ГОСы. Психология

Вопросы и ответы на ГОСы по психологии

Психология. Диагностика умений

  1. Дайте научное объяснение, почему по 4-6 нотам человек может угадать мелодию.
  2. Дайте научное объяснение: почему в программу обучения дошкольников обязательно включают лепку, рисование, сборку из деталей детского конструктора.
  3. Дайте научное объяснение, почему речь на родном языке воспринимается слушающим как нечто целое, а не набор отдельных звуков.
  4. Дайте научное объяснение, почему в мировой практике обучение в школе не начинается раньше шестилетнего возраста.
  5. Сформулируйте правила работы с гиперактивными детьми.
  6. Сформулируйте правила работы с агрессивными детьми.
  7. Сформулируйте правила работы с тревожными детьми.
  8. Сформулировать стратегию поведения взрослых в целях нормализации общения мальчиков и девочек младшего подросткового возраста.
  9. Разработать схему психолого-педагогического анализа урока.
  10. Описать профессиограмму психолога.
  11. Охарактеризовать психологическое содержание стресса, его диагностические отличия от дистресса.
  12. Охарактеризовать методы развития мотивации познавательной деятельности подростков.
  13. Разработайте программу психологической коррекции педагогически запущенных детей.
  14. 14.Представьте сценарий решения конфликтной ситуации.
  15. Составьте план беседы психолога с родителями подростка, склонного к аддиктивному поведению.
  16. Охарактеризуйте стили педагогического общения и возможности их использования в учебно-воспитательном процессе.
  17.  На примере одного из этапов социализации покажите, какие факторы и агенты влияют на развитие личности.
  18. Описать методы профориентационной работы с опорой на психосоциальные факторы юношеского выбора профессии.
  19. Приведите примеры перцептивных искажений в социальном восприятии (эффекты ореола, новизны, последовательности, проекции, снисходительности)
  20. Назвать отличительные поведенческие признаки гипертимного, демонстративного, сенситивного, циклоидного, интровертированного и застревающего акцентуантов.
  21. Привести пять условий предотвращения паники. Назвать признаки террористического поведения.
  22. Назвать признаки поведения, отличающие эмоционально-неустойчивое, диссоциальное, нарциссическое и истерическое расстройства.
  23. Перечислить типичные ошибки при проведении деловых переговоров: в выборе места, времени, методов, аргументов и состояния противоположной стороны.
  24. Перечислить методы воздействия психолога на мотивацию персонала организации.
  25. Охарактеризовать особенности поведения людей в критических ситуациях: нештатной, чрезвычайной и экстремальной.
  26. Перечислить возможные причины психотравмы и варианты коррекции посттравматического расстройства.

