В одном из залов Художественного института в Чикаго выставлена замечательная группа работы скульптора Лорадо Тафта под названием «Одиночество души». Обычный посетитель останавливается на мгновение и проходит дальше, комментируя красоту фигур, составляющих эту группу. Некоторые спешат мимо, боясь взглянуть на фигуры, ведь они обнажены — так же, как обнажена человеческая душа перед взором своего Создателя. (Некоторые люди боятся того, что не скрыто вуалью, — даже обнажённая Истина шокирует их). Но мужчина или женщина, которые думают и понимают, останавливаются перед этой группой, осознавая, что она повествует о могущественной истине.
Вокруг большого камня стоят четыре человеческие фигуры — двое мужчин и две женщины. Они расположены так, что с любой точки зрения видна только одна фигура, хотя связь между любой фигурой и двумя по обе стороны от неё видна. Нужно полностью обойти группу, чтобы увидеть замысел скульптора, чтобы прочитать историю, которую он вписал в мрамор.
Каждая фигура индивидуальна. Каждая стоит особняком. И всё же каждая из них соприкасается с той, что позади, и с той, что впереди. Каждая связана со всеми, но при этом стоит отдельно. Одна фигура протягивает руку своему брату, идущему впереди неё, а на её плече покоится усталая голова брата, идущего за ней. Рука в руке или голова на плече стоят они, каждый дарит другому то человеческое прикосновение и контакт, которые так дороги душе, жаждущей общения с тем, кто понимает.
На каждом лице — печаль, боль и тоска, тоска по полному единению души с душой, тоска, которую не может удовлетворить земная жизнь. И каждый чувствует и знает, что другой испытывает то же желание. И каждый дарит другому, то утешительное прикосновение, которое говорит: «Я знаю, я знаю». На каждом лице видна большая человеческая любовь, смешанная с болью. На каждом лице — смирение, смешанное с горем. Это старая история о человеческой любви и человеческих ограничениях. Это также история более глубокого значения — история души.
Все губы сомкнуты. Каждый мужчина и каждая женщина молчат. И всё же каждый понимает другого. Душа общается с душой в Тишине. И только в Тишине душа может общаться с душой. Слова удешевляют общение души с душой. С теми, кто хорошо нас понимает, мы лучше всего общаемся в тишине. Рука в руке, щека к щеке, сидят те, кто любит. Сказка о любви рассказывается и пересказывается без слов. Слова служат своей цели, передавая обыденность жизни, но кажутся странно неадекватными для выражения более глубоких высказываний души. История любви — история печали — не нуждается в словах. Душа понимает послание души, разум передаёт послание разуму — и всё известно. Самые нежные воспоминания о том, кого вы любили и потеряли, связаны не с моментами, когда он говорил самые ласковые слова. Самое священное для вас воспоминание — это воспоминание о великом Молчании, пережитом вместе с любимым человеком, о моменте, когда каждая душа откинула свою завесу и с благоговением заглянула в глубины другой души. Тишина — это святилище души. Входите в него только с должным благоговением. Раскрывайте головной убор нежно.
Каждая фигура стоит отдельно и в то же время связана со всеми остальными. Каждая из них, казалось бы, отдельна и в то же время является частью целого. Каждый ощущает то страшное одиночество, которое приходит в душу, когда она впервые осознаёт, что она есть. И всё же в этот страшный момент каждый знает, что находится в контакте со всей жизнью. Каждый испытывает острую тоску по более тесному единению душ — воссоединению разделённых частей целого. И всё же каждый осознаёт невозможность исполнения этого желания в данный момент, и они показывают свою скорбь — кладут голову на плечо другого, сжимают руку другого, касаются плоти другого — всё это символизирует стремление к единению души.
Эта группа — символ единства жизни и её кажущейся разделенность. Картина соприкосновения каждой части целого с каждой другой частью. История о боли души в её ужасном одиночестве, о её бессильном стремлении к единению. Представление об общении души с душой в Тишине. Рассказ о комфорте и радости в присутствии другой человеческой формы. Послание о человеческом братстве. Всё это — и даже больше — есть в этой группе.
Интересно, видел ли скульптор всё это, или он высекал лучше, чем знал? Иногда Божественное в человеке заставляет его писать лучше, рисовать лучше, резать лучше, чем он сам осознаёт. Другие видят в его эссе, рассказах, стихах, картинах, статуях гораздо больше, чем создатель предполагал. А сам человек по прошествии многих лет вновь рассматривает свои работы и удивляется новой истории, которую он там читает. Он чувствует себя ошеломлённым тем, что изобразил истины, о которых и не мечтал, пока работал. Внутри нас есть неизведанные глубины, о существовании которых мы и не мечтаем. И из этих глубин время от времени в наше сознание поднимаются прекрасные мысли — прекрасные образы, которые мы воспроизводим на бумаге — холсте — мраморе. Мы не понимаем этих вещей и вместе с другими испытываем чувство удивления при виде воспроизведения того, что пришло из глубин нашего психического существа. А некоторые, кто стал ближе к Реальному Я внутри себя, видят в нашей работе красоты, к которым мы слепы. Только когда чешуя спадёт с наших глаз, мы осознаём всю значимость нашей работы.
Некоторые называют это вдохновением. Но те, кто пронзил завесу, знают, что это вдохновение изнутри, а не извне. Это голос Божественной искры внутри человека, шепчущий сознанию, которое борется за то, чтобы лучше знать, что Высшее Я — это шёпот ободрения и хорошего настроения — предвестие будущего — проблеск далёкого света — дарование нескольких крошек со стола Духа.
Я не знаю, говорю я, знал ли Лорадо Тафт, что он высекал. Я не знаю, был ли он человеком с глубоким духовным пониманием. Но я точно знаю, что эта группа «Одиночество души» — работа Духа внутри этого человека. И его работа несёт глубокое духовное послание тем, кто готов его принять. И через годы это послание будет понято тысячами людей, для каждого, кто получит его сегодня. Эта работа будет жить ещё долго после того, как её создатель оставит земное тело, которое он сейчас использует в качестве инструмента. Она будет жить, потому что несёт в себе послание, потому что передаёт могучую истину.