Методические рекомендации по выполнению курсовых работ по психологии

Печатается по решению секции психолого-педагогических дисциплин учебно-методического Совета Института экономики, управления и права (г. Казань)

Авторы-составители: Р.Ф.Сулейманов, Т.Н.Васильева

Методические рекомендации по выполнению курсовых работ по пси­хологии. — Изд. 4-е. — Казань: изд-во «Познание» Института экономики, управ­ления и права, 2013. — 39 с.

Методические рекомендации содержат основные требования к содержа­нию и оформлению курсовых работ по общей психологии. Адресованы студен­там психологических факультетов дневного и заочного отделений по направле­ниям подготовки: 030300.62 «Психология», 050700.62 «Специальное (дефекто­логическое) образование», а также слушателям курсов по переподготовке кад­ров по специальности «Психология».

© Институт экономики, управления и права, 2013

© Сулейманов Р.Ф., Васильева Т.Н., 2013

Введение

Курсовые проекты являются неотъемлемой частью подготовки бакалав­ров с высшим психологическим образованием в соответствии с федеральным государственным общеобразовательным стандартом высшего профессиональ­ного образования и способствуют формированию компетенций в области науч­но-исследовательской деятельности. Курсовая работа должна подтверждать уровень подготовленности студентов, соответствующий требованиям, предъяв­ляемым на определенном этапе обучения.

Цель курсовых работ состоит в приобретении навыков самостоятельного решения практических проблем с научных позиций и письменного изложения полученных результатов. Данные навыки являются необходимыми не только академическим ученым и исследователям, но и психологам-практикам. В про­цессе подготовки и написания курсовых работ, обучающиеся должны научить­ся проведению стандартного прикладного исследования в определённой обла­сти психологии. В результате этой работы они должны

  • знать: основы проведения психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний;
  • уметь: проводить стандартное психологическое исследование, описывать и представлять его результаты;
  • владеть: навыками проведения психологических исследований, обработ­ки и описания его результатов, составления и оформления отчётов.

Студентам факультета психологии ИЭУиП, обучающимся по направле­нию подготовки 030300.62 «Психология», необходимо выполнить курсовую работу: по дисциплине «Общая психология» (в 4 семестре студентам дневной и заочной форм обучения и во 2 семестре — студентам заочной формы с сокра­щёнными сроками обучения). Студентам, обучающимся по направлению под­готовки 050700.62 «Специальное (дефектологическое) образование» во 2 се­местре так же необходимо выполнить курсовую работу по дисциплине «Общая и специальная психология».

Выполнение курсовой работы предусмотрено учебным планом и обяза­тельно для каждого студента. В результате выполнения курсовой работы сту­дент должен показать умение вести исследовательскую деятельность. Курсовые работы должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отноше­нии содержания и оформления.

Практика показывает, что студенты испытывают трудности при написа­нии курсовой работы. При этом они испытывают недостаток в методических пособиях, посвященных выполнению научных работ. Задача данного пособия — помочь студентам, работающим над курсовой работой, правильно выбрать те­му, проанализировать и обобщить библиографический и фактический материал по теме; выделить научную проблему и обоснованно выдвигать гипотезу, орга­низовать и провести сбор эмпирических данных; проанализировать и обобщить их, оформить свой текст в соответствии с определенными требованиями и т.д.

ПОДГОТОВКА К НАПИСАНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

  • Общие требования к курсовой работе

Выполнение и оформление курсовых работ — один из важных и перспек­тивных видов исследовательской деятельности в системе высшего учебного за­ведения. В творческом взаимодействии студента и преподавателя формируется личность будущего психолога, развивается умение решать актуальные психо­логические проблемы, самостоятельно ориентироваться в научной психологи­ческой литературе, успешно применять на практике теоретические знания.

Выполнение курсовой работы предусмотрено учебным планом и обяза­тельно для каждого студента. В результате выполнения курсовой работы сту­дент должен показать умение вести исследовательскую деятельность. Практика показывает, что студенты испытывают трудности при написании курсовой ра­боты. При этом они испытывают недостаток в методических пособиях, посвя­щенных выполнению научных работ. Задача данного пособия — помочь студен­там, работающим над курсовой работой.

При выполнении курсовой работы студент должен показать:

  • знание библиографического и фактического материала по теме;
  • умение его анализировать и обобщать;
  • умение выделять научную проблему и обоснованно выдвигать гипоте­зу;
  • умение организовать и провести сбор эмпирических данных;
  • умение анализировать эмпирический материал;
  • умение делать выводы и обобщения из полученных результатов;
  • умение излагать свои мысли в письменной форме;
  • умение оформлять свой текст в соответствии с определенными требо­ваниями.

При этом курсовая работа должна:

  • быть актуальной, соответствовать современному состоянию психоло­гии и перспективам развития общества;
  • носить научно-исследовательский характер;
  • содержать теоретическую главу и главы, посвященные анализу экспе­риментального фактического материала, т.е. иметь таблицы, графики, диаграммы и т.п.

Текст курсовой работы должен быть разбит на отдельные главы с подраз­делением на параграфы (вопросы), озаглавленные соответственно плану.