Психология. Теория

  1. Общая характеристика психологии как науки. Предмет и задачи психологической науки. Категории и принципы психологии. 1
  2. Методология психологии. Методы психологии. Системный подход в психологии. 2
  3. Основные этапы развития психологии и представлений о ее предмете. 4
  4. Культурно-историческая теория психологии. 5
  5. Психологические учения (бихевиоризм, гештальтизм, психоанализ, гуманистическая психология, когнитивизм). 6
  6. Деятельностный подход в психологии. Структура деятельности. 7
  7. Сознание: определение, структура, признаки и свойства. 8
  8. Неосознаваемые явления в психике, их классификация (подсознательное, надсознательное, бессознательное). Различные подходы к изучению неосознаваемого. 9
  9. Понятие и классификация ощущений. Свойства и закономерности ощущений. Психофизика ощущений. 10
  10. Общее представление о восприятии. Классификации и свойства восприятия. 12
  11. Общее представление о памяти. Виды и процессы памяти. Закономерности памяти. Развитие и тренировка памяти. 14
  12. Определение мышления. Виды и процессы мышления. Основные подходы к изучению мышления. Мышление и интеллект. 16
  13. Воображение: определение, функции, классификации, свойства. Формы воображения. Приемы творческого воображения. 19
  14. Речь и речевая деятельность. Язык и речь. Виды и функции речи. Развитие речи в онтогенезе. Мышление и речь. 21
  15. Общее представление о внимании. Виды и свойства внимания. Развитие внимания. 23
  16. Психические состояния: определение, функции, классификация, диагностика. Управление психическими состояниями. 24
  17. Принципиальные отличия эмоций от чувств. Функции эмоций. Виды эмоциональных процессов. Теории эмоций. 26
  18. Потребности и мотивация. Теории мотивации. Виды и закономерности мотивации. 27
  19. Понятие воли в психологии. Функции воли. Признаки волевых явлений. Воля как высший уровень регуляции. Структура волевого акта. 28
  20. Понятие личности в психологии. Индивид, личность, индивидуальность, субъект деятельности. Свойства, структура и типология личности. 29
  21. Генотипическое и фенотипическое, биологическое и социальное в индивидуальном развитии человека. 31
  22. Темперамент: определение, основные свойства нервной системы и их соотношение с типами темперамента. Свойства темперамента. Характеристика типов темперамента. 33
  23. Классификация исследовательских методов в психологии. Теория психологического эксперимента. Квазиэксперимент. Корреляционные исследования. Измерение в психологии. Анализ и представление результатов психологического исследования. 35
  24. Психодиагностика: принципы, сфера применения. Виды психодиагностических методик: аппаратурные, компьютерные, личностные опросники, рисуночные, проективные и др. Их преимущества и недостатки. Системная психологическая диагностика. 38
  25. Психометрические показатели диагностической методики: валидность, надежность, репрезентативность, достоверность. Стандартизация психодиагностической методики. Структура психодиагностической методики. 40
  26. Этика и правовые основы психодиагностики. Методы постановки психологического диагноза. Практическое использование результатов психодиагностики. 42
  27. Предмет, задачи и методы социальной психологии. История развития социальной психологии. Социально-психологические теории. 43
  28. Общение как коммуникация, как интеракция и как социальная перцепция. 45
  29. Проблемы личности в социальной психологии: социализация, социальная установка, проблемы личности и группы. 46
  30. Малые социальные группы: понятие, виды, структурные и динамические характеристики. 48
  31. Большие социальные общности: отличия публики, массы и толпы. Виды и свойства толпы. 50
  32. Нейропсихология: предмет и задачи науки. Современные концепции нейропсихологии. Мозговая локализация психических функций. Нарушения психических функций при локальных поражениях мозга. Способы восстановления нарушенных высших психических функций. 53
  33. Нарушения психических процессов, свойств и состояний (нарушения ощущений и восприятия, памяти, двигательно-волевой и эмоциональной сферы; патология мышления, сознания и самосознания) и их характеристика. Психопатология и патопсихология. 55
  34. Предмет, задачи, принципы и методы психологии развития и возрастной психологии. Условия и механизмы психического развития. Детерминанты психического развития ребенка. 59
  35. Психологические критерии начала и завершения каждого возрастного периода: новорожденности, младенчества, раннего и дошкольного детства, младшего школьного, подросткового и юношеского возрастов. 61
  36. Психологические критерии (признаки) зрелых возрастов. Психологическая характеристика старения и старости. 63
  37. Психология труда как область знания, отрасль науки, учебная дисциплина и профессия. Объект, предмет и методы психологии труда. 64
  38. Психологическое отличие труда от игры, учения и общения. Структура субъекта труда. Индивидуальный стиль трудовой деятельности. 66
  39. Профессиограмма (ее структура, виды) профессиональной деятельности, психограмма. 67
  40. Подбор, расстановка и аттестация кадров. Трудовая мотивация и удовлетворенность трудом. 68
  41. Системный подход как теоретико-методологическая основа психологии труда и организационной психологии. Компоненты системного подхода (структурный, функциональный, генетический). Принципы системного подхода. 70
  42. Инженерная психология: определение, объект, предмет, задачи. Методы исследования в инженерной психологии. 71
  43. Профессионально-важные качества личности. Общие и специальные способности и их проявления в трудовой деятельности. 72
  44. Понятие и виды конфликта. Структура, функции и динамика конфликта. 74
  45. Психология управления конфликтами в организации. Основные стратегии поведения в конфликте. 77
  46. Предмет, задачи, принципы и методы организационной психологии. 79
  47. Цели, задачи, структура, функции кадровой службы в организации. 81
  48. Должностные обязанности и условия работы психолога в организации. 83
  49. Психологические особенности реализации основных управленческих функции. 84
  50. Психологические основания классификации профессий. 85

Полная подборка вопросов и ответов к ним.

