Психология развития и возрастная психология. Методические указания по выполнению контрольной работы

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА (г. Казань)

Психологический факультет 

Кафедра общей психологии 

Н. Г. Терещенко 

Психология развития и возрастная психология 

Методические указания по выполнению контрольной работы 

Направление подготовки — 030300 Психология

Профиль подготовки —  Общий

Квалификация (степень) выпускника — Бакалавр

Форма обучения — Заочная

 Набережные Челны – 2012

Аннотация

Одной из форм самостоятельной работы студента с теоретическим материалом по любой изучаемой дисциплине и видом контроля качества усвоения пройденного им материала за определенное время является контрольная работа. Она позволяет преподавателю и студенту выявить уровень знаний, успехи или пробелы в учении. Ее выполнение включает несколько этапов: знакомство вопросами темы, сбор информации и работа с источниками по теме, уточнение структуры и содержания работы, собственно написание и оформление работы.

Требования к оформлению контрольной работы

  1. Работа должна быть выполнена с соблюдением общих требований, предъявляемых к структуре, содержанию и оформлению контрольных работ; она может быть напечатана на листах формата А4 (шрифт Times New Roman, 14 кегль, через 1,5 интервала на компьютере, через 2 интервала на пишущей машинке), которые должны быть скреплены; или выполнена в тетради (тонкой, не более 12 листов) аккуратным, разборчивым почерком (без сокращений);
  2. Первая страница работы представляет титульный лист, на котором должны быть указаны: вуз и факультет, название дисциплины, исполнитель и проверяющий работу, на второй странице необходимо указать задания контрольной работы. Последующие страницы работы должны иметь нумерацию.
  3. Обязательным является наличие списка использованной литературы, представленного на последней странице выполненной работы.
  4. Работа представляется на проверку за месяц до начала сессии.
  5. Контрольная работа выполняется по вариантам. Вариант контрольной работы назначается преподавателем.
  6. Оценка за работу выставляется по двухбалльной системе (зачтено – незачтено) и учитывает раскрытие темы, владение содержанием, аргументацию автора и культуру оформления текста.

 Содержание заданий контрольной работы

 Вариант 1.

  1. Перечислите актуальные задачи (теоретические и практические), которые могут решаться на основе применения знаний возрастной психологии.
  2. Составьте карту возрастного развития человека от 0 до 7 лет в виде таблицы. В карте должны быть отражены (желательно) следующие параметры: возрастной период, ведущий вид деятельности, социальная ситуация развития, система осваиваемых отношений, новообразования психики и личности. За основание рекомендуется взять периодизацию психического развития ребенка Д. Б. Эльконина, также желательно привлечение данных других теорий развития.
  3. Раскройте содержание следующих понятий: валидность, лонгитюд, комплекс оживления, референтная группа.
  4. Опишите структуру психологической готовности к школьному обучению.

Вариант 2.

  1. Укажите основные методические разделы исследовательского цикла в возрастной психологии.
  2. Составьте карту возрастного развития человека от 7 до 18 лет в виде таблицы. В карте должны быть отражены (желательно) следующие параметры: возрастной период, ведущий вид деятельности, социальная ситуация развития, система осваиваемых отношений, новообразования психики и личности. За основание построения карты рекомендуется взять периодизацию психического развития ребенка Д. Б. Эльконина, также желательно привлечение данных других теорий развития.
  3. Раскройте содержание понятий: сензитивный период развития, внутренняя позиция школьника, мораторий, корреляция.
  4. Значение теорий научения, психоаналитических и когнитивных для обучения и воспитания.

Вариант 3.

  1. Сопоставьте периодизации психического развития Ж. Пиаже, Д. Б. Эльконина, З. Фрейда, Э. Эриксона по критериям выделения стадий развития. Результаты оформите в таблице.

Сравнение периодизаций психического развития

Хронологический возраст название стадий в соответствии с авторским критерием
Пиаже Эльконин Фрейд Эриксон
         
         
         
         
         
  1. Сравните классическое, оперантное и викарное научение.
  2. Раскройте содержание понятий: госпитализм, психологическое новообразование, кризис, эгоцентризм.
  3. Какие факторы определяют психическое развитие человека. Какие из них являются внутренними (обосновать ответ).

Вариант 4.

  1. Сравните три любые известные вам концепции психического развития по предлагаемому решению ими следующих проблем психологии развития и возрастной психологии:
  • – периодизации психического развития (непрерывности – стадиальности),
  • – детерминации психического развития (биологического – социального).

Результаты оформите в таблице:

 

 

Концепция

Варианты решения спорных вопросов
непрерывность стадиальность биологический социальный
         
         
         
         
  1. Раскройте основные положения С. Л. Рубинштейна о развитии психики ребенка
  2. Раскройте содержание понятий: независимая переменная, зависимая переменная, сенсорные эталоны, предметные действия
  3. Охарактеризуйте основные компоненты структуры учебной деятельности

Вариант 5.

  1. Сопоставьте подход к обучению в начальных классах в системе В. В. Давыдова с традиционной формой обучения. Представьте в виде таблицы.
  2. Охарактеризуйте основные компоненты психологической структуры возраста.
  3. Раскройте содержание понятий: жизненный путь, сензитивные периоды, научение, подкрепление.
  4. Приведите известные вам стереотипы в отношении старости. Приведите аргументы, которые ставят их под сомнение и позволяют их оспорить

Вариант 6.

  1. Составьте карту возрастного развития человека от 20 до 60 лет в виде таблицы. В карте должны быть отражены (желательно) следующие параметры: возрастной период, ведущий вид деятельности, социальная ситуация развития, система осваиваемых отношений, новообразования психики и личности.
  2. Охарактеризуйте основные компоненты структуры психологической готовности к обучению в школе.
  3. Раскройте содержание понятий: социальная ситуация развития, сенсорное развитие, рефлексия, валидность.
  4. Укажите возрастные психологические задачи в старости.