Одно из основных требований — четкое и логичное изложение материала, а также полное соответствие содержания теме курсовой работы.

Не рекомендуется вести изложение от первого лица единственного числа: «я наблюдал», «я считаю», «по моему мнению» и т.п. Корректнее использовать местоимение «мы», но желательно обойтись и без него. Допускаются обороты с сохранением первого лица множественного числа, в которых исключается ме­стоимение «мы», т.е. фразы строятся с употреблением слов «наблюдаем», «устанавливаем», «имеем». Можно использовать выражения: «на наш взгляд», «по нашему мнению», а также «по мнению автора» (курсовой работы) или вы­ражать ту же мысль в безличной форме: «изучение эмпирических данных сви­детельствует о том, что…», «на основе выполненного анализа можно утвер­ждать …», «проведенные исследования подтвердили.» и т.п.

В курсовой работе должно быть соблюдено единство стиля изложения, обеспечена орфографическая, синтаксическая и стилистическая грамотность в соответствии с нормами современного языка.

Курсовая работа не является пересказом изученного материала, а пред­ставляет собой его творческую переработку на основе знакомства с исследова­ниями по избранной теме и самостоятельного грамотного применения понятий­ного и методологического аппарата науки. Она не должна быть собственной ин­терпретацией проблемы, напоминающей школьное сочинение на свободную те­му или публицистическую статью, так как курсовая работа всегда основывается на научной или учебно-научной проблеме и опирается на научные источники.

Курсовая работа не может быть целиком простой компиляцией и состав­ляться из фрагментов статей и книг. Она должна иметь структуру, которая наполнена научным содержанием, фактами, раскрывающими взаимосвязь между явлениями, аргументами и т.д., содержать нечто новое: обобщение изученной литературы, материалов эмпирических исследований, в котором проявляется авторское видение проблемы и ее решения.

Курсовая работа является студенческим квалификационным учебно­научным произведением, посвященным самостоятельной разработке избранной проблемы. В ней должны быть четко сформулированы проблема и исследова­тельские вопросы, обоснована их актуальность, изложена степень изученности проблемы, состояние ее исследования. Она выполняется на основе знакомства с теоретическими подходами к проблеме, использования методологических зна­ний. В ней содержатся научные выводы, имеющие значение для дальнейших исследований проблемы. Курсовая работа, таким образом, носит целостный, однородный и завершенный характер.

Курсовая работа является результатом самостоятельного исследования студента под руководством преподавателя кафедры психологии. Прикрепление к преподавателям для руководства определяется специализацией и научными интересами студентов. Работа оформляется в виде текста по установленному образцу и представляется для защиты к определенному сроку. Научный руко­водитель помогает выбрать тему, рекомендует основную литературу по теме; проводит систематические консультации со студентами; проверяет выполнение работы по частям и в целом. Вместе с тем, ответственность за достоверность данных, сделанные выводы, своевременность выполнения работы и правиль­ность оформления возлагается на студента. Роль научного руководителя — это роль консультанта, а не соавтора работы студента.

  • Общие рекомендации к выбору темы курсовой работы

Выбор темы и постановка проблемы — начало любого исследования. При выборе темы целесообразно брать задачу сравнительно узкого плана с тем, что­бы можно было ее глубоко проработать. Темы курсовых работ, как правило, определяются и утверждаются на заседании кафедры психологии и доводятся до сведения студентов.

Основным критерием при выборе темы курсовой работы служит научный и практический интерес студента. В целях усиления связи обучения с практи­кой и подготовки студента к практической работе кафедра может рекомендо­вать студентам выполнение заказных тем курсовых работ, по заказам школ, детских садов, больниц, предприятий и организаций. Тема курсовой работы должна быть сформулирована в терминах психологии. В названии темы ча­стично может быть обозначена проблема. Например: «Методы психической са­морегуляции в психологической помощи работникам пожарной части», «Меж­личностные отношения в сельской многонациональной школе».

Таким образом, формулируя тему, мы выделяем проблему и сужаем диа­пазон ее возможных решений и в неявном виде выдвигаем гипотезу исследова­ния. Поэтому приступать к работе можно тогда, когда абсолютно ясна и отчет­ливо видна ее тема.

Работа должна быть представлена руководителю для проверки не позднее, чем за неделю до защиты. Руководитель не несет ответственность за своевре­менную проверку работы в случае, если работа не сдана в указанные сроки. Ка­федра периодически заслушивает информацию научных руководителей и сту­дентов о ходе подготовки курсовых работ.

  • Составление плана курсовой работы

Студент совместно с научным руководителем составляют примерный график написания курсовой работы. Составляется также примерный план всей курсовой работы. Во введении указывается в основных чертах гипотеза и про­блема исследования, цель и конкретные задачи, основные методики исследова­ния, характеристика выборки. Первоначальный рабочий план студент составля­ет совместно с руководителем. В дальнейшем такой план может уточняться, изменяться, однако основная задача должна оставаться неизменной.