===>>> Психология. Диагностика умений. Примеры ответов <<<===

13. Разработать программу психологической коррекции педагогически запущенных детей

В каждом классе, начиная с начального звена, выделяется такая группа детей, которую можно отнести к категории трудных. Несмотря на то, что эта группа немногочисленна, вопрос запущенности детей должен решаться без откладывания.

Если запущена педагогика ребенка, (что значит отклонения в его нравственной области, недисциплинированность и поведение, выходящее за рамки нормального), у него обнаруживается неспособность к обучению по стандартной школьной программе.

Отклонения в поведении могут быть вызваны некоторыми факторами: Недостатками воспитания в семье, негативным влиянием окружающей среды, безнадзорностью, многократной сменой школы или учителей.

Любому человеку хочется уметь говорить красиво, а для этого нужно периодически читать книги, развивающие речь и повышающие словарный запас. Приведем примеры некоторой литературы, которая поможет сделать вашу речь красивой и правильной.

Книги для развития речи и словарного запаса

Итак, если вы предпочитаете классику, то обязательно прочитайте следующие книги:

  1. Л. Н. Толстой «Севастопольские рассказы», «Анна Каренина»;
  2. С. Пушкин «Капитанская дочка», «Повести Белкина»;
  3. И. С. Тургенев «Ася», «Дворянское гнездо»;
  4. М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»;
  5. Гюго «Отверженные»;
  6. О.     Уальд «Портрет Дориана Грея»;
  7. Д. Лондон «Мартин Иден».
Сейчас читают:  Психология старения. Презентация

Эти произведения написаны настоящими мастерами слова, поэтому данные книги прекрасно подойдут для развития речи и пополнения словарного запаса.

Помимо классической литературы стоит обратить внимание и на словари, это как раз те книги, которые развивают словарный запас, к тому же прочтение подобной литературы может быть весьма увлекательным занятием, итак, обратите внимание на:

  1. «Толковый словарь» И. В. Даль;
  2. «Пословицы и поговорки русского народа» И. В. Даль;
  3. «Словарь-справочник лингвистических терминов» Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. «Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений» В. Серов.

Помогут развить речь и скороговорки, ведь не зря на уроках сценической речи большое количество часов уделяется именно на работу со скороговорками.

22. Назвать признаки поведения, отличающие эмоционально-неустойчивое, диссоциальное, нарциссическое и истерическое расстройства

Эмоциональная неустойчивость обнаруживается не сразу, она имеет достаточно долгий латентный период. Сначала человек чувствует, что его энтузиазм к обязанностям снижается. Хочется выполнить их побыстрей, но выходит наоборот — очень медленно. Это происходит из-за потери умения концентрировать внимание на том, что уже неинтересно. Появляется раздражительность и чувство усталости.

Физические проявления:

  • хроническая усталость;
  • повышенное потоотделение;
  • головокружения и потемнения в глазах.

Синдром часто сопровождается нарушением аппетита или чрезмерной прожорливостью, что, соответственно, приводит к заметному изменению веса.

Социально-поведенческие признаки:

  • стремление к изоляции, сведение общения с другими людьми к минимуму;
  • уклонение от обязанностей и ответственности;
  • желание обвинить окружающих в собственных бедах;
  • проявление злобы и зависти;
  • жалобы на жизнь и на то, что приходится работать «круглосуточно».

Психоэмоциональные признаки:

  • безразличие к происходящим вокруг событиям;
  • неверие в свои силы;
  • крушение личных идеалов;
  • потеря профессиональной мотивации;
  • вспыльчивость и недовольство близкими людьми;
  • постоянное плохое настроение.

Диссоциальное расстройство личности — расстройство личности, характеризующееся игнорированием социальных норм, импульсивностью, агрессивностью и крайне ограниченной способностью формировать привязанности.

