Аргументы в пользу рискованных игр в век чрезмерной опеки

Помните детские площадки? Я говорю о реальных детских площадках: высоких металлических конструкциях, деревянных крепостях с занозами, ракетах, кораблях, всевозможных конструкциях, на которые можно забираться вечно, и качелях, на которых можно делать солнышко; детских площадках, где ободранные коленки и иногда выпадающий зуб были знаками отличия, а не поводом для паники.

Сегодня эти игровые площадки превращаются в исчезающий вид. На их месте мы возводим дезинфицированные, рафинированные, покрытые пластиком игровые зоны, на которых безопасность важнее приключений. Вместо того чтобы делать игровые площадки максимально эффективными и разнообразными, мы делаем их максимально защищёнными, насколько это возможно. Качели едва отрываются от земли, перекладины и брусья исчезают, земля стала мягкой, а карусели? Они были изгнаны в царство ностальгии.

Мы так увлеклись благим желанием защитить наших детей от всех возможных шишек и синяков, что забыли о главном: ДЕТЯМ НУЖЕН РИСК.

Им нужно карабкаться, прыгать, падать и снова подниматься. Им нужно испытывать свои пределы, расширять границы и испытывать острые ощущения от преодоления трудностей.

И я говорю обо всех детях. Типично развивающиеся дети, дети с ограниченными возможностями, нейродивергентные дети… абсолютно все.

Риск — это то, как мы формируем компетентность, а с компетентностью приходит уверенность в себе и чувство собственного достоинства.

Известный психиатр и эксперт в области психического здоровья, профессор Патрик МакГорри, обнаружил, что австралийская молодёжь уступает только молодёжи США, когда речь идёт о проблемах с психическим здоровьем. А такие исследователи, как Джонатан Хэйдт из Нью-Йоркского университета, связывают сокращение числа рискованных игр с ростом уровня тревожности и депрессии, которые профессор МакГорри описывает в своих последних исследованиях.

Аргумент: дети, которых постоянно ограждают от риска, могут вырасти не готовыми к неизбежным жизненным испытаниям. Они могут стать чрезмерно осторожными, бояться выйти за пределы своей зоны комфорта и быть парализованными страхом неудачи.

И в этом есть смысл. Мы любим своих детей. Мы хотим, чтобы они были в безопасности. Меньше всего мы хотим, чтобы они сломали руку. И всё же… разве это не одни из самых интересных историй, которые мы будем рассказывать до конца жизни? Истории о приключениях и несчастьях; истории о том, как мы залечивали свои шрамы?

Эксперимент «Биосфера-2» — поучительная история. Учёные пытались создать идеальную, самоподдерживающуюся экосистему, но потерпели неудачу. Деревья росли высокими, прямыми и очень быстро. Но потом они… падали. Они были слишком тяжёлыми. Их корни были слишком слабыми, потому что в Биосфере-2 не было ветра. Деревьям не хватало «стрессовой древесины», которая развивается в ответ на трудности (например, ветреные дни).

Наши дети похожи на эти деревья. Они растут в контролируемой среде, защищённые от суровых реалий мира. Но когда они, наконец, выйдут на самостоятельный путь, они будут сбиты с ног. И, если они не выработают в себе устойчивость к стрессу, чтобы подняться, им придётся нелегко.

Давайте проясним ситуацию. Рискованная игра — это не:

  • Игнорирование научно обоснованных и обязательных мер безопасности (например, использование шлемов, автокресел, спасательных жилетов, лестничных ворот).
  • Оставление детей без присмотра в потенциально опасных ситуациях (например, играть на улице в местах с интенсивным движением).
  • Подталкивать детей к риску, превышающему их личных уровень комфорта.

Я не предлагаю нам пренебрегать осторожностью или поощрять безрассудное поведение. Речь идёт о том, чтобы найти баланс. Речь идёт о создании игровых площадок и среды, где дети могут исследовать свои возможности в безопасных и благоприятных условиях. Нужно поощрять их лазить по деревьям, строить крепости и прыгать с качелей, а также обеспечивать руководство и присмотр.

Польза рискованных игр неоспорима.

Исследования показали, что дети, которые участвуют в таких играх:

  • Меньше подвержены развитию тревоги и депрессии;
  • Имеют лучшие социальные навыки, улучшенную физическую координацию и творческие способности;
  • Чаще проявляют инициативу, демонстрируют лидерские качества и проявляют упорство перед лицом трудностей.

Исследования также показывают, что рискованные игры необходимы для развития устойчивости, уверенности и навыков решения проблем. Она помогает детям учиться оценивать риск, принимать решения и ориентироваться в мире на своих личных условиях. И Американское и Канадское педиатрические общества призывают родителей помогать своим детям больше рисковать!

Лишая детей таких возможностей, мы не просто лишаем их удовольствия – мы тормозим их развитие.

Так что давайте превратим игровую площадку в пространство для приключений и исследований. Давайте примем ободранные коленки, радостные крики и случайные слёзы, которые являются неизбежной частью детства, потому что в школьном лагере тяжело, страшно спускаться с горы или дует сильный ветер. Давайте доверим нашим детям ориентироваться в мире, идти на риск и открывать в себе жизнестойкость. И давайте выключим экраны компьютеров, телефонов и планшетов, чтобы они могли выйти на улицу и уже попробовать свои силы.

Потому что в мире, который становится всё более упорядоченным и контролируемым, самым большим риском может быть полное отсутствие каких-либо рисков.

Мир Вам!