При составлении плана студенту необходимо уяснить очередность и ло­гическую последовательность намеченных работ, определиться с базой иссле­дования, уточнить объём выборки, выбрать необходимые приемы и методы (методики) исследования и статистической обработки данных, сформулировать гипотезу, цель и задачи своего исследования. В творческом исследовании план имеет динамический, подвижный характер.

  • Библиографический подбор и изучение литературных источни­ков

Следующий этап работы — знакомство с опубликованной литературой по теме курсовой работы. Для подбора литературы могут быть использованы биб­лиографии монографий по теме курсовой работы или близкой к ней, библио­графические справочники, тематические сборники. Основную часть литературы можно найти в каталогах библиотеки. На основе небольшого числа обнаружен­ных работ по теме исследования появляется возможность выявить другие моно­графии, статьи авторов, занимающихся фундаментальными психологическими проблемами или смежными вопросами, так как каждая научная работа содер­жит, как правило, список литературы. Можно отбирать статьи по изучаемой проблеме из периодических изданий за определенный период.

По психологии издаются несколько научных журналов. Наиболее автори­тетные из них: «Психологический журнал», «Вопросы психологии», «Вестник МГУ», серия «Психология», «Психологическое обозрение», «Психологическая наука и образование», «Иностранная психология» и др. Среди газет можно вы­делить: «Школьный психолог», «Психологическая газета».

Значительно облегчит путь подбор монографии на нужную тему и изуче­ние напечатанного в ней списка литературы. Получив книгу в библиотеке и просмотрев оглавление, введение и заключение, можно понять, насколько она будет полезна для работы. Фрагменты некоторых книг следует отметить для ксерокопирования, чтобы иметь их дома. Так же можно воспользоваться и электронной библиотекой, войдя в личный кабинет студента на сайте ИЭУП.

Изучение научных публикаций можно проводить по следующему алго­ритму:

  • общее ознакомление с книгой, методическим пособием в целом по его оглавлению;
  • беглый просмотр всего содержания;
  • чтение в порядке последовательности расположения материала;
  • выборочное чтение какой-либо части книги;
  • выписка представляющих интерес материалов;
  • критическая оценка записанного, его редактирование.

При изучении литературы не нужно стремиться только к заимствованию материала. Параллельно следует обдумать найденную информацию, тогда соб­ственные мысли, возникшие в ходе знакомства с чужими работами, послужат основой для получения нового знания. При изучении литературы необходимо выбирать только ту информацию, которая имеет непосредственное отношение к теме курсовой работы. Необходимо тщательно оформлять выписки, указывая страницы.

О достоверности исходной информации может свидетельствовать не только характер первоисточника, но и научный, профессиональный авторитет его автора, его принадлежность к той или иной научной школе. Во всех случаях следует отбирать только последние данные, выбирать только авторитетные ис­точники.

Особой формой фактического материала являются цитаты, которые орга­нически вплетаются в текст курсовой работы. Отталкиваясь от их содержания, можно создать систему убедительных доказательств или использовать их для подтверждения отдельных суждений, которые делаются в курсовой работе.

Наряду с прямым цитированием часто прибегают к пересказу текста пер­воисточника. При этом в выписках обязательно нужно точно указывать источ­ник заимствования, чтобы при необходимости можно было легко найти его.

  • Сбор и анализ эмпирического материала

В основе планирования эксперимента лежат гипотеза и исследователь­ские задачи. Необходимо наметить программу и выбрать оптимальные методи­ки для проверки гипотезы. После того, как будет принято решение о том, какие методики применять, строится план проведения эксперимента, подбираются критерии статистической обработки количественных показателей.

В результате сбора информации по теме исследования должны быть по­лучены следующие сведения:

  • Кто и где (какие исследователи и в каких научных центрах) уже работал и работает по теме исследования?
  • Где опубликованы результаты этой работы (в каких источниках)?
  • В чем конкретно они состоят?

СТРУКТУРА КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Традиционно сложилась определенная композиционная структура курсо­вой работы, основными элементами которой в порядке их расположения явля­ются следующие:

  1. Титульный лист.
  2. Оглавление (содержание).
  3. Текст работы:

а) введение;

б) главы основной части;

в) выводы и предложения;

г) заключение.

  1. Список использованной литературы (библиография).
  2. Приложения.
  • Титульный лист

Титульный лист является первой страницей курсовой работы и заполня­ется по строго определенным правилам. В верхнем поле указывается наимено­вание учебного заведения и кафедры, по дисциплине которой пишется работа. В среднем поле дается тема курсовой работы. Далее, ближе к правому краю ти­тульного листа указывается фамилия и инициалы студента, фамилия и инициа­лы научного руководителя, а также его ученое звание и ученая степень. В ниж­нем поле указывается место выполнения курсовой работы и год ее написания (см. приложение 1).

  • Содержание (оглавление)

В нем приводятся все заголовки курсовой работы и указываются страни­цы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Сокращать или давать их в другой формулировке, последо­вательности и соподчиненности по сравнению с заголовками в тексте не допус­кается.