  • бессердечное равнодушие к чувствам других;
  • грубая и стойкая позиция безответственности и пренебрежения социальными правилами и обязанностями;
  • неспособность поддерживать взаимоотношения при отсутствии затруднений в их становлении;
  • крайне низкая способность выдерживать фрустрацию, а также низкий порог разряда агрессии, включая насилие;
  • неспособность испытывать чувство вины и извлекать пользу из жизненного опыта, особенно наказания;
  • выраженная склонность обвинять окружающих или выдвигать благовидные объяснения своему поведению, приводящему субъекта к конфликту с обществом.

В качестве дополнительного признака может иметь место постоянная раздражительность. В детском и подростковом возрасте подтверждением диагноза может служить расстройство поведения, хотя оно и необязательно.

Нарциссизм — это черта характера, заключающаяся в чрезмерной самовлюбленности, безосновательно завышенной самооценке.

  • склонность к фантазированию о большом успехе, славе, деньгах, внимании противоположного пола;
  • преувеличение собственных заслуг, знаний, умений и значимости в целом;
  • непоколебимая уверенность в своей уникальности, неповторимых талантах, гениальности, которая, как правило, так и остается непризнанной;
  • завистливость;
  • склонность к использованию других людей в корыстных целях;
  • демонстративное поведение с целью показать собственное превосходство;
  • склонность преумножать собственные права, пренебрегая обязанностями;
  • нежелание понимать чувства окружающих, даже самых близких людей, отсутствие способности к сопереживанию;
  • склонность скрывать собственные недостатки и сосредотачиваться на чужих;
  • любая критика вызывает гневную реакцию либо просто игнорируется.

Истерическое расстройство личности, характеризующееся:

  • самодраматизацией, театральностью, преувеличенным выражением эмоций;
  • внушаемостью, легким влиянием окружающих или обстоятельств;
  • поверхностностью и лабильностью эмоциональности;
  • постоянным стремлением к возбужденности, признанию со стороны окружающих и деятельности, при которой пациент находится в центре внимания;
  • неадекватной обольстительностью во внешнем виде и поведении;
  • чрезмерной озабоченностью физической привлекательностью.

Дополнительные черты могут включать эгоцентричность, потворство по отношению к себе, постоянное желание быть признанным, легкость обиды и постоянное манипуляторные поведение для удовлетворения своих потребностей.

===>>> Психология. Теория <<<===

1. Общая характеристика психологии как науки. Предмет и задачи психологической науки. Категории и принципы психологии.

Психология (psyche – душа, logos – учение, наука) – наука о психике, закономерностях ее проявления, формирования и развития.

Психология – наука о психических явлениях:

  • психические процессы: познавательные (ощущение, восприятие, представление, память, мышление, речь); эмоционально – волевые (эмоции, воля).
  • психические явления: психические состояния человека (бодрость, усталость, настроение, стрессовое состояние); психические свойства (темперамент, способность, характер, направленность личности).

Вывод: психология – наука о психических процессах, состояниях и свойствах (Немов и др.).

  • Фрейдисты определяют психологию как науку о бессознательном и его влиянии на человека (Ид, Эго, Суперэго – Бессознательное, Сознательное, Нормы в обществе).
  • Бихевиористы – как науку о поведении человека и животных (S стимул – R реакция), что повлияло на развитие экстремальной психологии.
  • Гештальтпсихологи рассматривают психологию как науку, изучающую целостные процессы.

Вывод: нет однозначного подхода к определению предмета психологии.

Объект психологии – человек, животное, группа людей.

Задачи психологии:

  1. Качественное изучение всех психических явлений.
  2. Анализ формирования и развития всех психических явлений.
  3. Изучение психол-их механизмов психических явлений.
  4. Содействие планомерному внедрению психологических знаний в практику жизни и деятельности людей.

