Сексуальность и мораль

Брак и сексуальность

Сексуальность является фактором, побуждающим людей к совместному проживанию и деятельности, является одной из основных составляющих семейной жизни. Близость – как эмоциональная, так и сексуальная – питает и придаёт энергии семейным отношениям, позволяя каждому партнёру чувствовать себя любимым и желанным. Создание полноценных и приносящих радость сексуальных отношений, важная составляющая гармонии семейных отношений.

Хотя секс совершенно естествен, он не всегда естественно совершенен.

Природа сексуальности

Сексуальность, в первую очередь, предназначена для продолжения рода.

Сексуальность является врождённой потребностью и функцией человеческого организма, подобно процессам дыхания, пищеварения и др. Несмотря на то, что развитие современной цивилизации достигло немалых высот, человечество по-прежнему остаётся частью природы и по-прежнему подчиняется её законам. И в первую очередь это касается вопросов взаимоотношения полов. Потребность в самосохранении, инстинкт размножения – это одна из базовых мотиваций человека.

В одной из гипотез, разработанной учёными, говорится, что в основе сексуальности лежат физиологические процессы. Состояние пылкой влюблённости, (страсть, но не любовь) длится, в среднем, от 12 до 17 месяцев. Этого времени достаточно, чтобы установить взаимоотношения или расстаться. Когда душа и тело соединились, начинается новый этап в отношениях. Он длится в среднем три года. Этого времени достаточно, чтобы выкормить и выносить младенца. Чаще всего отношения распадаются на четвёртом году совместной жизни. Примерно 50% опрошенных пар признались, что не знают, что нужно делать, чтобы вернуть романтику в отношения.

Проходит не любовь, а страсть

Если на первых этапах отношений действуют, в основном, физиологические процессы влечения друг к другу (согласно выводам учёных), то затем, если вы сами не будете сознательно строить отношения, влюблённость вскоре исчезнет.

Но проходит не любовь, а страсть, пылкая влюблённость. Влюблённость, страсть – это ещё не любовь, так как от нас не требуется никаких сознательных усилий. Это тот же инстинкт, который заставляет человека заботиться о своей безопасности. В это время мы закрываем глаза на многие проступки и недостатки нашего партнёра – мы их просто не видим, ведь у нас только одно желание – быть вместе. Очень многие люди именно так и относятся к браку: влюбился, женился, и все идёт как по маслу.

Когда влюблённость проходит, то «наши глаза открываются» и мы постепенно начинаем видеть то, что до этого вовсе не замечали, а именно: разбросанные вещи по всему дому, оставленные в раковине «разные следы», волосы и т.д. Большинство людей видит только два пути решения новой ситуации: «буду мучиться и терпеть ради детей» и «нужно искать счастье с другим человеком». Но, согласно статистике, вторые браки заканчивается разводом – в 68% случаев, а третьи – в 74%. Есть такое правило: «Второй брак хуже первого, а третий – хуже первого и второго вместе взятых». Мучиться ради детей – это тоже не выход. Есть третий и единственный путь решения проблемы — это поверить и признать тот факт, что любовь существует. Умению любить можно и нужно научиться, даже тогда, когда кажется, что все чувства утеряны и их уже не вернуть.

Сексуальность как эротическая любовь

Эротическая любовь человека – это наиболее зрелая фаза в развитии сексуальности.

Согласно статистике, примерно у 10% живущих в браке более 20 лет наблюдается удивительная живучесть чувств и отношений. Но это не страсть и не влюблённость. Это любовь и связана она уже не с физиологией, а с психологией человека. В данном случае «сексуальность» выступает как сознательно развитое чувство в форме эротической любви. Здесь сексуальность направлена на достижение не только сексуального удовлетворения, но и социально-психологического состояния, обозначаемого как «счастье».

Получить физическое наслаждение, сексуальное удовлетворение возможно и без любви, но только есть одно «Но»! Только при наличии такой «мелочи», как любовь можно добиться полного счастья. Человек не зверь: для высшего удовлетворения его самой сильной потребности недостаточно удовлетворения одной только физиологической стороны, ему необходимо также и духовное единение. Если этого нет, тогда сексуальность реализуется чисто механически, и у неё нет будущего.

Как сохранить сексуальность в браке?

Большинство пар, около 90%, гораздо старательнее готовятся к брачной церемонии, чем к самому браку.

В основе эротической любви человека лежит уровень культуры. И здесь на первый план выходит человеческая личность, сознание. Одними из важнейших факторов, влияющих на уровень счастья – это образование и просвещение. Чем они выше, тем выше и уровень счастья, отмечают социологи и психологи.

Количество счастливых людей среди людей с неполным средним образованием — 39%, со средним – 49%, со средним специальным – 56%, а высшим – 69%. Сексуальные взаимоотношения, их успешность, длительность, яркость и эмоциональность, тесно связаны со способностью взаимодействовать с партнёром, понимать его. Сексуальные отношения предполагают высокую степень интимности, личностной включенности, участия, настроенности на другого человека. Сексуальность — это приглашение к сексу, это соблазнение. Можно сколько угодно говорить о сексе – технике, позах, разнообразии и т.п. Но только любовь делает человека счастливым, его существование полноценным. Любовь — это телесное и духовное единение мужчины и женщины.