Заголовки одинаковых ступеней рубрикации необходимо располагать друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени смещают на три- пять знаков (или абзацный отступ) вправо по отношению к заголовкам преды­дущей ступени (см.параграф 3.1.0формление курсовых работ). Все заголовки начинают с прописной буквы без точки на конце. Последнее слово каждого за­головка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в пра­вом столбце содержания (см. приложение 2).

  • Введение

Это своего рода программа исследования, которая помогает понять, поче­му данное исследование имеет значение. Введение вместе с заключением — это «визитная карточка» работы, поэтому над ними необходимо работать очень тщательно. Во введении обычно кратко обосновывается актуальность выбран­ной темы, формулируется цель, объект и предмет исследования, выдвигается гипотеза, содержание поставленных задач, указывается избранный метод ис­следования, сообщается, в чем заключается теоретическая значимость и прак­тическая ценность полученных результатов.

В конце вводной части необходимо написать реферат о кратком содержа­нии основной части.

Окончательный вариант введения рекомендуется составлять в послед­нюю очередь, вместе с заключением. В начале работы над текстом делается лишь набросок введения. Объем введения должен составлять примерно деся­тую часть объема всего представленного материала.

Для того, чтобы проверить, правильно ли определены основные характе­ристики психологического исследования, можно попробовать ответить на сле­дующие вопросы:

Методические рекомендации по выполнению курсовых работ по психологии

Методические рекомендации по выполнению курсовых работ по психологии

Кроме перечисленных характеристик в экспериментальной работе во вве­дение возможно включение таких параметров как Методологическая и теоре­тическая основа исследования, Теоретическая значимость и новизна, Практи­ческая значимость. Это зависит от того, насколько теоретически и практически значима и глубока работа.

Формулировка этих характеристик будет зависеть от квалификации пре- подавателя-руководителя, подготовленности студента, специфики темы иссле­дования и других обстоятельств.

  • Главы основной части

Они занимают примерно от 2/3 до3/4 объема всей работы. Главы, как правило, делятся на параграфы, которые являются существенными аспектами этих глав. Каждая глава и параграф должны иметь четко сформулированное название, отражающее сущность содержания.

В первой главе (теоретической части), которая может состоять из не­скольких параграфов, подробно обосновывается актуальность темы исследова­ния, осуществляется аналитический обзор литературы, ставится проблема. За­вершается она обоснованием гипотез и методов исследования.

Ссылки на литературные источники. По контексту рукописи первой гла­вы курсовой работы автор может ссылаться на соответствующие литературные источники. Это делается тогда, когда текст литературного источника цитирует­ся дословно или когда используются мысли или идеи того или иного исследо­вателя. В этом случае в рукописи курсовой работы в квадратных скобках при­водится порядковый номер литературного источника по списку литературы, размещенному в конце работы, и страницы источника.

Примеры:

Б.Г. Ананьев пишет: «Личность есть объект и субъект исторического процесса, объект и субъект общественных отношений, субъект и объект об­щения, наконец, что очень важно, субъект общественного поведения — носи­тель нравственного поведения» [52, С. 121].

Или:

В работах ряда ученых-психологов освещаются результаты теоретиче­ских и опытно-экспериментальных исследований по проблемам психологиче­ского консультирования, психодиагностики и психокоррекции [8; 11; 13; 14; 18 и др.].

При ссылке на литературу число, заключенное до запятой, означает но­мер литературного источника по списку литературы, который приводится в конце курсовой работы. Второе число (после запятой) означает страницу ука­занного источника. Страницу необходимо указывать лишь в том случае, если приводится цитата. Числа, разделенные точкой с запятой, означают перечисле­ние литературных источников

Если цитируемое положение приводится не полностью, то пропущенные места заменяются тремя точками. Не допускается пропуск слов, меняющих смысл фрагмента. Цитаты в тексте должны использоваться умеренно, жела­тельно избегать больших по объему (на 0,5 стр. и больше) цитат. При необхо­димости же их использования рекомендуется сжато передать главную мысль своими словами, указав в скобках номер источника.

В конце каждого раздела теоретической части целесообразно давать краткое резюме. Приводимые в конце этой части общие выводы не должны быть повторением выводов по параграфам, а должны давать новый уровень обобщения.

В эмпирической части работы (как правило, это вторая и третья главы) описывается процесс и представляются результаты исследования автора. Во 2 главе необходимо дать полный перечень использованных методик, их описание и обоснование выбора. Если в работе использовались известные методики, их подробно описывать не надо, достаточно ссылки. Опросники и анкеты необхо­димо выносить в приложение, а в главе лишь дать описание методики, правила обработки результатов, инструкцию и т.д., сославшись на приложение (напри­мер, см.приложение1).Затем следует описание выборки испытуемых: количе­ство, состав по полу, возрастные параметры, существенные социально­демографические характеристики. Далее приводится процедура организации и условия проведения исследования.

В 3 главе отдельно могут быть выделены такие параграфы, как «результа­ты», где данные исследования представляются в виде фактической информации без суждений и комментариев, и «Интерпретация данных», где полученные ре­зультаты комментируются и обсуждаются.

Результаты обработки данных могут быть компактно и наглядно пред­ставлены в виде таблиц, рисунков.