Принципы психологии:

  • Принцип детерминизма. Психика и ее высшая форма – сознание развиваются под воздействием внешней среды, прежде всего социальной; сознание человека возникает только в человеческом обществе и существует до тех пор, пока существуют люди.
  • Принцип единства психики, сознания и деятельности. Трудовая деятельность способствовала возникновению и развитию сознания человека. Сознание определяет деятельность; благодаря сознанию человек составляет план деятельности, подбирает средства осуществления, мыслит о предполагаемом результате; сознание определяет целенаправленность деятельности. Сознание определяется деятельностью целенаправленно.
  • Принцип развития психики, сознания в деятельности. Человек рождается с природными задатками. Они могут остаться в неразвитом состоянии, если ребенка не включить в соответствующие действия. Личностный подход в изучении психики человека. Люди отличаются по своим природным задаткам, темпераменту, по силе нервной системы, по личностному характеру: по потребностям, мотивам, интересам, взглядам. Все это необходимо учитывать, изучая конкретного человека. Принцип исторического подхода к изучению психики человека. Изучение развития человека в филогенезе (история рода человеческого).

22. Темперамент: определение, основные свойства нервной системы и их соотношение с типами темперамента. Свойства темперамента. Характеристика типов темперамента.

  1. ФИО: Слободчиков – Исаев, Корниенко, Дружини, Пирьов, Ананьев.
  2. Эксперименты: Зимбарго, Милгрема, Мэйо (Хотторн)

Темперамент – это характерная для данного человека совокупность психических особенностей, связанных с эмоциональной возбудимостью, т.е. быстротой возникновения чувств, с одной стороны, и силой их – с другой (Б.М. Теплов).

Свойства НС – это природные, врожденные особенности НС, влияющие на индивидуальные различия в поведении. И.П. Павлов, 3 свойства НС: 1. Сила – способность нервных клеток сохранять нормальную работоспособность при значительном напряжении возбудительных и тормозных процессов. 2. Подвижность – нервная система выражается в способности быстрого перехода от одного процесса к др. 3. Уравновешенность — одинаковая выраженность нервных процессов. В.Д. Небылицин исходил из того, что имеется 4 первичных свойства нервной системы – сила, подвижность, динамичность (это легкость возникновения возбуждения и торможения в ходе выработки условных рефлексов) и лабильность (скорость возникновения и прекращения нервных процессов), которыми можно охарактеризовать как возбуждение, так и торможение. В итоге по В. Д. Небылицину существует 8 первичных свойств: 4 по возбуждению и 4 по торможению. Соотношение между нервными процессами по этим свойствам дает возможность говорить о 4 вторичных свойствах: балансу по силе, балансу по подвижности, балансу по динамичности и балансу по лабильности. Т.о., получается 12 свойств НС. Также он обнаружил явление парциальности свойств НС, послужившее основой для выделения частных и общих свойств НС. 1ые характеризуют функционирование отдельных анализаторов и зон мозга, 2ые понимаются двояко: как параметры функционирования передних, регуляторных зон мозга и как общемозговые нейрофизиологические особенности, в частности, определяемые корково-подкорковыми соотношениями.

Соотношение свойств НС с типами темперамента. Научное учение о темпераментах было создано И.П. Павловым как часть его учения о высшей нервной деятельности. Изучая 3 основных параметра процессов возбуждения и торможения НС (их силу – слабость, подвижность – инертность и уравновешенность – неуравновешенность), Павлов установил, что из большого числа возможных их сочетаний в природе имеются 4 наиболее ярко выраженных типа НС, из которых 3 сильных (безудержный, живой, спокойный) и один слабый. Выделив и описав 4 типа НС, Павлов сопоставил их с классическими типами темперамента, показав высокую корреляцию между ними. На этом основании он утверждал, что именно свойства НС и определяют описанные темпераменты: 1. Сильный, уравновешенный и подвижный – живой тип – сангвинический темперамент. 2. Сильный, уравновешенный инертный – спокойный, медлительный тип – флегматический темперамент. 3. Сильный, неуравновешенный с преобладанием возбуждения над торможением – возбудимый, безудержный тип – холерический темперамент. 4. Слабый тип – меланхолический темперамент.