Основным носителем эротической любви можно считать средний класс, достигший экономической, финансовой устойчивости, образованный, с запасом свободного времени и сформированными ценностями межличностного общения. Уровень счастья тесно связан с уровнем благосостояния. Среди людей, по данным майского опроса, кому не хватает денег на еду (бедные), счастливых лишь 36%, а среди тех, у кого доходы превышают средний уровень – 78%. Да, законы жизни таковы, что рай в шалаше не получится. Лишь при достижении определённого уровня и качества жизни, наши усилия могут обратиться в сексуальную сферу для достижения эротической любви. В то же время уровень жизни необходимое, но не достаточное условие рождения эротической любви. За деньги можно купить еду, но нельзя купить аппетит. Можно купить лекарства, но нельзя купить здоровье. Можно заплатить за секс, но нельзя купить любовь.

«Умолкнул бес. Мария в тишине
Коварному внимала сатане.
“Что ж? — думала, — быть может, прав лукавый;
Слыхала я, ни почестьми, ни славой,
Ни золотом блаженства не купить;
Слыхала я, что надобно любить…
Любить! Но как, зачем и что такое?»

А. С. Пушкин. «Гаврилиада».

Под воздействием инстинкта самосохранения, большинство людей стремится к стабильности, они стараются исключить рискованные действия. Если же мы хотим достичь эротической любви, то не должны держаться за успокоительное чувство безопасности. Любовь там, где риск. Мы должны набраться мужества для сознательного развития своей личности. В решении проблем сексуальности лёгких путей нет. В сущности, есть только один путь — духовный рост. «Путь к счастью» — это очень трудная работа.

Никто за нас нам не поможет. Взаимоотношения — это незавершённая работа, вечно строящиеся, как дом или жизнь. Здесь важно сохранять чувство реальности и понимать, что невозможно достичь счастья за короткое время, одним рывком. Нужны постоянные, осознанные усилия и огромное терпение. И однажды, будьте уверены, наступит чудо.

Сексуальность, любовь и брак

С одной стороны, супружеские отношения, особенно при наличии детей, способны создать широкую сферу социальной и психологической общности, взаимного доверия и понимания, в которой современный человек остро нуждается. Женатые люди в среднем чувствуют себя гораздо увереннее и счастливее, чем холостяки, а имеющие детей — чем бездетные. Сочетание физической и духовной близости гармонизирует эмоциональные реакции любящих, повышает их эмпатию, что проявляется и в сексуальной сфере. С другой стороны, брак ограничивает, во всяком случае морально, сексуальную свободу индивида, его право устанавливать новые контакты и связи, а привычка и рутинизация супружеских отношений, которые нередко растворяются в материально-бытовых заботах, притупляют остроту и свежесть чувств. Не секрет, что у многих супружеских пар интенсивность половой жизни и удовлетворенность ее качеством с течением времени снижаются, причем вовсе не вследствие старения супругов — часто это происходит уже в первые годы брака и у молодых людей [340], а в результате рутинизации их взаимоотношений, из которых исчезают радость открытия, новизна, спонтанность. Сексуальная неудовлетворенность и дисгармония — одна из существенных причин разводов и нервных заболеваний; по некоторым данным, семейно-бытовые, включая сексуальные, трудности характерны для 65% неврологических больных [63].

Вопрос об интенсивности половой жизни в браке методически очень сложен. Выше отмечалось, что средний общий уровень сексуальной активности современных супругов выше, чем у прошлых поколений. Сексуальной стороне брака придается большее значение. По данным опросов С. И. Голода (1978, 1981), сексуальная гармония и удовлетворенность устойчиво занимают третье место на адаптационной шкале, измеряющей благополучие и устойчивость брака, после духовной и психологической совместимости у супругов, состоящих в браке до 10 лет, и после духовной и бытовой совместимости у проживших от 10 до 15 лет. Среди пар, удовлетворенных браком, сексуально совместимыми оказались практически все, а среди неудовлетворенных- только 63% [26]. 60% опрошенных молодых супругов считают сексуальное удовлетворение важным аспектом брака, две трети опрошенных допускают и одобряют добрачный сексуальный опыт и фактически имеют таковой. Ведущий сексолог Тодор Бостанджиев, обобщая результаты своего исследования «Половая жизнь молодежи» и исследования стабильности молодой семьи, выполненного под руководством Марии Динковой, пишет, что сексуальность — важный стабилизирующий фактор супружества. «В семьях, где супруги придают значение половой жизни и она удовлетворяет их обоих, чувства глубже, взаимоотношения же — гармоничнее» [60а]. Вместе с тем исследователи отмечают частую рассогласованность мужских и женских сексуальных желаний, а также издержки, связанные с недостаточно высокой сексуальной культурой населения.

