот высший разум деятельным и созидательным, отличая его от пассивного разума, способного только воспринимать. Аристотель пытался разрешить трудности, возникшие у Платона в связи с его учением о трех душах, которое предполагало объяснить возможность бессмертного существования любой души, и он пришел к выводу, что в человеке может быть бессмертен только лишь его разум, который после смерти сливается с разумом вселенной.
Согласно пифагорейцам человеческая душа имеет божественную природу, бессмертна, переселяется в иные тела, в том числе в тела растений и животных. Управляет переселениями роковой космический закон справедливости воздаяния за деяния прежней земной жизни. Тело пифагорейцы считают могилой души.
Гераклит полагал, что душа – это божественный первоогонь, по закономерностям превращающийся в свою противоположность, т. е. в воду, которая в свою очередь является началом земной жизни. Вселение божественной души в тело приводит к смерти ее божественности, смерть же человеческого тела можно приравнять к возрождение души (бога).
Неосознаваемые психические явления: их классификация и динамические связи с осознаваемым
Важным шагом в изучении сознательного отражения окружающей реальности является определение круга явлений, которые принято называть неосознаваемыми, или бессознательными. Ю. Б. Гиппенрейтер предложила разделить все неосознаваемые психические явления натри больших класса.
- Неосознаваемые механизмы сознательных действий.
- Неосознаваемые побудители сознательных действий.
- «Надсознательные» процессы.
Среди неосознаваемых механизмов сознательных действий выделяют:
- неосознаваемые автоматизмы — действия или акты, которые совершаются как бы сами собой, без участия сознания. Некоторые из этих процессов никогда не осознавались, другие же прошли через сознание и перестали осознаваться. Первые называются первичными автоматизмами, или автоматическими действиями. Они либо врожденные, либо сформировались очень рано, в течение первого года жизни: сосательные движения, мигание, хватание, ходьба, конвергенция глаз. Вторые — вторичные автоматизмы, или автоматизированные действия, навыки. Благодаря формированию навыка действие начинает осуществляться быстро и точно, а за счет автоматизации происходит освобождение сознания от необходимости постоянного контроля за выполнением действия;
- неосознаваемые установки — это готовность организма или субъекта к совершению определенного действия или к реагированию в определенном направлении. Фактов, демонстрирующих готовность, или предварительную настройку организма к действию, чрезвычайно много, и они относятся к разным сферам. Например, мышечная преднастройка к осуществлению физического действия называется моторной установкой. Готовность воспринимать и интерпретировать материал, объект, явление определенным образом -перцептивная установка. Готовность решать проблемы и задачи определенным способом — умственная установка. Установка имеет очень важное функциональное значение. Субъект, подготовленный к действию, имеет возможность осуществить его более эффективно и экономично;
- неосознаваемые сопровождения сознательных действий. Не все неосознаваемые компоненты несут одинаковую функциональную нагрузку. Одни реализуют сознательные действия, другие подготавливают действия. Наконец, существуют неосознаваемые процессы, которые просто сопровождают действия. В эту группу входят непроизвольные движения, тонические напряжения, мимика и пантомимика, а также широкий спектр вегетативных реакций, сопровождающих действия и состояния человека. Например, ребенок высовывает язык, когда пишет. Или другой пример: на лице человека, наблюдающего за кем-то, испытывающим боль, появляется горестная гримаса, и он не замечает этого. Эти неосознаваемые явления играют важную роль в коммуникативных процессах, представляя собой необходимый компонент человеческого общения (мимика, жесты, пантомимика). Они также являются объективными показателями различных психологических характеристик и состояний человека — его намерений, отношений, скрытых желаний и мыслей.
Исследование неосознаваемых побудителей сознательных действий связано с именем Фрейда. Интерес к неосознаваемым процессам возник у него в самом начале врачебной деятельности. Внимание ученого привлекли феномены постгипнотического внушения. На основании анализа подобных фактов Фрейд создал теорию бессознательного. Согласно Фрейду, в психике существуют три сферы: сознание, предсознание, бессознательное. Предсознание — скрытые, латентные знания, которыми располагает человек, но в данный момент они в сознании не присутствуют, однако при надобности легко перемещаются в сознание. Содержание бессознательного, наоборот, с трудом становится достоянием сознания, но вместе с тем обладает большим энергетическим зарядом и влияет на сознание, проникая туда в измененном виде как сновидения, ошибочные действия или невротические симптомы. Фрейд считал, что истинные причины поведения человеком не осознаются, они скрыты и тесно связаны с подавленными влечениями, прежде всего сексуальными. Осознание истинных причин поведения возможно только во взаимодействии с психоаналитиком в специально организованном терапевтическом процессе — психоанализе.
Выдающийся отечественный психолог А. Н.Леонтьев также утверждал, что большинство мотивов деятельности человеком не осознается. Однако они могут проявляться в эмоциональной окраске тех или иных объектов или явлений, в форме отражения их личностного смысла. Человек может осознать мотивы своего поведения, не прибегая к помощи психолога, однако это представляет собой специальную задачу. Нередко осознание мотива подменяется мотивировкой — рациональным обоснованием поступка, не отражающим действительных побуждений человека.
«Надсознательные процессы» — это процессы образования некоего интегрального продукта большой неосознаваемой работы, который затем «вторгается» в сознательную жизнь человека.
Например, человек занят решением какой-то сложной проблемы, о которой думает изо дня вдень, в течение длительного времени. Размышляя, он перебирает и анализирует различные впечатления и события, высказывает предположения, проверяет их, спорит с собой. И вдруг все проясняется — иногда это происходит неожиданно, само собой, иногда после незначительного события, которое оказывается как бы последней каплей, переполняющей чашу. То, что вошло в его сознание, является действительно интегральным продуктом предшествовавшего процесса. Однако он не имеет представления о ходе последнего. «Надсознательное» — это процессы, происходящие //осознанием в том смысле, что их содержание и временные масштабы крупнее всего того, что может вместить сознание. Проходя через сознание отдельными участками, они как целое находятся за его пределами.
Выделенные классы неосознаваемых психических явлений расширяют наше представление о психике, не ограничивая ее только фактами сознательного отражения реальности. Тем не менее следует сказать, что сознательное и бессознательное — это не противоположности, а частные проявления психического.