Вариант 7.

  1. Составьте карту возрастного развития человека от 60 лет в виде таблицы. В карте должны быть отражены (желательно) следующие параметры: возрастной период, ведущий вид деятельности, социальная ситуация развития, система осваиваемых отношений, новообразования психики и личности.
  2. Охарактеризуйте кризисы детства.
  3. Раскройте содержание понятий: геронтопсихология, геронтогенез, зрелость, ведущая деятельность.
  4. Перечислите достоинства и недостатки метода наблюдения, укажите специфические проблемы его использованя для разных возрастных групп

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Терещенко, Н. Г. Психология развития и возрастная психология: учебно-методический комплекс / Н. Г. Терещенко. – Казань : Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2009. – 50 с.

 Основная литература:

  1. Психология развития : учебник для вузов; под ред Т. Д. Марцинковской. – М. : Академия, 2008. – 352 с.
  2. Регуш, Л. А. Проблемы психического развития и их предупреждение (от рождения до пожилого возраста) / Л. А. Регуш. – СПб. : Речь, 2006. – 318 с.
  3. Розум, С. И. Психология социализации и социальной адаптации человека / С. И. Розум. – СПб. : Речь, 2007. – 365 с.
  4. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология : учебник для вузов / И. В. Шаповаленко. – М. : Гардарики, 2004. – 349 с.
  5. Султанова Н. Д., Терещенко Н. Г. Возрастная психология : учебно-методическое пособие / Н. Д. Султанова, Н. Г. Терещенко. – Набережные Челны : Изд-во КамГИФК, 2004. – 140 с.

 Дополнительная литература:

  1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология : учебное пособие / Г. С. Абрамова. – М. : Изд. центр «Академия», 1997. – 704 с.
  2. Ананьев, Б. Г. Психология и проблемы человекознания / Б. Г. Ананьев. – М. : Институт практической психологии, 1996. – 384 с.
  3. Бодалев, А. А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения / А. А. Бодалев. – М. : Флинта : Наука, 1998. – 168 с.
  4. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. – М. : Педагогика -Пресс, 1996. – 536 с.
  5. Выготский, Л. С. Психология / Л. С. Выготский. – М. : Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008 с.
  6. Возрастная и педагогическая психология : учебное пособие; под ред. М. В. Гамезо и др. – М. : Просвещение, 1984. – 256 с.
  7. Гамезо, М. В., Герасимова, В. С., Горелова, Г. Г., Орлова, Л. М. Возрастная психология: личность от молодости до старости : учебное пособие / М. В. Гамезо и др. – М. : Педагогическое общество России, 2001. – 272 с.
  8. История психологии. XX век; под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. – М. : Академический проект; Екатеринбург : Деловая книга, 2002. – 832 с.
  9. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. – СПб. : Питер, 2000. – 992 с.
  10. Никольская, А. А. Возрастная и педагогическая психология в дореволюционной России. – Дубна : Издательский центр «Феникс», 1995. – 336 с.
  11. Осорина, М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых / М. В. Осорина. – СПб. : Изд-во «Питер», 1999. – 288 с.
  12. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология : учебник / Л. Ф. Обухова. – М. : Педагогическое общество России, 2001. – 442 с.
  13. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка; сост., ред. перевода с фр. и англ. В. А. Лукова. – М. : Педагогика-Пресс, 1999. – 528 с.
  14. Поливанова, К. Н. Психология возрастных кризисов : учебное пособие / К. Н. Поливанова. – М. : Издательский центр «Академия», 2000. – 184 с.
  15. Психология возрастных кризисов : хрестоматия; сост. К. В. Сельченок. – Мн. : Харвест, 2000. –560 с.
  16. Психология современного подростка; под ред Л. А. Регуш. – СПб. : Речь, 2005. – 388 с.
  17. Психология старости и старения : хрестоматия : учебное пособие; сост. О. В. Краснова, А. Г. Лидерс. – М. : Издательский центр «Академия», 2003. – 416 с.
  18. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста /Ф. Райс. – СПб. : Изд-во «Питер», 2000. – 624 с.
  19. Ремшмидт, Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности / Х. Ремшмидт. – М. : Мир, 1994. – 320 с.
  20. Рождественская, Н. А. Как понять подростка : учебное пособие / Н. А. Рождественская. – М. : Рос. психол. общество, 1995. – 76 с.
  21. Рыбалко, Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология / Е. Ф. Рыбалко. – Л. : ЛГУ, 1990. – 256 с.
  22. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии: в 2 т. Т.1. – М. : Педагогика, 1989. – 488 с.
  23. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии: в 2 т. Т.2. – М. : Педагогика, 1989. – 328 с.
  24. Сапогова, Е. Е. Психология развития человека : учебное пособие / Е. Е. Сапогова. – М. : Аспект Пресс, 2001. – 460 с.
  25. Смирнова, Е. О. Теория привязанности // Вопросы психологии. – 1995. – №3. – С. 139-151.
  26. Современная психология; под ред. В.Н. Дружинина. – М. : ИНФРА-М, 1999. – 800 с.
  27. Стюарт-Гамельтон, Я. Психология старения / Я. Стюарт-Гамельтон. – СПб. : Питер, 2002. – 256 с.
  28. Эриксон, Э. Детство и общество / Э. Эриксон. – СПб. : Ленато, 1996. – 592 с.

Скачать методические указания

Психология развития и возрастная психология. Методические указания по выполнению контрольной работы
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
Share via
Copy link
Powered by Social Snap