Иллюстрации в курсовой работе размещаются тогда, когда они могут придать излагаемому материалу ясность, конкретность и образность. Все иллю­страции (фотографии, схемы, диаграммы, гистограммы, графики и т.п.) имену­ются рисунками. Нумерация рисунков должна быть сквозной для всего текста работы арабскими цифрами. Все рисунки сопровождаются подписью непосред­ственно после номера рисунка. В конце подписи (наименования рисунка) точка не ставится. Рисунки должны размешаться сразу же после первого упоминания о них в контексте дипломной работы. Если после упоминания о рисунке остав­шееся место на странице не позволяет его разместить, то рисунок размещается на следующей странице.

Рис. 1. Зависимость продуктивности произвольного внимания от уровня тревожности в ситуации экзаменационного стресса
Рис. 1. Зависимость продуктивности произвольного внимания от уровня тревожности в ситуации экзаменационного стресса

Таблицы следует располагать после первого упоминания о них в тексте. Если таблицы с текстом непосредственно не связаны, не имеют первостепенно­го значения, то можно их располагать в приложении.

Все таблицы должны иметь заголовок, который располагается над табли­цей. Заголовок должен кратко характеризовать значение табличных данных.

При необходимости под заголовком меньшим шрифтом в скобках дается уточняющее наименование приведенных в таблице данных. Точка в конце заго­ловка не ставится.

Каждая таблица нумеруется арабскими цифрами аналогично нумерации рисунков. Располагается нумерация сверху заголовка справа. В случае если на одной странице таблица не вмещается, продолжают ее на следующей странице. В этом случае на следующей странице над таблицей пишут «Продолжение табл. 3». Пример оформления одной из таблиц показан ниже.

Уровневые характеристики отношений и их влияние на интегральный показатель состояний
Уровневые характеристики отношений и их влияние на интегральный показатель состояний

«В формуле (2.3).». Значения принятых в формуле символов и коэффициен­тов приводятся непосредственно под формулой в той последовательности, в ка­кой они даны в формуле. Каждое из них начинается с новой строки, первая строка начинается со слова «где».

Формулы выписываются аккуратно, черным цветом. Их нумеруют в пре­делах главы арабскими цифрами. Например, (2.3) (третья формула второй гла­вы). При ссылке на формулу номер формулы указывается в скобках, например:

Например:

Методические рекомендации по выполнению курсовых работ по психологии

При оформлении данной части работы следует учесть, что новые главы начинаются с нового листа, а новые параграфы продолжаются на том же листе, на котором закончился предыдущий параграф.

Использование методов математической статистики при обработке пер­вичных эмпирических данных необходимо для повышения достоверности вы­водов. При этом не рекомендуется ограничиваться использованием только та­ких показателей, как средние арифметические и проценты. Они чаще всего не дают достаточных оснований для обоснованных выводов из эмпирических дан­ных.

Выбор метода математической обработки полученных эмпирических данных — очень важная и ответственная часть исследования. И делать это луч­ше до того, как получены данные. При планировании исследования необходимо заранее продумать, какие эмпирические показатели будут регистрироваться, с помощью каких методов будут обрабатываться, и какие выводы при разных ре­зультатах обработки можно будет сделать.

При выборе математико-статистического критерия нужно ориентировать­ся на тип распределения данных, который получился в исследовании. Парамет­рические критерии используются в том случае, когда распределение получен­ных данных рассматривается как нормальное.

Для непараметрических критериев тип распределения данных не имеет значения. При небольших объемах выборки испытуемых, используемых обыч­но в курсовой работе, целесообразно выбрать непараметрические критерии, ко­торые дают большую достоверность выводам, независимо от того, получено ли в исследовании нормальное распределение данных. Большинство психологиче­ских работ сводятся к нескольким типам исследовательских задач, которые и предопределяют тип математико-статистического критерия.

Во многих исследованиях осуществляется поиск различий в психологиче­ских показателях у испытуемых, имеющих те или иные особенности. При обра­ботке соответствующих данных могут использоваться критерии для выявления различий в уровне исследуемого признака или в его распределении. Для опре­деления значимости различий в проявлении признака в психологических иссле­дованиях часто используются такие показатели, как парный критерий Вилкок- сона, U-критерий Манна-Уитни, критерий хи-квадрат (х2), критерий Фишера, ‘t- критерий Стьюдента.

Во многих исследованиях осуществляется поиск взаимосвязи психологи­ческих показателей у одних и тех же испытуемых. Для обработки соответству­ющих данных могут использоваться коэффициенты корреляции. Связь величин друг с другом и их зависимость часто характеризуется коэффициентом линей­ной корреляции Пирсона и коэффициентом ранговой корреляции Спирмена.

Структура данных (и соответственно структура изучаемой психологиче­ской реальности), а также их взаимосвязь выявляется факторным анализом.

Во многих исследованиях интерес представляет анализ изменчивости признака под влиянием каких-либо контролируемых факторов, или, другими словами, оценка влияния разных факторов на изучаемый признак. Для матема­тической обработки данных в таких задачах может использоваться U-критерий Манна-Уитни, критерий Краскела-Уоллиса, Т-критерий Вилкоксона. критерий X2 Фридмана.