Сейчас читают:  Контрольная работа по дисциплине: "Психология развития и возрастная психология"

Свойства темперамента

  1. Сензитивность – определяется силой внешних воздействий, необходимой для возникновения психической реакции человека, и скоростью возникновения этой реакции.
  2. Реактивность – это непроизвольность реакций на внешние или внутренние воздействия одинаковой силы.
  3. Активность – это скорость и темп деятельности; сила стремлений, желаний, установок; широта и разнообразие реакций; легкость адаптации к новым условиям.
  4. Темп протекания реакции – это скорость протекания различных психических реакций и процессов, темп речи, динамика жестов.
  5. Эмоциональная возбудимость – это порог минимального воздействия, необходимого для возникновения эмоциональной реакции, а также быстрота ее развития.
  6. Пластичность – это легкость и гибкость приспособления человека к внешним воздействиям. Ригидность (противоположное качество) – это инертность приспособительного поведения.
  7. Экстраверсия – это высокая степень зависимости реакций и поведения человека от внешних впечатлений. Интроверсия – это высокая степень зависимости реакций и поведения человека от внутренних впечатлений.

Характеристика типов

Люди с резко выраженными чертами определенного темперамента встречаются редко, чаще всего у людей бывает смешанный темперамент в различных сочетаниях. Но преобладание черт какого-л. типа темперамента дает возможность отнести темперамент человека к тому или иному типу.

Одна из наиболее распространенных в литературе классификаций типов темперамента:

  1.  Флегматик – неспешен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе производителен, компенсируя свою неспешность прилежанием.
  2. Холерик – быстрый, порывистый, неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов. Обладает огромной работоспособностью, однако, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается.
  3. Сангвиник – живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Обычно обладает выразительной мимикой. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно.
  4. Меланхолик – склонный к постоянному переживанию различных событий, остро реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания зачастую не может сдерживать усилием воли, повышено впечатлителен, эмоционально раним.

44. Понятие и виды конфликта. Структура, функции и динамика конфликта

Конфликт – это столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений; серьёзное разногласие, острый спор, приводящий к борьбе.

Виды конфликтов на основании количества участников конфликта:

  1. Внутриличностный конфликт.
  2. Межличностный конфликт.
  3. Групповой (межгрупповой) конфликт.

Внутриличностный конфликт. Возникает из-за столкновения собственных мотивов, одновременно несовместимых и актуальных для человека. Три типа таких конфликтов, основанных на выборе:

Классификация межличностных конфликтов:

  • По сферам существования – Деловые, семейные, бытовые, имущественные.
  • По эффекту и последствиям – Конструктивные и деструктивные. Конструктивные конфликты приводят к нахождению способов улучшения отношений, сотрудничеству, достижению целей разных сторон. Деструктивные конфликты опираются на стремление подавить противника, и направлены на достижение победы любым способом.
  • По критерию реальности – Подлинные, случайные, скрытые, ложные и т.д.

Групповой конфликт. Возникает между несколькими малыми группами в составе большой в виде противостояния групп по принципу «мы – они». Причем своей группе приписываются только положительные качества, стремления и цели. А «им» — отрицательные.

Групповой конфликт в организации. В данном случае конфликтуют группы, которые представляют собой различные подразделения одной организации.

Некоторые виды групповых конфликтов в организации:

  • Позиционные конфликты – кто главнее.
  • Структурные конфликты – возникают из-за зависимости одних подразделений от других.
  • Например, служба сбыта зависит от производственников, которые могут выполнить производственное задание не вовремя или с ненадлежащим качеством.
  • Инновационные конфликты – возникают в случае любых изменений в структуре организации, ее целей, новых назначении и т.д.
  • Соперничество за ресурсы.

Структура конфликта:

Под структурой любого объекта понимается совокупность его частей, устойчивых связей и всего того, что составляет его целостность.

Основные элементы конфликтного взаимодействия:

1) объект конфликта не всегда лежит на поверхности, чаще он скрыт от участников конфликта, но является центральной составляющей конфликтного взаимодействия. Конфликт может быть разрешен, только если объект четко определен.

Неверное понимание объекта конфликта или его подмена усугубляют конфликтную ситуацию. Конфликт имеет причину и возникает по поводу не удовлетворения какой-то потребности, иногда эту причину или повод считают объектом конфликта.