При всей связанности с институтами брака и супружества сексуальность все же относительно автономна от них. Существуют достоверные данные, что сексуальная активность супругов и их заинтересованность в интимной близости снижаются с возрастом супругов и стажем супружества. По данным ученых, средняя частота половых актов на первом году брака составляет 11 раз в месяц, на втором — 9-10, а при стаже от 4 до 10 лет — 8-9 раз [330]. На втором году супружества обнаруживается некоторая рассогласованность желаний мужа и жены: многие женщины проявляют меньшую заинтересованность в половой жизни, нежели их мужья, что снижает у последних удовлетворенность сексуальной стороной брака, но дальнейшего снижения сексуальной удовлетворенности мужчин при брачном стаже от 4 до 10 лет не наблюдается. По-видимому, устанавливается какой-то взаимоприемлемый для обоих супругов ритм, хотя некоторая рассогласованность желаний сохраняется и в более старших возрастах. Среди 30-40-летних супругов, обследованных профессором Люкке Арезин (ГДР), желание более интенсивной сексуальной жизни высказали более двух третей мужчин и меньше трети женщин.

Наиболее совершенное в методологическом отношении обследование в 1970 и 1975 гг. 2000 американских супружеских пар [213] показало, что частота половых актов зависит от нескольких факторов: времени рождения и возраста жены и мужа, времени заключения и продолжительности брака и, наконец, продолжительности периода наблюдения.

В целом у женщин от 15 до 48 лет частота половых сношений с возрастом увеличивается, но в замедляющемся темпе; это соответствует традиционным представлениям о росте женской сексуальной активности. Возраст мужа на частоту половых актов влияет мало, хотя очень небольшое и медленное снижение сексуальной активности начинается уже после 17 лет. С ростом продолжительности брака половые сношения становятся реже, но этот процесс не является линейным; в первые 2-3 года супружества сексуальная активность снижается, затем снова растет сначала в ускоряющемся, а затем, между 6-м и 10-м годом брака, — в снижающемся темпе. Однако эти процессы могут быть неодинаковыми в разных когортах.

Разумеется, усредненные социологические данные не заменяют углубленных клинических и биографических исследований. Они показывают, что психосексуальное развитие как в восходящей, так и в нисходящей фазе не может быть понято как нечто онтогенетически инвариантное, но должно изучаться в русле общих закономерностей индивидуального жизненного пути и с учетом особенностей обоих супругов.

Брак — не просто взаимные ограничения и обязанности. Тесный физический контакт способствует даже синхронизации некоторых физиологических процессов супружеской пары — температуры тела, частоты сердцебиений, гормональных циклов, вплоть до того, что пик уровня тестостерона в крови мужа наступает параллельно повышению его у жены в соответствующий момент менструального цикла, что предположительно способствует также синхронизации их эротических желаний [280]. Вместе с тем некоторые мужские субстанции, в частности подмышечные выделения, активизируют и способствуют нормализации женского менструального цикла (Катлер У. Прети Д., 1984). Нейроэндокринные механизмы такой синхронизации не вполне ясны; некоторые исследователи предполагают, что посредническую функцию выполняют, как и у животных, феромоны, хотя их наличие у человека остается гипотетическим [261]. Однако синхронизация некоторых физиологических процессов может быть следствием не только сексуальной, но и психологической близости. Например, синхронизация сердцебиения в ряде случаев наблюдалась у однополых индивидов, не связанных сексуальными отношениями, но вовлеченных в решение какой-то общей задачи и близких друг другу психологически [61]. Проблема особых телесных эманаций, невидимых для окружающих, но улавливаемых близкими людьми и теми, кто обладает особой чувствительностью, сегодня стала актуальной не только для парапсихологов. Супружеская пара, как и личность, обладает духовной и психофизиологической индивидуальностью, единство которой не ограничивается сексуальной сферой.

Во всех сколько-нибудь сложных культурах любовь, во всяком случае в высших ее проявлениях, описывается не в натуралистических, а в религиозно-философских и эстетических терминах, ценностно-аксиологически. Для приобщения к культуре, как и для познания человека, недостаточно «внешнего» рассмотрения, включения в систему объективных причинно-следственных связей (объяснение) . Тут требуется иное, внутреннее, проникновение, понимание, основанное на диалоге.

Почему я говорю здесь об этих тривиальных вещах?

Потому что они тоже имеют практическое значение. Если любовь — запретный для науки сюжет, а без нее сексуальная мотивация заведомо неполна, то невозможна и психология сексуальности, сексология ограничивается изучением простейших, элементарных форм сексуального поведения. Если, напротив, наука — альфа и омега всего, а чего она не может, просто не заслуживает внимания, то люди должны так же почтительно взирать на статистические выкладки, как некогда — на божественные заповеди.

Однако именно этого нельзя делать. В том, что касается человеческой жизни, наука дает не столько рецепты, сколько пищу для самостоятельных размышлений, помогающих индивиду выработать собственный стиль жизни и душевного творчества, высшим проявлением которого становится любовь.

Скачать

Сексуальность и мораль
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
Share via
Copy link
Powered by Social Snap