Однако для исследования влияния, а тем более взаимовлияния несколь­ких факторов на изучаемый параметр полезнее может оказаться дисперсионный анализ. Исследователь исходит из предположения, что одни переменные могут рассматриваться как причины, а другие как следствия. Переменные первого ро­да считаются факторами, а переменные второго рода — результативными при­знаками. В этом отличие дисперсионного анализа от корреляционного, в кото­ром предполагается, что изменения одного признака просто связаны с опреде­ленными изменениями другого.

Во многих исследованиях выявляется значимость изменений (сдвига) ка­ких-либо психологических, поведенческих параметров и проявлений за опреде­ленный промежуток времени, в определенных условиях (например, в условиях коррекционного воздействия, тренинга и т.д.). Формирующие эксперименты в практической психологии решают именно эту задачу. Для обработки соответ­ствующих данных могут использоваться коэффициенты для оценки достовер­ности сдвига в значениях исследуемого признака. Для этого часто применяются критерии знаков, Т-критерий Вилкоксона.

Важно обратить внимание на ограничения, которые имеет каждый крите­рий. Если один критерий не подходит для анализа имеющихся данных, всегда можно найти какой-либо другой, возможно, изменив тип представления самих данных.

После знакомства с процедурой вычисления критерия можно проводить «ручную» обработку данных или воспользоваться статистической программой персонального компьютера.

Применение математико-статистических критериев для проверки значи­мости изменений придаст большую доказательность выводам вашей курсовой работы.

  • Выводы и предложения, заключение

В этой части работы делаются обобщенные выводы, в которых находят отражение основные результаты исследования. Выводы излагаются кратко по пунктам: 1, 2, 3 и т.д. Целесообразно выводы соотнести с задачами, сформули- рорванными во введении к курсовой работе. Кроме этого в выводах даются ре­комендации и предложения вытекающие из курсовой работы.

Заключение играет роль концовки, которая носит форму синтеза накоп­ленной в основной части научной информации. Это последовательное, логиче­ски стройное изложение полученных итогов и их соотношение с общей целью и конкретными задачами, составленными и сформулированными во введении. Именно здесь содержится «выводное» знание, которое является новым по от­ношению к исходному знанию. При этом указывается вытекающая из конечных результатов научная новизна и практическая ценность, важные побочные ре­зультаты, вновь возникающие задачи, направления дальнейшей разработки проблемы, практические предложения.

Композиционная структура должна соответствовать виду работы. Между различными ее разделами должна существовать связь, преемственность и обос­нованность логических переходов.

  • Список использованной литературы

После заключения принято помещать библиографический список исполь­зованной литературы. Этот список составляет одну из существенных частей ра­боты и отражает самостоятельную творческую работу учащегося.

Каждый включенный в список литературный источник должен иметь от­ражение в тексте работы. Если студент делает ссылку на какие-либо заимство­ванные факты или цитирует работы других авторов, то он должен обязательно указать, откуда взяты приведенные материалы. Не следует включать в библио­графический список те работы, которые, фактически, не были использованы. Не рекомендуется включать в этот список энциклопедии, справочники, научно­популярные книги, газеты. Если есть необходимость в использовании таких из­даний, то следует привести их в подстрочных ссылках в тексте работы.

Список работы оформляется следующим образом (примеры):

  • у книги указывается последовательно фамилия и инициалы автора, название книги, место издания, издательство, год издания и общее количество страниц. Например:

Произведения печати одного автора или составителя

  1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоот­ношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы / Пер. с англ.; Отв. ред. М.С. Мацковский. — СПб.: Лениздат, 1992. — 400 с.
  2. Грановская M. Элементы практической психологии. — 3-е изд., перераб. И доп. — СПб.: Свет, 1997. — 608 с.

Произведения печати двух-трех авторов

  1. Талызина Н.Ф., Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Природа индивидуаль­ных различий. — М.: МГУ, 1991. — 192 с.

Произведения печати более трех авторов

  1. Психосоциальная коррекция и реабилитация несовершеннолетних с девиа­нтным поведением / С.А. Беличева, О.В. Кардашина, Н.Д. Линде и др.; Под ред. С.А. Беличевой. — М.: Здоровье России, 1999. — 181 с.
  • у журнальной статьи указывается автор, его инициалы, название статьи, название журнала, год издания, номер журнала, страницы. Например:
  1. Гуткина Н.И. Психологические проблемы взаимодействия учителя с под­ростком // Вопросы психологии. — 1984. — № 2. — С. 99-106.
  • у статьи из сборника научных трудов указывается фамилия и инициалы автора, название статьи, название сборника, инициалы и фамилия научного ре­дактора, место издания, издательство, год, станицы. Например:
  1. Ваганова В.И., Карпов В.В. Методика применения учебных телепередач // Теория и практика применения наглядных пособий и технических средств обучения в профессиональной школе: Сб. учеб.-метод. ст. / Под ред. А.А. Кывсръял-га, А.В. Батаршсва. — М.: Высш. Шк., 1990. — С. 117 — 127.
  2. Донцов А.И. Общение как фактор развития коллектива // Общение и опти­мизация совместной деятельности / Под ред. Г.М. Андреевой, ЯЯноушека. — М.: Изд-во МГУ, 1987. — С. 20-24.
  • авторефераты диссертаций. Например:
  1. Кольев А.Ф. Особенности индивидуального психологического консультиро­вания и диалогического общения: Автореф. дис…. канд. психол. наук (19.00.01). — М.: АПН СССР, 1991. — 18 с.
  2. Шмелев А.Г. Психосемантика и психодиагностика личности: Автореф. дис. … д-ра психол. наук (19.00.01). — М.: МГУ, 1994. — 40 с.