Ценность – это объект конфликта. Выделяют социальные, материальные, духовные ценности, к обладанию которыми стремятся конфликтующие стороны;

2) предметом конфликта выступает противоречие, которое присутствует на протяжении всей конфликтной ситуации. Наличие противоречия заставляет оппонентов вступать в борьбу. Противоречие конфликта бывает объективным и воображаемым и проблемным для конкретного субъекта;

3) участники конфликта – это люди, которые вовлечены в конфликтную ситуацию. Виды участников по форме:

  • отдельная личность;
  • социальная группа;
  • организация;
  • государство.

4) социальнопсихологические условия и социальная среда, в которой разворачивается конфликт. Среда выступает помогающим или мешающим фактором для оппонентов и для медиаторов, так как способствует пониманию целей, мотивов, зависимостей, движимых участниками.

Характер конфликта зависит от субъективного восприятия конфликта (или образа конфликта). Выделяют три уровня субъективного отношения:

  1. представление о самих себе;
  2. восприятие других участников конфликтной ситуации;
  3. понимание образа внешней среды.

Конструктивные функции конфликта:

  • конфликт способствует разрядке напряженности в отношениях;
  • участники конфликта обмениваются информацией о себе, проверяют друг друга, что может способствовать сближению, а значит, и более успешному решению общих задач;
  • конфликты стимулируют и потенциируют изменения в социуме и микросоциуме (группе);
  • конфликты развивают социум на основе выявления противоположных интересов, возможностей их системного анализа и определения необходимых изменений;
  • благодаря конфликтам поддерживается равновесие в социальной системе;
  • происходит переоценка ценностей и норм, как общесоциальных, так и межличностных;
  • конфликты способствуют увеличению толерантности и лояльности членов (внутри некой структурной единицы или группы).

Деструктивные функции конфликта (то есть, препятствующие достижению общевыгодных целей):

  • конфликт может приводить к неудовлетворенности участников, ухудшению отношений, формированию несовместимостей, снижению качества результатов общей деятельности;
  • возникает почва для уменьшения степени сотрудничества в возможных вариантах будущего, что ведет к общему ухудшению системы коммуникаций и результатов деятельности;
  • в ходе конфликта создаются малые группы с характерным замкнутым поведением, которые непродуктивно конкурируют с другими группами;
  • по мере развития конфликта у субъектов могут формироваться негативные представления о других участниках конфликта и их целях, а о своих целях как об исключительно конструктивные и деструктивные функции конфликтаконструктивных и позитивных;
  • уменьшается конструктивное общение и общецелевое взаимодействие между конфликтующими сторонами;
  • увеличивается враждебность, взаимная неприязнь и ненависть;
  • участники конфликта придают большее значение победе в конфликте, чем решению общих задач;
  • создаются условия для возникновения и развития новых конфликтов;

Динамика конфликта — это и есть процесс его изменения.

Всякий конфликт в собственном смысле слова может быть представлен тремя этапами: 1) начало, 2) развитие, 3) завершение. К собственно конфликту примыкают еще два периода: 1) предконфликтный и 2) послеконфликтный.

Таким образом, общая схема динамики конфликта складывается из следующих периодов:

1) предконфликтная ситуация (латентный период);

2) открытый конфликт (собственно конфликт):

  • инцидент (начало конфликта),
  • эскалация (развитие) конфликта,
  • завершение конфликта;

3) послеконфликтный период.

Купить ответы на все вопросы ГОСы по психологии

В комплекте:

  1. Ответы на ГОСЫ — диагностика умений.docx (29 страниц ответов на вопросы по психологии. Диагностика умений).
  2. Ответы НА ГОСы 2016 (85 страниц ответов на вопросы по психологии. Теория).
  3. Шпоры от Лилии.docx (42 страницы ответов на вопросы по психологии. Диагностика умений. Подготовила Лилия).
  4. Ответы на ГОСЫ — диагностика умений — готовые шпоркиии.docx (подготовленные шпоры по психологии: сделана разметка страницы, шрифт подобран и сокращён. Отправляете на печать — и вырезаете. После чего комплектуете и прячете).
  5. Ответы НА ГОСы 2016 — шпоры.docx (здесь — готовая теория в виде шпор с разметкой. Печатаете, вырезаете — и на экзамен).
ГОСы. Диагностика умений. Психология
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
Share via
Copy link
Powered by Social Snap