Использование литературы на иностранных языках значительно повыша­ет уровень работы. Однако следует избегать произвольного перевода иностран­ных терминов. При отсутствии в русском языке равного эквивалента того или иного иностранного слова необходимо подобрать наиболее близкий по значе­нию русский термин, указав в скобках его транскрипцию на языке оригинала.

  • Приложение

В приложение помещают образцы инструментария (анкет, вопросников, интервью), а также вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают текст основной части работы (фотоматериалы, иллюстрации, таблицы, схемы, графики, протоколы наблюдений и бесед и т.д.).

По содержанию приложения очень разнообразны. Это, например, могут быть копии подлинных документов, выдержки из отчетных материалов, произ­водственные планы и протоколы, отдельные приложения из инструкций и пра­вил, ранее неопубликованные тексты, переписка, графики, карты.

Приложения оформляются как продолжение работы на последних ее страницах. При большом объеме или формате приложения оформляют в виде самостоятельного блока в специальной папке.

Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с ука­занием в правом углу слова «Приложение» и иметь тематический заголовок. При наличии в работе более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами, например: «Приложение 1», «Приложение 2» и т.д. Нумерация стра­ниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать об­щую нумерацию страниц основного текста.

Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом «смотри»; оно обычно сокращается и заклю­чается вместе с шифром в круглые скобки по форме: (см. Приложение 1).

ОФОРМЛЕНИЕ И ЗАЩИТА КУРСОВЫХ РАБОТ

  • Правила оформления курсовых работ

При оформлении курсовой работы следует придерживаться следующих правил. При написании работы студенту рекомендуется сохранять у себя копии всех материалов и текста, так как работа остается в качестве документа на со­ответствующей кафедре. Написав черновую рукопись, отредактировать весь написанный текст.

Все страницы необходимо нумеровать, начиная с титульного листа. На титульном листе номер страницы не ставится. Цифру, обозначающую порядко­вый номер страницы, ставят в середине верхнего поля страницы.

Каждая глава, а также введение, выводы и предложения, заключение начинаются с новой страницы.

Размер бумаги — А4

Поля: левое — 30 мм, правое — 10-15 мм, сверху — 20 мм, снизу — 20 мм Возможно применение по крайней мере трех стилей:

Основной, Заголовок 1, Заголовок 2

Полезно также создать стили для текстов таблиц, их заголовков и подпи­сей под рисунками

Настройки основного стиля Шрифт — 14, типа Times New Roman Межстрочный интервал — полуторный Отступ красной строки — 1,3 см Отступы до и после абзаца — 0 Выравнивание — двустороннее (по ширине)

Переносы установлены

Настройки стилей заголовков

Заголовок главы:

Кегль 14, типа Times New Roman, полужирный Межстрочный интервал — полуторный Отступ красной строки — 0 Начинать с новой страницы Выравнивание — по центру

После названия главы в тексте оставляется пустая строка.

Название параграфов внутри главы Кегль 14, типа Times New Roman, полужирный, возможен курсив Межстрочный интервал — полуторный Отступ красной строки — 1,3 Выравнивание — влево (с отступом 1,3 см)

В текстовом редакторе Microsoft Word этим трем стилям соответствуют: обычный, Заголовок 1, Заголовок 2

Установить этим стилям нужные параметры можно через меню Фор- мат/Стилъ/Изменитъ

Нумерация глав и пунктов При правильном назначении стилей главам и пунктам (а возможно, и подпунктам) многоуровневая нумерация расставляется текстовым редактором автоматически: Формат/Стиль/Многоуровневый. Это позволяет добавлять, пе­реносить или удалять отдельные пункты в процессе устранения замечаний научного руководителя курсовой работы, не заботясь об их нумерации.

Сборка оглавления

При правильном назначении стилей главам и пунктам сборка оглавления обеспечивается средствами текстового редактора в Microsoft Word. Это делает­ся через меню Вставка/Ссылка и указатели/корешок «Оглавление».

При этом рекомендуется ограничиться двумя уровнями — т.е. Заголовок 1 и Заголовок 2. Следует учесть, что собранное Оглавление будет вставлено в ме­сто работы, где был установлен курсор. Рекомендуется оглавление вставлять после титульного листа курсовой работы.

Не допускается в отпечатанной рукописи делать вставки, вписанные от руки между строк или на оборотной стороне страницы.

В случае большого количества материала, собранного в процессе работы, важной задачей студента оказывается отбор главного, наиболее существенного, необходимого для раскрытия темы и представляющего наибольшую ценность для доказательства основных положений работы. Некоторые материалы спра­вочного характера могут быть помещены в приложении. Приложение не входит в общий объем работы.

  • Защита курсовых работ

Студент представляет законченную и полностью оформленную курсовую работу научному руководителю не позднее, чем за неделю до защиты.

Процедура защиты предполагает следующие основные моменты:

  1. Выступление студента. Обратившись к членам комиссии и ко всем присутствующим, студент предлагает их вниманию тему своей курсовой работы и излагает ее основное содержание, делая акценты при этом на наиболее значи­мой информации (на актуальности выбранной темы, целях и задачах работы, объекте и предмете изучения, выдвигаемой гипотезе, полученных выводах и ре­зультатах своего исследования). Студенту следует иметь в виду, что продолжи­тельность его доклада не должна превышать 5-7 минут. Данное выступление студента должно быть заранее продумано и изложено письменно в форме тези­сов доклада. Не рекомендуется зачитывать текст своего выступления (хотя сту­дент и может иметь его перед собой), поскольку свободный рассказ по теме, как правило, не только вызывает живой интерес к работе, но и свидетельствует об уровне подготовки и глубине специальных знаний по проблеме курсовой рабо­ты.
  2. Выступление присутствующих на защите. Поскольку защита носит публичный характер, то в обсуждении курсовой работы может принять участие любой преподаватель, специалист-практик, студент или другой слушатель, находящийся в аудитории.
  3. Вопросы к автору работы и его ответы.

В заключительном слове студент может дать те или иные разъяснения, выразить несогласие (обоснованное) с тем или иным замечанием в адрес рабо­ты и т.д. Рекомендуется поблагодарить членов комиссии и всех присутствую­щих на защите за проявленный интерес к его работе.

Основными критериями оценки курсовой работы являются:

  • актуальность и степень разработанности темы;
  • использование первоисточников: классических работ, материалов эм­пирических исследований по этой теме и т.п.;
  • методологическая грамотность, полнота раскрытия темы;
  • самостоятельность и творческий подход;
  • адекватность применяемых в исследовании методов;
  • корректность применения математических методов обработки и выво­дов исследования;
  • владение психологической терминологией и стилем научного изложе­ния;
  • публичное выступление и ответы на вопросы комиссии и присутству­ющих на защите;
  • правильность и аккуратность оформления.

Оценка курсовой работы утверждается в день защиты по результатам за­щиты специально созданной комиссией и оформляется дифференцированным зачетом, либо оценкой.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Методические рекомендации по выполнению дипломных работ по психо­логии. Учебно-методическое пособие / Под ред. Р.Ф. Сулейманова. — Ка­зань: Изд-во «Таглимат» Института экономики, управления и права, 2005. — 65 с.
  2. Сулейманов Р.Ф., Сердюкова Ю.А. Методическое руководство по выпол­нению курсовых работ по психологии. Учебно-методическое пособие. — Казань: Изд-во «Таглимат» Института экономики, управления и права, 2005. — 65 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ Пример оформления титульного листа курсовой работы
ПРИЛОЖЕНИЯ Пример оформления титульного листа курсовой работы
Пример оформления содержания (оглавления)
Пример оформления содержания (оглавления)

Примеры оформления гистограмм (рисунков)

Рис.1. Состояние корпоративной культуры по секциям
Рис.1. Состояние корпоративной культуры по секциям
Рис.2. Сравнительный анализ факторов риска профессионального выго¬рания начинающих и продолжающих работников ОВД
Рис.2. Сравнительный анализ факторов риска профессионального выгорания начинающих и продолжающих работников ОВД
Рис.3. Сравнительный анализ форм агрессивного поведения начинающих и продолжающих работников ОВД
Рис.3. Сравнительный анализ форм агрессивного поведения начинающих и продолжающих работников ОВД
Рис. 4. Рельеф фонового психического состояния студентов экстравертов и интровертов
Рис. 4. Рельеф фонового психического состояния студентов экстравертов и интровертов

Примеры оформления таблиц

Матрица интеркорреляций психологических свойств и адаптивности в группе родителей, воспитывающих здоровых детей
Матрица интеркорреляций психологических свойств и адаптивности в группе родителей, воспитывающих здоровых детей
Симптомы эмоционального выгорания медработников
Симптомы эмоционального выгорания медработников
Методические рекомендации по выполнению курсовых работ по психологии
Методические рекомендации по выполнению курсовых работ по психологии

Сулейманов Рамиль Фаилович, Васильева Татьяна Николаевна

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВЫХ РАБОТ ПО ПСИХОЛОГИИ

Подписано в печать 00.00.08. Формат 60×90 1/16 Гарнитура Times New Roman Cyr, 14. Уел. печ. л. — 0,00.

Тираж 100 экз.

Издательство «Познание» ИЭУП Лицензия № 172 от 12.09.96 г. 420108, г. Казань, ул. Зайцева, д. 17

Скачать методичку

Методические рекомендации по выполнению курсовых работ по психологии
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
Share via
Copy link
Powered by Social Snap